У ворот в АТР

Открыв заседание, опытно и целенаправленно повели профессиональный разбор практики взаимодействия в 2010 году партнеров международных перевозчиков заместитель генерального директора АСМАП Олег Старовойтов и руководитель группы мониторинга рынка департамента организации перевозок АСМАП Анатолий Пинсон:

– Пока мы ехали из артемовского аэропорта во Владивосток на предстоящую асмаповскую конференцию, то поразились размаху дорожных работ, развернувшихся на всем пути. Вы, автомобилисты, сейчас работаете в трудных условиях, но потерпите – идет невероятного масштаба реконструкция трасс Приморья, которые сооружаются именно для развития территории. Буквально полтора года назад здесь ничего не происходило, а теперь совершилось какое-то чудо к предстоящему саммиту АТЭС.

Именно об этом подробно и компетентно рассказал участникам конференции Игорь Эдуардович Хрущев не в скучном административном докладе, а у своеобразной электронной карты Стратегии транспортного развития юга Приморья, становящегося плацдармом взаимодействия всей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

– Роль АТР в мировой экономике неуклонно возрастает, даже в условиях глобального финансово-экономического кризиса здесь усиливаются процессы интеграции. Сегодня имеются необходимые политические условия для того, чтобы придать ускорение присоединению экономик сибирских и дальневосточных регионов к процессам развития в АТР, – подчеркнул он. – Пока очевидным преимуществом Дальнего Востока являются богатые природные ресурсы: нефть, газ, уголь, другие виды минерального сырья, лес, электроэнергия пользуются спросом на рынке. Безусловно, это – потенциал! Но руководство страны ориентирует нас на движение по инновационному пути развития экономики. Решение этой задачи позволит России найти достойное место в АТР, для этого необходимо развитие на востоке страны современной инфраструктуры, в первую очередь - транспорта…

Руководитель департамента промышленности и транспорта Приморского края, останавливаясь на анализе процесса создания транспортного пространства, имеющего унифицированные стандарты и правовые нормы на международном уровне, согласует с тенденциями развития и интеграцию логистических инфраструктур на Дальнем Востоке, глобализацию маршрутов перевозок, улучшение качества сквозного сервиса, коим занимаются в определенной степени и подразделения АСМАП. В частности, Приморье и его транспортные структуры имеют возможность интеграции в международную сеть на современном уровне, и в совокупности транспортный комплекс южного Приморья может стать эффективным партнером транспортных систем Японии, Южной Кореи, Монголии, в особенности – Китая, что уже доказано творческой и профессиональной деятельностью многих действительных членов Дальневосточного представительства АСМАП. Автомобилисты международных перевозок ассоциации работают как на внутреннем, так и на внешнем рынке транспортных услуг Приморья – на его протяженной границе с Китаем, в морских портах – начальных звеньях грандиозного транспортного коридора Транссиба; для рынков АТР Приморье является международным логистическим перекрестком в обслуживании грузов и пассажиропотока различных направлений.

Сделано немало, но, чтобы эффективность возросла многократно, в период проведения саммита АТЭС и особенно после его завершения все его сооружаемые ныне объекты поступят в распоряжение приморцев, да и всех дальневосточников. Сегодня полным ходом идут реконструкция аэропорта Владивосток, строительство и реконструкция таких автомобильных трасс, как М-60 (Владивосток - Хабаровск), сооружение автомобильных мостов на остров Русский и через бухту Золотой Рог, портовых причалов, нефтеналивного порта в бухте Козьмино под Находкой, реконструкция автомобильной и железнодорожной инфраструктуры МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», участков автодорог Уссурийск - Пограничный, Раздольное - Хасан, Владивосток - Находка, объездов городов Уссурийск и Артем, без которых немыслимо дальнейшее развитие и подразделений АСМАП. Развитие транспорта края и интеграция в международную транспортную систему не могут быть ограничены только экспортом сырья. Важнейшими задачами и для автомобилистов являются освоение транзита, развитие сервиса для обслуживания товародвижения.

Невозможно описать все достоинства развития как сухопутных, так и морских «ворот» со странами АТР, но Министерство транспорта совместно с администрацией Приморья планирует комплексное развитие ВНТУ в качестве базового узла Дальнего Востока. Идея портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Восточном ориентирована на освоение транзита, обслуживание оптовой торговли и товародвижения. Развитие порта в бухте Троицы, расположенного недалеко от китайской границы, и создание его эффективной инфраструктуры может быть эффективным пилотным проектом, направленным на развитие транспорта и обучение транспортных специалистов Приморья, на налаживание технологий сервиса, на дальнейшее развитие международного сотрудничества как с Китаем, так и с Южной и Северной Кореей.

