«Крылья для АТР»

– Город Артем, Владимир Михайлович, у всех на виду. В последние 10 лет он в корне изменил свое лицо: одно то, что человеку, верующему в его лучшую будущность, проехать мимо невозможно, не помолясь святому храму у трассы, желая тем самым благополучия и здравия всем жителям города.


– Артем входит в состав 150 крупнейших населенных пунктов России с численностью населения более 112 000 человек. И что очень важно: по результатам последней переписи, которую проводили в 2010 году, население города не уменьшилось, а увеличилось.  Примечательно и то, что администрация преднамеренно держала такое направление, чтобы в Артем приезжало как можно больше людей на постоянное место жительства и оставалось здесь работать. Наши усилия в основном были направлены и на увеличение рождаемости, которая здесь тоже ежегодно растет: если в начале 2000-х годов рождалось до 1000 детей в год, то теперь до 1500 человек.

Артем молодеет. Он становится студенческим городом: здесь учится более 6000 студентов – открыты филиалы трех ведущих университетов Дальнего Востока, кадетский корпус при МГУ им. Г.И. Невельского. За то время, пока они учатся, для молодых специалистов подыскиваются рабочие места, и это тоже влияет на приток населения. У нас один из самых низких показателей по безработице среди других территорий края. Количество заявок по устройству на работу в три раза превышает число людей, состоящих в списках на бирже труда. Тот человек, который хочет работать, может всегда найти себе подходящее место. По уровню собственных доходов в местный бюджет – а это самый главный показатель – без учета субсидий, различного рода дотаций, Артем занимает первое место в Приморье. А когда я пришел на пост главы администрации, город числился на 25-ом.


Артем стал современным транспортно-логистическим центром не только Приморского края, но всего Дальневосточного федерального округа, поскольку здесь территориально совмещены два крупных аэродрома – гражданский уже сегодня обслуживает авиалинии во все концы России и в ряд зарубежных стран. Его взлетно-посадочная полоса после капитального ремонта способна будет принимать почти все типы самолетов. Такой авиатранспортный узел и прилегающие к нему свободные земли дают возможность создать к саммиту АТЭС крупнейший в Дальневосточном регионе России международный пассажирский и транспортный аэропорт с развитой складской и таможенной инфраструктурой. Там произойдет полная автоматизация, и воздушные ворота Дальнего Востока по-настоящему будут комфортными. Этот транспортный проект очень хороший, серьезный, в него государство вкладывает значительные финансовые средства, повышая тем самым не только экономику региона, его цивилизованность и участие в различных государственных и негосударственных проектах, но и обеспечивает безопасность людей при перелетах на большие расстояния.


Что касается других, владивостокских проектов, которые осуществляются в рамках подготовки к форуму АТЭС,  особенно строительство новых автомобильных дорог, то они будут непосредственно доходить до аэропорта через Санаторную и Де-Фриз, а также основная трасса М-60, эффективно повлияют на состояние транспортной составляющей Артема. Сочетание на территории города трех видов магистрального транспорта позволит рассматривать возможность создания в Артеме крупного сортировочно-распределительного терминала с функциями предпортового узла. Открыт первый на Дальнем Востоке логистический комплекс класса «А» в непосредственной близости от федеральных трасс Владивосток - Хабаровск и Владивосток - Находка с полным набором услуг.


На территории Артемовского городского округа осуществится проект по созданию игорной зоны, который станет не только хорошим дополнительным источником бюджета, но и базой рабочих мест, связанных с организацией досуга жителей Приморья. Правда, к таким объектам наш человек не приучен, по этому поводу звучало немало критики. Полагаю, приходя в игорную зону – это еще не значит, что люди пустятся «во все грехи тяжкие» – обязательно станут играть. Игорная зона предполагает определенные структуры для цивилизованного отдыха человека. Представьте себе наше лазурное побережье Уссурийского залива, лесной массив, хорошие дороги, куда можно быстро попасть и где можно приятно проводить отдых со своими семьями. К услугам – первоклассный сервис с развлекательными концертными программами, шоу, ресторанами, кафе - вполне нормальный, цивилизованный набор культурных центров.


– Но у Артема немало таких проектов, которые не связаны с проведением саммита АТЭС?


