Восточный форпост России

18 февраля 2011 года на заседании Законодательного Собрания состоялся отчет губернатора Приморья С.М. Дарькина о деятельности администрации Приморского края за 2010 год, в котором Сергей Михайлович заявил: «Для Приморья это был непростой, очень динамичный год. Мы одержали ряд побед, не допустили снижения темпов развития экономики и социальной сферы края».


ОЧЕНЬ ДИНАМИЧНЫЙ ГОД


– Остановлюсь на основных цифрах, которые наглядно отражают итоги минувшего года. Валовый региональный продукт составил 432,7 млрд рублей, или 108 % к уровню 2009 года. Отмечу: темпы роста ВРП края сопоставимы с показателями ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Китаем, Республикой Корея).


Хорошая динамика достигнута в ключевых для приморской экономики отраслях: рост индекса производства в рыболовстве – 169 %, грузообороте транспорта – 128 %, промышленном производстве – 111,5 %, лесозаготовках – 114%. Хочу напомнить, что мы не упали во время кризиса, у нас был рост 102,5 %, то есть 114 % – это к росту 2009 года.


Рост производительности труда за 2010 год – 107,7 % (в целом по России – 103,2 %), снижение энергоемкости составило 8 %. С 2010 года в Приморском крае работает программа энергоэффективности, снижения энергоемкости и роста потребления.

Важнейший показатель - инфляция. По итогам 2010 года она зарегистрирована на уровне 7 %. Подчеркну, это наименьший показатель с 1992 года.


Динамика экономического развития обеспечила улучшение социальных показателей. Среднемесячная заработная плата в организациях края выросла на 15 % к уровню 2009 года и достигла 21 800 рублей. Средняя зарплата работников бюджетных отраслей – 20 035 рублей - рост 106 %.


Уровень безработицы по состоянию на 1 января 2011 года оценивался в 2,35 %. На начало 2010 года этот показатель составлял 3,6 %. За минувший год в Приморском крае создано более 12 тыс. новых рабочих мест.

Средний размер назначенной пенсии на 1 января 2011 года составил 7698 рублей, по сравнению с 2009 годом увеличился фактически на 22,8 % и реально (с учетом изменения цен) – на 14,3 %. Средний размер пенсий обеспечивал 143 % среднекраевого уровня прожиточного минимума пенсионера. При этом пенсии по старости увеличились на 1500 рублей, а пенсии участников Великой Отечественной войны, вдов погибших военнослужащих – на 4000 рублей.


Инвестиции в основной капитал в 2010 году составили 201 млрд. рублей с ростом 117 % к уровню предыдущего года. Конечно, такая динамика во многом связана с реализацией на территории края крупномасштабных проектов федерального значения. Потому важно подчеркнуть, что инвестиционный тренд задают не только бюджетные инвестиции. Частные инвестиции в объеме более 100 млрд. рублей были направлены на развитие новых секторов, новых товаров и новых рынков. В общем объеме инвестиции в здания и сооружения составляют 73,1 %, в машины, оборудование и транспортные средства – 20,3 %, в жилье – 5,6 %. По видам экономической деятельности наибольший удельный вес в общем объеме составляют инвестиции в транспорт (50,2 %), образование (18,2 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (10,8 %).


Cтруктура и динамика инвестиций фиксируют важные тенденции, которые показывают, что Приморский край, во-первых, формирует инфраструктурную основу для долгосрочного развития; во-вторых, конвертирует благоприятный инвестиционный климат в крупные инвестиционные проекты и создание новых конкурентных преимуществ. Именно эти факторы обеспечивают качественно новый потенциал для регионального развития. По итогам исследования «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России в 2010 году» Приморский край по инвестиционному потенциалу занял 18-е место среди 83 регионов, улучшив свою позицию на три пункта по отношению к предыдущему году. Возможно, кому-то рост покажется небольшим, но важно направление, в котором мы двигаемся.


В целом рост оборота организаций края за минувший год составил 124,5% до 746,1 млрд рублей. В том числе оборот малых предприятий составил 175,5 млрд  рублей – рост 116,5 %. Количество малых предприятий (с учетом микропредприятий) выросло до 37 800 единиц. На данный сектор экономики края по итогам 2010 года приходилось 22,3 % ВРП (в 2009 году - 19,8 %). Убежден, что это далеко не предел, здесь есть огромные перспективы. В свою очередь, мы продолжим уделять самое пристальное внимание развитию малого и среднего бизнеса. У нас идет ускоренное развитие в экономике доли малых предприятий. А это очень и очень важно. И не только для экономики, но и для политической стабильности. Это основа среднего класса. К слову, в 2010 году на поддержку предпринимательства из краевого бюджета было направлено более 286 миллионов рублей.


