Мост через Лену: плюсы и минусы

 

Сооружение совмещенного автомобильно-железнодорожного мостового перехода через реку Лену протяженностью 3,2 км запланировано на период 2010 - 2015 годы. На это требуется 62 млрд рублей. В ФЦП «Развитие транспортной системы России до 2015 года» предусмотрено 50 млрд рублей.

Город Якутск, столица Республики Саха (Якутия), является административным, производственным, финансовым, научным и культурным центром с населением более 285 тыс. человек. В нем расположены крупные транспортные подразделения – судоходная компания «Ленское объединенное речное пароходство», Якутский речной порт, аэропорт «Туймаада». Но по показателю «транспортная доступность» Якутск проигрывает другим городам России и Дальнего Востока.

Плюсы

Эффективность переключения на железную дорогу основной доли грузопотоков ввозимых в республику материальных ресурсов заключается в сокращении перевозочных расходов и уменьшении объема кредитования товарных запасов за счет сокращения срока их хранения в среднем на 83 дня. Железная дорога позволит интегрировать в зону круглогодичного транспортного сообщения центральные, восточные и западные районы республики с охватом 83 процентов населения Якутии. Реализация проекта даст мощный мультипликативный эффект снижения стоимости проектов сооружения новых перерабатывающих предприятий.

Совмещенный мостовой переход через реку Лену обеспечит круглогодичную связь столицы республики и ее левобережной территории с сетью железных дорог России, соединит в единую транспортную сеть федеральные автомобильные дороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», обеспечив круглогодичное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем.

Благодаря круглогодичной работе будет гарантирована своевременная доставка в центральные и восточные районы республики всех жизненно необходимых грузов. Создадутся условия применения судов смешанного «река-море» плавания без промежуточной их догрузки, что приведет к снижению транспортных издержек. Автомобильный транспорт получит возможность круглогодично обеспечивать перевозки грузов в труднодоступные районы республики по более коротким расстояниям.

Эффективность проекта строительства и эксплуатации ж/д линии Беркакит - Томмот - Якутск с учетом строительства совмещенного мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска значительно выше, чем строительство железной дороги только до пос. Нижний Бестях и речного терминала на правом берегу реки Лены.

Существенно изменится роль Якутского речного порта: значительно сократится число порожних рейсов судов от Якутска вверх по р. Лене; рейсооборот речных судов уменьшится на 4 тыс. км по сравнению с ныне действующим вариантом от порта Осетрово; не менее чем на треть увеличится производительность судов в короткий период навигации для арктических районов.

Кроме того, возникают дополнительные экономические и общественные эффекты от достройки железнодорожной линии до г. Якутска. Общее снижение затрат по завозу ресурсов для нужд республики в результате строительства железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск и мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска и перехода к новой схеме материального обеспечения составляет в зависимости от родов грузов и районов доставки от 30 до 70 процентов. С учетом возрастающего грузопотока это даст общую экономию средств от 2,5 до 12 - 15 млрд руб. ежегодно.

Снижение от 30 до 70 процентов затрат на вывоз продукции в сочетании со снижением затрат на материальное обеспечение создаст условия для развития новых конкурентоспособных производств в таких отраслях, как лесопереработка, производство минеральных удобрений, черная металлургия, нефтепереработка, газохимия, и повысит эффективность действующих производств. Это приведет к созданию новых рабочих мест (15 - 20 тыс.) и увеличению ВРП республики в четыре-пять раз за расчетный период, увеличению совокупных налогов в бюджет на 1 - 4 млрд руб. ежегодно, а с учетом возможного сокращения сроков строительства на два года составит дополнительно не менее 2,0 млрд руб.

Стоимость потребительской корзины снизится не менее чем на 15-20 процентов, существенно возрастут транспортная доступность и транспортная подвижность населения, оптимизируется работа речного транспорта за счет исключения мелководного участка от порта Осетрово до Киренска, перехода на обслуживание крупнотоннажными судами класса "река-море", высвобождения значительной части тоннажа дорогостоящего арктического транспортного флота и ледокольных средств.

Создание дороги стимулирует развитие культурных, научных и других видов связи Якутии с остальными регионами Российской Федерации, будет способствовать развитию туризма, расширению возможностей для полноценного отдыха жителей Республики Саха (Якутия).