Перспектива не только логична, но и вполне оправдана успешной работой таких автотранспортных подразделений, которые входят, скажем, в состав Дальневосточного представительства АСМАП, поле деятельности которого с Китаем в Дальневосточном федеральном округе протянулось на 2000 пограничных километров, и имеющего только в Приморском крае несколько автопереходов. Оно активно осваивало его на протяжении 20 лет и сформировало уникальный опыт работы с китайскими и российскими предпринимателями, их пограничными и таможенными службами, который с благодарностью осваивают не только центральный аппарат АСМАП, но и его западные и южные подразделения.

– На общероссийском фоне Дальневосточное представительство АСМАП смотрится вполне солидно, – оценивает работу в 2010 году руководитель группы мониторинга рынка департамента организации перевозок АСМАП Анатолий Борисович Пинсон, – в ДВФО 280 автомобильных предприятий, из них 118 действительных членов. И еще 17 фирм в 2011 году выразили желание влиться в ряды Ассоциации международных перевозчиков. А это – 50 % охвата. Анализ работы этой боевой «колонны» автомобилистов по перевозке грузов и пассажиров через автомобильные пункты пропуска даже в условиях затянувшегося кризиса в 2010 году положительный: количество автотранспортных средств при пересечении государственной границы РФ увеличилось на 13,8 % и составило 161 670 единиц (в том числе 115 472 российских и 46 198 китайских АТС), при этом доля российских перевозчиков составила 71 %.

За 12 месяцев перевезено 1090,8 тысячи тонн грузов, что на 22 % больше аналогичного периода прошлого года, при этом доля грузов, перевезенных российскими перевозчиками, составила 81 %, а китайскими – 19 %. Средняя загрузка одного грузовика составила 12 тонн.

Импорт грузов почти в три раза преобладает над экспортом, при этом доля импорта от общего количества перевезенного груза составляет 74,5 %. Экспорт грузов увеличился в полтора раза, а его доля в общих перевозках составляет 25,5 %. Что касается перевозок пассажиров, то их объем составляет 1 639 232 человека – по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом увеличился на 30 %.

На конференции использовались сравнительные диаграммы с лидерами других региональных подразделений АСМАП. Порой они даже несравнимы, потому как работа с Китаем в условиях жизни и развития Дальнего Востока имеет особую специфику и политику. Тем не менее состоявшаяся дискуссия участников конференции, нелицеприятные вопросы с мест членов АСМАП к руководству представительства и его Совету выявили, как раньше говорили, «неиспользованные резервы» и ошибки - просчеты дальневосточников.

Обо всем этом откровенно говорилось и на отчетном собрании по итогам работы Дальневосточного представительства АСМАП. В течение года оно, к примеру, вплотную занималось разного рода проблемами, возникающими на автомобильных переходах с их владельцами, с «силовыми структурами» – пограничниками и таможенниками, службами ДВТУ Росграницы. Барьеры, тем не менее, на таких АПП, как «Пограничный» и «Краскино», оставались – задержки, простои; особенно при возникновении пиковых нагрузок, связанных с праздничными и выходными днями. Все пропускные пункты Приморья, по сравнению с другими пограничными пунктами России, работают по временной схеме, имеют низкую пропускную способность.

Без коренной реконструкции автопереходов возникающие регулярно различные проблемы решить просто невозможно, поскольку все пропускные пункты, кроме пассажирского направления МАПП «Пограничный», находятся в частной собственности, а перевод их в государственную – федеральную на протяжении последних нескольких лет затягивается.

На конференции на эту тему прозвучали выступления руководителей ответственных служб о мониторинге и анализе эффективности деятельности пунктов пропуска через Государственную границу РФ и путях их совершенствования, руководителя управления Госавтонадзора по Приморскому краю Юрия Губарева «Транспортный контроль при международных перевозках грузов автомобильным транспортом». Целый перечень проблем излагали таможенные службы ДВТУ.

Конференция прошла интересно, продуктивно – без излишней назидательности, с откровенными мнениями, рациональными предложениями, резкой критикой, с вопросами о застарелых проблемах и ответами, никак не удовлетворившими «вопрошающих», разговорами в кулуарах и награждениями: в данном случае - с вручением Дипломов Международного Союза автомобильного транспорта (г. Женева) по итогам конкурсов на звание лучших водителей международных перевозок по итогам 2010 года.

Красную черту подвел Олег Игоревич Старовойтов:

– Все выявленные на конференции проблемы, безусловно, важны, и совместными усилиями постараемся их разрешить. Однако к очередному форуму дальневосточных членов АСМАП ответы на вопросы подобного рода, не терпящие отлагательств, надо готовить: концентрировать их четко и конкретно излагать участникам дискуссий, может быть, даже размещать их предварительно на ведомственных сайтах, а в службах управлений и отделах отшлифовывать все тонкости и детали. Тогда только излагать на массовых мероприятиях, чтобы участники разъезжались по регионам с ясной, четко отработанной позицией.

Николай БРАТЧИКОВ,

корр. «Парламентской газеты на Дальнем Востоке».

Фото автора.

 

 



← Назад в раздел