ПАРТНЕРЫ ПРИМОРЬЯ - 90 СТРАН МИРА


Что касается внешнеторгового оборота Приморского края, то в 2010 году он составил 6588 млн. долларов США. Достигнут рост к уровню 2009 года 165,8 %, который в основном обеспечен улучшением внешнеторговой конъюнктуры, а также повышением доходов населения и внутреннего спроса в крае. В числе внешнеэкономических партнеров Приморского края – 90 стран мира. Наибольший объем операций (более 87 % всего оборота) приходится на КНР, Республику Корея, Японию и США.


Мощный импульс развитию экономики Приморского края дает реализация программы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». С учетом последних изменений, которые были внесены в нее правительством России в конце минувшего года, финансирование увеличено до 662,8 млрд рублей. Из них 205,5 млрд – средства федерального бюджета, 33,5 млрд – краевого бюджета, 423,8 млрд – внебюджетные средства.


Администрация Приморского края выступает государственным заказчиком по 16 объектам с общим объемом финансирования на весь период реализации программы 82,7 млрд рублей. Везде ведутся строительно-монтажные работы.


В минувшем году введены в строй первые объекты коммунальной инфраструктуры. Третий водовод с насосными станциями и очистные сооружения Артемовского гидроузла повысили качество и надежность водоснабжения Владивостока.


Комплексные мероприятия по рекультивации позволили потушить и законсервировать мусорную свалку в районе Горностая, горевшую на протяжении многих лет. Для того, чтобы перерабатывать мусор по-современному и без вреда для окружающей среды, во Владивостоке запущена первая очередь комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов и завода по переработке ТБО.


Отмечу, что большинство инфраструктурных объектов, которые будут сданы в 2011 году и начале 2012 года, имеют огромное значение с точки зрения улучшения экологии. Один из показательных примеров – реконструкция действующих и строительство новых очистных сооружений во Владивостоке. Эта работа проводится с одновременной прокладкой по всему городу 100 километров канализационных сетей. Краевой центр наконец-то обретет полноценную систему централизованной очистки сточных вод, которую не имел на протяжении всех 150 лет своей истории. Будет полностью прекращен сброс неочищенных стоков в залив Петра Великого.


Современная коммунальная инфраструктура должна полностью обеспечить все потребности в связи с интенсивным жилищным строительством, которое развернулось во Владивостоке. Одним из крупнейших проектов является микрорайон «Снеговая Падь», где будут проживать военнослужащие и их семьи. Это пример современного подхода к созданию городской среды. В 2010 году сданы в эксплуатацию первые 2500 квартир. В перспективе жилой массив примет 52 тыс. человек. Важнейшее условие создания нового жилого городка - полноценная инфраструктура. Здесь будут построены школы, детские сады, поликлиники, торговые центры, спортивные объекты, дороги.


Комплексный подход будет использован при строительстве жилых микрорайонов на Патрокле и вблизи поселка Трудовое, что позволит расселить порядка 100 тысяч человек. Эти проекты сейчас готовятся к реализации. В целом, отмечу, по итогам 2010 года ввод жилья в Приморском крае составил порядка 530 тыс. кв. метров (рост к предыдущему году – почти на треть).


Мы продолжим активно стимулировать жилищное строительство. В первую очередь – в новых сегментах жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.


69 ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ


Во Владивостоке идет строительство Дальневосточного федерального университета, театра оперы и балета мирового уровня, а также крупного концертно-спортивного комплекса на 7500 мест. Продолжают расти ввысь две 5-звездочные гостиницы, которые в 2012 году примут участников и гостей саммита АТЭС.


Ведется работа с потенциальными инвесторами по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на острове Русском, игорной зоны. Мы рассчитываем, что данные проекты повысят туристическую привлекательность нашего региона, значительно увеличат поток иностранных туристов, создадут дополнительные рабочие места.


Кроме перечисленных выше реализуются и другие отраслевые проекты, которые входят в число 69 приоритетных в рамках «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года».


В секторе транспортировки и глубокой переработки углеводородного сырья выполнены значительные объемы работ на строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», магистрального газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток», межпоселкового газопровода от газораспределительной станции Владивостока до потребителей природного газа острова Русского с отводом на ТЭЦ-2.


