Евгения МИХАЙЛОВА: «Университетом должны совместно руководить студенты и преподаватели»

– Недавно вы прилетели с Красноярского экономического форума. Как был представлен университет?

– Мы выехали в связи с тем, что там планировался круглый стол с участием федерального министра. Сборы были недолгими, на форуме мы участвовали, выступали везде, хотя специальной экспозиции у СВФУ не было. Посетили структурные подразделения Сибирского федерального университета. Просто я жалею, что подготовкой надо было заняться ранее, например, чтобы занять площади для выставки. Думаю, у нас есть что представить. По крайней мере, такое мнение появилось после того, как мы увидели стенды СФУ. По тем наработкам, которые успели сделать за 2010 год, мы бы выглядели не хуже.

То, что нас интересовало, – это Центр коллективного пользования Сибирского федерального университета, потому что нечто подобное создаем и мы. Они свой центр создали в 2009 году. У них, конечно, хорошая база, уникальное оборудование, также меня интересовали люди, которые там работают. Несколько опечалило то, что у Центра коллективного пользования мало заказов, если они есть, то не существенны. Получается, что дорогостоящее лабораторное оборудование практически не работает в полную мощь, на нем занимаются аспиранты, старшекурсники. Как говорят сами работники, заказчиков края или другого региона России, которые давали бы заказы, например, на спектральный анализ какого-то вещества, лекарств, почти нет. По-моему, есть такое разочарование и у самих исполнителей. Одно дело - твой научный интерес, другое - быть востребованным как исследователь, приносить пользу.

– Центр коллективного пользования СФУ и Арктический инновационный центр СВФУ – они различны?

– Они совершенно различны. СФУ писали программу первыми – ниши не были заняты, выбора было больше. А нам приходилось осуществлять те направления, которые другие федеральные вузы не выбрали. Если имеется достаточно минеральных ресурсов, понятно, наш университет, готовя кадры, задумывается об их востребованности крупными промышленными предприятиями.

Сами институты СФУ имеют много партнеров, в том числе среди научных центров. СВФУ совсем недавно подписал договор с Якутским научным центром СО РАН. Мы по Программе развития университета закупаем дорогостоящее оборудование, это будет собственностью СВФУ. Наша задача – совместно с институтами ЯНЦ СО РАН проводить коллективные исследовательские проекты, так как вуз пока уступает академической науке.

– Когда будет официально запущен Арктический инновационный центр?

– Планируем в марте этого года. У нас уже есть оборудование, идут реконструкция и ремонт здания, подготовлены кадры, надеемся, что студенты будут активно работать.

– Как мы будем ощущать работу этого центра?

– В 2010 году мы зарегистрировали 25 ноу-хау – результаты инновационной деятельности. На их основе нынче университет создает семь малых инновационных предприятий, например ООО «Стройкомпозит». Они будут строить жилые энергоэффективные дома в Горном и Намском районах, а также в Якутске для преподавателей. Откуда инвестиции? Часть за счет субсидий правительства, часть за счет будущего собственника жилья.

Хорошее, на мой взгляд, малое инновационное предприятие по внедрению рыбьего жира, биологически активного вещества, основой которого является костная мука. Во всем мире известно, что благодаря рыбьему жиру укрепляется иммунитет.

Арктический инновационный центр состоит из Центра коллективного пользования, Центра научных программ, Центра интеллектуальной собственности, Технопарка, Центра трансфертных технологий и Центра вычислительных технологий.

– Университет с новым федеральным статусом завершает первый год. Какие успехи уже есть?

– Об успехах говорить рановато. А насчет текущих результатов – за 2010 год университет выиграл три федеральных конкурса. Первый проект с бизнес-структурой – компанией «АЛРОСА», второй – по нанотехнологиям, третий – по инновационной инфраструктуре. Это свидетельствует о научном потенциале университета, соответственно о востребованности целевых проектов, новых идей.

Мне, работающему руководителю, важно, и это самое главное, чтобы все студенты, преподаватели – все мы стали единым, сплоченным и работоспособным коллективом. Для этого были продуманы, скажем, правила, например Кодекс корпоративной культуры, Клятва студента, Правила внутреннего распорядка, также Приказ на основании Федерального закона о запрете курения и выпивки на территории учебного заведения. Это все для того, чтобы все сотрудники вуза стали деловыми людьми, было чувство порядка, дисциплины. У меня нет такого понятия, что все мы должны шагать в одну ногу с единой формой в придачу. Таких мыслей нет, но надо сплотиться, чтобы вместе решить основную серьезную задачу, которая касается развития университета ради будущего республики. 2010 - 2011 годы определены как годы становления, как годы накапливания трудовых ресурсов, финансовых средств, материальной базы. Это все сейчас делается.