Строительство моста позволит оживить угольную промышленность Центральной Якутии, станет возможным произвести замещение 95 тыс. тонн джебарики-хаинского угля в Амгинском, Усть-Алданском и Усть-Майском районах, что позволит нарастить объем добычи на Кангаласском разрезе на 150 тыс. тонн. В перспективе к значительной экономии бюджетных средств приведет замещение 33,5 тыс. тонн нефтяного котельного топлива на уголь Кангаласского разреза в Мегино-Кангаласском, Таттинском, Усть-Алданском, Чурапчинском районах. При этом потребуется увеличить объем добычи угля на разрезе еще на 100 тыс. тонн.

Минусы

С другой стороны, завершение строительства железной дороги в п. Нижний Бестях (правый берег р. Лены) не решает в полной мере одну из основных задач - ликвидацию сезонности при завозе грузов до г. Якутска и на левый берег Лены. Из-за отсутствия гарантированной круглогодичной связи столицы республики с левобережьем реки Лены не будут обеспечиваться безопасность газовых месторождений, поставка резервного топлива для Якутской ГРЭС.

Кроме того, потребуются дополнительные и весьма значительные средства для строительства в п. Нижний Бестях речного порта с необходимой инфраструктурой, включая нефтебазу, в объеме 100 млрд рублей, что сопоставимо со строительством совмещенного мостового перехода через реку Лену и железнодорожной линии на левом берегу.

При варианте завершения железной дороги на правом берегу р. Лены потребуется переправлять на левый берег р. Лены более половины (до 2/3) доставляемых по железной дороге грузов с использованием ледово-паромной переправы. Себестоимость такой перевалки в несколько раз выше, чем перевозка по стационарному автомобильно-железнодорожному мосту. При этом сохраняется сезонность доставки (невозможность любого транспортного сообщения в течение 4 - 6 месяцев в осенний и весенний периоды). Эксплуатационные расходы по осуществлению доставки грузов с использованием паромной переправы несравнимо выше, чем расходы по эксплуатации мостового перехода.

Гидрогеологические исследования на правом берегу реки Лены показали, что склоновые части Бестяхской террасы представлены льдистыми поверхностями с переувлажненными мелкими слаботорфованными песками. Это значит, что для строительства речного порта необходимо будет провести значительные объемы работ по укреплению берега Лены, обеспечить нормативные глубины и ежегодно предусматривать средства на проведение дноуглубительных работ.

Стоимость строительства нового речного порта на правом берегу реки Лены в п. Нижний Бестях с необходимой инфраструктурой и нефтебазой для хранения ГСМ будет составлять не менее 100 млрд рублей.

Юрий КАРПОВ,газета «Якутия»

 

Резюме

При завершении строительства железной дороги и совмещенного железнодорожно-автомобильного мостового перехода через реку Лену в районе г. Якутска будет:

- решена проблема сезонности завоза грузов в г. Якутск и на левый берег Лены. Исчезнет вековое препятствие в виде отсутствия в течение 4-6 месяцев осеннего и весеннего периодов транспортной связи между Нижним Бестяхом и левым берегом р. Лены (кроме вертолетного пассажирского сообщения в экстренных случаях);

- отпадет необходимость перевалки на левый берег р. Лены более половины доставляемых  по  железной  дороге   грузов с использованием ледово-паромной переправы с высокими эксплуатационными расходами по  осуществлению доставки грузов;

Ш    обеспечена безопасность эксплуатации газовых месторождений, расположенных на левом берегу р. Лены, а также будет гарантироваться надежная поставка резервного топлива для Якутской ГРЭС и круглогодичная связь столицы республики - г. Якутска и ее левобережной территории с сетью железных дорог России;

- сформирована единая транспортная сеть федеральных автомобильных дорог «Лена", "Колыма» и «Вилюй» и, соответственно, круглогодичное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем;

- обеспечены круглогодичные перевозки и кардинальное снижение транспортных и торгово-снабженческих издержек при осуществлении внешних и внутренних торгово-экономических связей Республики Саха (Якутия) по сравнению с действующей схемой перевозок, обеспечена значительная экономия средств республиканского и федерального бюджетов, направляемых на обеспечение «северного завоза».

Завершение строительства железной дороги на правом берегу реки Лены в п. Нижний Бестях даст мощный мультипликативный толчок развитию проектов новых перерабатывающих предприятий (получаемый в варианте со строительством совмещенного железнодорожно-автомобильного моста).

 



← Назад в раздел