– Несколько лет назад о форуме АТЭС никто не мечтал и не предполагал, что он с собой принесет. Это только усилиями правительства, губернатора Сергея Дарькина принято такое решение, которое на 180 градусов развернуло развитие приморской экономики и в частности - Владивостока. Тем не менее, мы и раньше старались развивать больше своими силами и средствами с поддержкой губернатора Приморского края Сергея Дарькина те проекты, которые необходимы городу. На территории Артема успешно действуют более 20 крупных предприятий – энергетики, транспорта, агропромышленного комплекса, стройиндустрии. Среди них помимо авиационных предприятий, о которых я говорил, стабильно работают Дальэнергоремонт, Приморская овощная опытная станция, Артемовский хлебокомбинат, гормолокозавод, ПМС-220, Артемовская ТЭЦ, дробильносортировочный завод, заводы железобетонных изделий, птицефабрики «Михайловская» и «Уссурийская», совхоз-комбинат «Дальневосточный», технохолдинг «Сумотори», «Успех-Полимерстрой», «Связьмонтажэнерго» и многие другие. Образуются новые компании.


Какие возникают проблемы? Устойчивого и надежного электроснабжения города, поскольку Артем усиленно развивается, строится. Теперь ведь не увидишь клубов дыма из труб котельных, от которых раньше невозможно было избавиться. Каких-нибудь семь лет назад город окутывала дымовая завеса – все дома были с печным отоплением. А теперь жители частного сектора перешли на электрическое отопление, у них современный сервис – поставили титаны, бойлеры.


Но электроснабжение испытывает определенные перегрузки. Все подстанции электрические более чем на 25 процентов перегружены. Мы возьмем часть мощностей от подстанции, которую построили в черте нового аэропорта, но и это не решит нашу проблему. Под эгидой губернатора края договорились в краевую энергетическую программу включить строительство новой подстанции, которую надо построить к 2014 году в центре Артема.


Помимо этого мы осуществляем другие проекты, которые влияют на качество и уровень жизни людей и которые при всей необходимости не смогли построить даже при советской власти. Речь идет о строительстве плавательного бассейна. Физкультурно-оздоровительный комплекс в Артеме – самый крупный муниципальный спортивный объект на территории Приморского края. Эти два объекта уже на 100 % заняты, желающих заняться спортом предостаточно. А в 2010 году заложили и, надеюсь, что к концу 2012 году введем в эксплуатацию там же ледовый комплекс. И наши жители – особенно его юная часть – смогут заниматься всеми видами спорта в зимних и летних дисциплинах.. Еще раз подчеркиваю – ничего подобного не строилось даже в лучшие доперестроечные времена, хотя из-под земли тогда «высасывался» уголь и всю прибыль забирала Москва.


Мы занимаемся серьезной проблемой, которая раньше тоже не решалась – расселением граждан из ветхого жилья.  Когда Брежнев с Фордом, помните, сюда приезжали, бараки артемовские, как потемкинские деревни, замаскировывались, чтобы руководители государств их не видели. И что же? Нашли в себе силы, привлекли деньги из различных уровней бюджета – спасибо губернатору за содействие, стали сносить ветхое жилье. Артем больше всех в Приморском крае за последние годы переселил жителей из ветхого и аварийного жилого фонда. И эта «тема» продолжается – не потому, что у нас самое неприспособленное для жизни жилье. Я поставил перед собой задачу – не надо латать дыры, а содействовать людям, чтобы они проживали в человеческих, цивилизованных условиях. Проблема эта теперь, – в рыночное время, прямо скажем, дорогостоящая, но, тем не менее, настойчиво будем продолжать искать всевозможные пути  для ее решения.


Привлекаем к этому делу частных предпринимателей. За все время работы я практически никого из бизнесменов не обидел – старался создать им такие условия, чтобы они могли чувствовать себя комфортно. Естественно, в рамках государственной законности: мы ведь не можем изменить налоговый и бюджетный Кодексы, но создать достаточно комфортные условия для ведения бизнеса в наших силах.


Вот если бы еще не российская бюрократизация – надо собрать большое количество подписей, согласований при оформлении документаций, что опять же от местной администрации не зависит. Тем не менее, в Артеме нет таких случаев, что бы кого-то обошли вниманием. Ни один проект, заслуживающий внимания, не остался у нас обойденным. Один из новых таких больших проектов, которые мы вознамерились с нашими бизнесменами проводить, – строительство гоночной трассы «Приморское кольцо».


– Какие источники питают местный бюджет?


– Мы смогли разработать программу социально-экономического развития городского округа, принять новый Генеральный план до 2025 года. В чем суть? На мой взгляд, горожане, читая эти документы, четко знают, как станет развиваться город Артем в перспективе, а не надеяться на всевозможные слияния населенных пунктов и возможные финансовые вливания сверху. Могут быть какие-то изменения? Перспектива – не догма: лучшие предложения лягут прочными кирпичами в фундамент развития города.


Такого рода перспективы мы сможем осуществить по нашим планам. И поэтому я говорю: Артемовский округ достаточно стабильная и прогрессивная территория с абсолютным пониманием того, что будет происходить с ней сейчас и в обозримом будущем.