Надо сказать, что я пока единственный федеральный ректор, который посетил все без исключения коллективы структурных подразделений университета. Во-первых, в этом плане я могла видеть то, кто чем живет, о чем говорит, какая работа проводится, и люди могли от меня услышать что-то для себя новое, возможно, слово ректора о том, что делал, делает и планирует сделать вуз. Думаю, что при составлении протоколов этих встреч у нас рождаются совместные проекты, план действий. Все вместе мы идем к тому, что становимся сплоченной, единой командой и реализуем стратегическую цель университета – стать крупным научно-образовательным и культурным центром.

Один из моментов – аттестация сотрудников. Для кого-то это проходит болезненно, например для руководителей. Получается, что я первым делом посетила коллективы, а сейчас провожу аттестацию руководителей. Когда беседуешь с каким-либо коллективом три часа, конечно, слышишь, о чем люди говорят, анализируешь, волей-неволей сравниваешь. Если ставятся вопросы, которые можно было бы вполне решить на уровне деканов, делаешь выводы. Как можно проводить занятия, если нет мяча, учить и требовать, если нет доступа к электронным ресурсам? Руководитель на то и поставлен, чтобы решать такие вопросы.

Для меня главное, чтобы студент был занят с утра до вечера. Он должен быть занят хорошими делами для своего развития. Если это не организовывается, если преподаватель прочитал лекцию и убежал, извините за прямоту, не занимаясь со студентом, если даже его попросил учащийся, мне такое отношение непонятно. Студенты, правда, в последнее время говорят, что ситуация меняется: сейчас преподаватели с ними занимаются, общаются, разговаривают, организовывают секции, кружки, интересуются, как они живут, что читают.

Ранее, в августе - сентябре, мне говорили, что вузовский преподаватель не нянька, что в университет поступают сознательные люди и нечего «с ними возиться». Весь сентябрь я разговаривала с преподавателями, которые иногда курили со студентами. Это, во-первых, вред своему здоровью и авторитету, во-вторых, вред здоровью студента, в-третьих, нарушение федерального закона. Сейчас более-менее порядок наведен. Сами студенты говорят - стало чище, даже пишут мне о том, допустим, где нет туалетной бумаги, где из окна дует. Не скажу, что мне это приятно. Где же люди, которые за это отвечают? Но, по крайней мере, получаю своевременно информацию. В этом году я встречаюсь со студентами чаще, чем с преподавателями. А с сотрудниками я встречаюсь в коллективах, посещаю кафедры – знакомлюсь для того, чтобы вникнуть в их работу, услышать, какими идеями они живут, какие у них проблемы, чем им помочь и быстрее принять меры. В большинстве случаев проблемы удается устранять, решать положительно.

– Значимое событие второго семестра – общеуниверситетская конференция первокурсников…

– Меня порадовала активность студентов-первокурсников. Все знали, что будет такое мероприятие, все готовились. Мне лично было важно, чтобы студенты высказывали свое мнение, свое отношение к учебе, процессу обучения, качеству занятий, чтобы научились задавать вопросы. Студенты не должны испытывать страх задавать вопросы ни перед преподавателем, ни ректором, ни президентом. Если у человека есть вопрос, то лучше спросить вовремя. При разговоре с преподавателем на лекциях, семинарах студент  должен правильно ставить вопросы, аргументировать свое мнение. Умение рассуждать, анализировать, сопоставлять, планировать, прогнозировать ситуацию, думать о будущем - приходит не сразу. Мы, взрослые, должны этому учить. Но большинство из нас этого не делает, считается, что молодые люди сами все должны знать. Конечно, есть люди с рождения мудрые, но таких мало. Тем более на новом месте в незнакомом коллективе у любого человека снижается самооценка, ухудшается эмоциональное самочувствие, появляются настороженность, недоверие. Как известно, толерантные установки – признание равноправия различных жизненных целей, ценностей, уважительное отношение, общее доброжелательное отношение к людям – легче формируются у наиболее интеллектуально одаренных молодых людей. Они самокритичны, конструктивно действуют в стрессовых ситуациях, имеют высокий потенциал адаптивности. В общем, об этих вещах студентов нужно информировать, ориентировать их на высокие нормы морали.

Не только ректор должен управлять университетом, а студенты и преподаватели. Для этого есть Ученый совет, есть два Студенческих совета. Если каждый из нас научится спрашивать друг у друга, мы научимся управлять. Это, безусловно, изменит жизнь к лучшему.

На конференции многие студенты говорили правильные вещи, чувствовалось оживление, желание учиться, это все относится к плюсам. И то, что мы приняли на мероприятии как рекомендации, сейчас планово выполняем.