Запланировано строительство нефтехимического комплекса мощностью 5,5 млн тонн для переработки углеводородного сырья, завода по сжижению природного газа мощностью 26 млрд кубометров газа в год и завода по производству минеральных удобрений.


Компанией «Соллерс» введена в эксплуатацию вторая очередь автомобильного производства во Владивостоке, плановый выпуск должен достичь 25 тысяч автомобилей в год. Интерес к Приморскому краю, как выгодному месту размещения автомобильных производств, проявляют сегодня и другие ведущие автоконцерны мира: «Мазда», «Тойота», «Рено-Ниссан».


Строится и модернизируется энергосистема края, в том числе по переводу основных энергообъектов на экологически чистое топливо - газ. Окончены ветроизмерительные работы и готовится площадка под строительство ветроэлектростанции мощностью 36 мегаватт на острове Попова. Введены электроподстанции для электроснабжения международного аэропорта «Кневичи» и новых жилых микрорайонов. Включена под напряжение высоковольтная линия «Артемовская ТЭЦ - Владивосток» для обеспечения надежного электроснабжения потребителей Владивостока.


Развивается транспортная система с новыми логистическими характеристиками. Так, специализированный морской нефтеналивной порт «Козьмино» (конечную точку трубопроводной системы ВСТО) в 2010 году было отправлено на экспорт 15,3 млн тонн нефти. Тем самым завершено строительство первой очереди порта.


ТРАНСПОРТ - ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ


Считаю нашу работу в этом направлении принципиальной: пусть мы и живем на Дальнем Востоке, но каждый из нас должен чувствовать единство со всей страной. В этом плане хотел бы сообщить, что к саммиту АТЭС во Владивостоке строится новый, современный и комфортабельный аэропорт. Новизна воздушных ворот Приморья будет во всем. Взлетно-посадочная полоса позволит принимать большинство современных воздушных судов, включая широкофюзеляжные, в дневное и ночное время. Возможности пассажирского терминала обеспечат комфортное обслуживание пассажиров как на внутрироссийских, так и на международных линиях с учетом роста пассажиропотока. Планируемая пропускная способность нового аэропорта составит 5 миллионов пассажиров в год.


Значительные средства направляются на формирование абсолютно новой транспортной инфраструктуры южного Приморья, отвечающей всем самым современным требованиям. К саммиту АТЭС идет строительство уникальных мостовых переходов на остров Русский и через бухту Золотой Рог, которые существенным образом разгрузят город. В настоящее время пилоны моста превысили отметку 170 метров из проектных 226. Этой весной начнется натяжение вант. В продолжение мостового перехода через бухту Золотой Рог ведется строительство автомобильной дороги в район бухты Патрокл.


Уже сейчас можно проехать на автомобиле по всему сухопутному участку другой новой дороги: поселок Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл.


Активными темпами строится один из участков этой трассы – низководный мост-эстакада от Де-Фриза до Седанки. Продолжается строительство дороги аэропорт «Кневичи» – федеральная дорога Хабаровск - Владивосток. Строится подъездная автодорога к терминалу аэропорта.


Подготовка к саммиту ни в коем случае не дает нам права забывать про общекраевые проблемы! В рамках действующей программы «Дороги края» в 2010 году был выполнен ремонт 154 километров автомобильных дорог общего пользования и 15 мостовых сооружений. Первоочередное финансирование было направлено на завершение реконструкции дорог в направлении международных транспортных коридоров. Работы продолжались на следующих объектах: реконструкция дороги Уссурийск - Пограничный - госграница; строительство мостового перехода через протоку Мельничная на дороге Дальнереченск - Ариадное. В этом году запланирован ввод еще трех объектов на дорогах Владивосток - Находка и Раздольное - Хасан.


Глубоко убежден, что одной из ключевых задач в области дорожного хозяйства является сохранение человеческой жизни, беспрерывная борьба за уменьшение травматизма и количества дорожно-транспортных происшествий.


В связи с этим в рамках краевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Приморском крае» были продолжены работы по устройству дорожного ограждения, тротуаров, наружного освещения на дорогах общего пользования. На эти цели краевой бюджет субсидировал муниципальные образования края в сумме 350 млн рублей. Считаю эту работу важной. Мы продолжим асфальтирование сельских дорог в разных районах Приморского края.


Из отчета Законодательному Собранию губернатора Приморского края С.М. Дарькина о деятельности администрации края за 2010 год.

 



← Назад в раздел