Что касается грандиозного проекта «Мегаполис», о котором Вы спрашиваете, либо города-спутника, мне все ясно. Такие намерения существуют. Есть даже предложения Министерства регионального развития и не только для дальневосточных территорий. Подобного рода решения в плане объединения территорий изучались и у нас в стране, они проходят практику на мировых цивилизованных территориях.


Давайте рассмотрим нашу отечественную ситуацию. От крайней точки территории Владивостокского городского округа до крайней точки территории Артемовского городского округа расстояние будет составлять 80 километров. Что такое 80 километров? У нас сегодня Москва простирается на площади 40х60 километров. Территория, где проживает порядка 20 миллионов человек. Вот это мегаполис! Теперь сравним с нашими «просторами» в 80 километров, где проживает один миллион человек. Какие экономические затраты на содержание и какая управляемость этой территории будет при мегаполисе?


При решении подобных вопросов должна занимать первое место – разумная экономика и комфортность проживания жителей. Что, по сути, получается на сегодняшний день? Про расстояние все понято: житель, находящийся на территории нашего поселка Заводского должен ехать в мегаполис на прием к главе или в администрацию во Владивосток что ли? Да никогда человек туда не поедет - предстоят большие расходы и неудобства! Второй вопрос: а куда деть тружеников наших сельских населенных пунктов, которые мы никому раньше не отдали, хотя имели такую возможность, когда принимался Закон о местном самоуправлении? Что их взять теперь и отделить? И сказать: все, граждане дорогие, мы уходим в мегаполис, а вы самостоятельно проводите свои выборы начальства и живите, варясь в собственном соку. На такое мы не решимся, потому что знаем, что сельскую территорию никогда не надо бросать, ибо это – экономическая безопасность страны. Во все времена, как бы не было тяжело городу, артемовцы помогали селу, и все-таки добились того, чтобы не разделиться, остаться вместе с селянами. И результаты даже в самых неблагоприятных условиях налицо – Артемовский округ по сельхозпродукции удерживает первое место среди всех территорий Приморского края, и я не вижу соперников нашим аграриям. Смело говорю: Артему нет конкурентов в развитии сельского хозяйства, потому как мы не только выращиваем продукцию, но занимаемся научными разработками и внедрением новых технологий. Очень серьезно помогает наша государственная власть в лице губернатора С.М. Дарькина путем субсидирования средств в модернизацию сельскохозяйственного производства, внесения дотаций в тепловую и энергетическую сферы.


Что касается экономики, то я еще раз хочу подчеркнуть: мы добились высокого уровня собственной доходной базы. За счет чего? У нас есть целый комплекс мероприятий, который мы проводим для достижения цели в течение уже 10 лет: абсолютно планово вскрываем дополнительные источники доходной базы. Это и выявление предприятий, выплачивающих регулярно часть зарплаты в конвертах и вывод их на законную основу. Важно, что в пополнении доходной части бюджета проявляются совместные усилия пенсионного фонда, налоговой инспекции, службы приставов, финансового управления, межведомственной комиссии. Проводится долговременная работа по земельным участкам – по выявлению задолжников, постановке на учет.


Есть у нас большой комплексный план, расписанный страниц на 20. Каждый работник знает, за что он отвечает. И мы смогли создать такой механизм работы и взаимодействия муниципальных, федеральных и государственных структур, наведения здесь полного порядка. Владивосток, кстати, по этому показателю находится на 18 месте. Не из-за того, наверное, что там по-другому налажено взаимодействие структур. Просто с теми деньгами, которые они получают на форум АТЭС, справиться бы – у них огромный объем работ, влияющий на бюджет. Но это время пройдет, и они потом будут с такой же тщательностью, как мы, заниматься «мелочами». И потом – быть окраиной «Большого» города тоже не просто: всевозможные объединения – реорганизации страна не раз уже проходила. Нашим жителям новые перестройки вряд ли понравятся. Если бы при объединении в Большой Владивосток сказали людям: «Вот теперь, господа, у вас зарплата будет такой же высокой, как у владивостокцев!». Хотя разница в полторы тысячи рублей вряд ли оправдает хлопоты.


Сейчас речь идет не столько о загруженности работой населения, вопрос в другом – предприятия должны работать продуктивно «на полную катушку», чтобы людям платили достойную зарплату: кругом инфляция, цены на все растут, а зарплата остается «замороженной».


Мегаполис должен быть, но на условиях межмуниципального сотрудничества и равноправного партнерства. И я не вижу, чтобы в ближайшие пять или десять лет Артем тянул бы весь Приморский край куда-то вниз, наоборот он намерен давать дополнительные положительные дивиденды, как и в эти годы.  У него достаточно опыта. Думаю, что с реализацией намеченных планов уже в ближайшей перспективе мы сможем стать самодостаточной территорией.


Валентина БРАТЧИКОВА.

 

 



← Назад в раздел