– Какие итоги первой сессии у первокурсников?

– Результаты по сравнению с прошлыми годами примерно на 20% повысились. Качество оставляет желать лучшего.

– Проводите мониторинг знаний студентов по сравнению с результатами ЕГЭ?

– Делаем. Особенно плохие показатели по химии, физике. Оказывается, химии плохо обучают в школе. На должном уровне преподают русский язык, математику, историю, иностранные языки и другие.

Меня еще волнует физкультура. Удивилась в университете тому, что занятия по физическому воспитанию были заменены платными секциями. Заплатив деньги, можно было не ходить, тем самым институт физкультуры нивелировал значение урока. В итоге все платные занятия в СВФУ отменены, уроки физкультуры стали обязательными для всех.

Сейчас идет обсуждение внедрения дифференцированной формы зачета. Градация предлагается такая: отлично, хорошо, зачтено или не зачтено.

Отменила платные мероприятия бассейна «Долгун». Оказывается, совсем мало студентов туда ходило. Опять-таки эту информацию мне сообщили студенты, их не пускали в бассейн. Заинтересовалась работой бассейна, 13 миллионов они получают из средств университета: 3,5 млн зарабатывают. Лучше СВФУ будет доплачивать «зарабатываемую» ранее сумму бассейну, зато все желающие студенты смогут ходить в бассейн. Договорились на этом, и с 1 марта будет так. Перед «Долгуном» поставлена задача – каждого студента научить плавать.

– Ожидается проведение Общеуниверситетской конференции выпускников… На что будет акцентировано мероприятие?

– Прежде всего, на трудоустройство пятикурсников. В 2002 году была разработана схема распределения выпускников, так называемое квотирование мест.  Тогда два министра – промышленности и транспорта – были против. Они правильно говорили, что нельзя привлекать административный ресурс, так как  у нас предприятия – акционерные общества, артели и т. д. Мы не можем ваших выпускников трудоустраивать, твердили они. Я им отвечала: во-первых, они не мои, а наши, во-вторых, это такие же члены общества, которым надо гарантировать работу.

Надо отметить, что правительство поддерживает – оно понимает, что это делается для населения республики. Пусть нас критикуют, что мы используем административный ресурс. Должны понимать, что если не помочь трудоустроиться соседу, то нам страшно будет заходить в подъезды. Чем будет заниматься безработный молодой человек? Мы не должны себя чувствовать как руководители чего-нибудь, а, прежде всего, позиционировать себя как члены общества. К сожалению, об этом мало думают.

– Насколько университет осведомлен насчет фиктивных договоров?

– Осведомлены. Сам человек не должен идти на это, имею в виду студента, заведомо зная, что это фиктивный договор. Когда студенты научатся правильно задавать вопросы, когда они будут думать о смысле жизни, когда они будут знать, что 23 годами жизнь не заканчивается, они больше будут ставить требований к себе и окружающим. Они не станут соглашаться на такие подделки. Речь о них самих идет, а не о маменькиных сынках, которых устраивают, лишь бы остался в городе. Слава богу, их единицы.

– Недавно вы ездили в Москву на первое собрание насчет эндаумента университета…

– 10 февраля президент республики Егор Афанасьевич Борисов провел первое учредительное собрание по созданию фонда целевого капитала – эндаумента университета. Принимали участие Вячеслав Анатольевич Штыров, Федор Борисович Андреев, Игорь Евгеньевич Демин, Владимир Петрович Евтушенков и решили создавать эндаумент. Карл Иннокентьевич Васильев, Александр Иванович Федотов, Владимир Петрович Евтушенков, Федор Борисович Андреев, Егор Афанасьевич Борисов, Вячеслав Анатольевич Штыров и Евгения Исаевна Михайлова стали учредителями фонда. До 15 марта будем оформлять документы и регистрировать этот фонд. Потом будут первые жертвователи. Первым крупным вносителем станет компания «АЛРОСА». Они согласились вложить в эндаумент до 100 млн рублей.

Работой целевого фонда будет руководить правление. Председателем правления избран Егор Борисов, председателем Попечительского фонда – Вячеслав Штыров.

Задачу поставили большую, прежде всего, сумма средств эндаумента будет предназначена только для научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов. Каждый год проценты от суммы фонда, примерно до 15%, направим на поездки, стажировки преподавателей и студентов. Это хорошая поддержка. К тому же у эндаумента есть целевая установка - расходовать средства только на научно-исследовательскую деятельность ученых и обучающихся в СВФУ.

Никита АРГЫЛОВ.

г. Якутск

 

 



← Назад в раздел