Дрейф к островам

Генеральный план Владивостокского городского округа выполнен ОАО «Приморгражданпроект» по заказу администрации города Владивостока.


В состав городского округа, площадь которого составляет 55 280 га, кроме непосредственно города Владивостока вошли: поселок Трудовое, острова Русский, Попова, Рейнеке, Рикорда, все малые острова архипелага, а также п-ов Песчаный с прилегающей материковой частью.


Генеральным планом Владивостокского городского округа по основным направлениям развития предусматривается:


– дальнейшее развитие города Владивостока как крупного морского порта;


– выполнение разнообразных функций в международном сотрудничестве России со странами АТР, в том числе транспортно-транзитных, экономических и культурных;


– развитие внутреннего и внешнего туризма, его инфраструктуры, объектов показа с учетом уникальных природных и исторических условий города и края;


– производство высокоценных товаров на основе наукоемких технологий, в том числе биотехнологий;


– расширение и повышение качества образования, науки, объектов культуры;


– обеспечение города надежными и эффективными системами жизнеобеспечения и транспортной инфраструктуры;


– сохранение базирования военно-морского флота и служб по охране границы;


– улучшение экологической обстановки, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия.


Предполагаются увеличение численности населения городского округа с 607,3 тыс. до 864,1 тыс. чел на расчетный срок до 2025 года, освоение новых территорий.


В проекте генерального плана учтены объекты и инфраструктура, необходимые для проведения саммита АТЭС в 2012 году на территории Владивостокского городского округа.


В работе над проектом в разное время (начиная с «Концепции генерального плана») принимали участие: Аникеев В.В., Безрукавая Л.Н., Бувака Л.В., Воробьев В.В., Карпов В.П., Костикова Е.С., Криницын В.А., Костыгина Н.Н., Кульпин С.А., Мельников Е.М., Новиков А.В., Прокуров В.В., Преловский В.И., Самойленко И.Б., Чудинов Ю.Е., Чудинова А.В.


Генеральный план разрабатывался с привлечением научно-исследовательских организаций Российской академии наук и Российской академии архитектуры и строительных наук, а также местных проектных организаций.

 

«Парламентская газета на Дальнем Востоке» предлагает своим дальневосточным читателям статью «Дрейф к островам», опубликованную сразу же после принятия Генерального плана Владивостокского округа в разделе архитектуры «Градостроение», освещающем задачи проектирования и развития городской среды. Статья как нельзя лучше отражает насущные проблемы Владивостока, учтенные в его новом генплане.

 

Во Владивостоке принят новый генеральный план города, разработка которого началась еще в 2000 году и сопровождалась борьбой за городские земли и административно-территориальной неразберихой. Разногласия периодически возникали между городскими, краевыми властями, военным ведомством (специфика Владивостока такова, что большие территории занимают военные базы). За это время поменялось два мэра, несколько и. о. мэра, четыре вице-мэра и пять главных архитекторов города, был принят новый Градостроительный кодекс, изменивший систему градостроительного проектирования. В более-менее конструктивное русло работа над генпланом вошла лишь в 2007 году, после того как федеральные власти решили провести на острове Русском (входит в городской округ Владивосток) саммит АТЭС-2012. Без главного градостроительного документа становилась невозможной полноценная подготовка к этому масштабному международному мероприятию: проведение градостроительного зонирования, разработка проектов планировки, межевания и градостроительных планов земельных участков, проектирование конкретных объектов, выделение финансирования. Проект генплана получил положительное заключение Министерства регионального развития РФ.


Стоит заметить, что с конца XIX века, когда были заложены основы планировочной структуры Владивостока, город с трудом вписывался в градостроительные лекала. Сначала Владивосток задумывался как оборонно-промышленный центр с ограниченным населением порядка 340 тысяч человек: в том числе из-за специфических природно-климатических, геологических условий, не предполагающих комфортного проживания. Однако в советское время он превратился в крупный промышленный город, а более-менее благоприятные для жилой и рекреационной цели территории заняли промышленные объекты («Дальзавод» разместился на побережье бухты Золотой Рог, «Дальприбор» – в распадке в районе Второй речки, на равнине в долине Первой речки построили нефтебазу). Развитие промышленности способствовало росту населения, который спровоцировал дефицит земли под жилищное и инфраструктурное строительство. Он еще более обострился из-за сложного рельефа, большого количества территорий с особым статусом и коррупции. Так, многие перспективные проекты оказались «замороженными», в то время как на землях, отведенных генпланом под строительство дорог, стали появляться жилые комплексы и торговые центры. Например, новые постройки перекрыли перспективную городскую магистраль от Корабельной набережной до Пограничной, обход Луговой по Горной улице, сделали невозможным строительствов дублера Светланской. Так и не была построена Пушкинская депрессия (водозабор на базе месторождения подземных вод, расположенного в 60 км от города), осталась на бумаге новая ТЭЦ. Не удивительно, что износ коммунальных сетей достиг критической отметки, город стал задыхаться в автомобильных пробках и превратился в источник экологической опасности из-за многочисленных свалок, сброса неочищенных сточных вод в бухты и заливы, загрязнения атмосферного воздуха.


В начале 90-х была впервые предложена новая концепция развития: портовый город, транспортный узел, центр образования и науки, где возможно размещение лишь небольших экологически чистых, высокотехнологичных предприятий. Эти идеи нашли свое отражение и в новом генплане, разработанном местным институтом «Приморгражданпроект». В частности, предполагается переориентировать местную промышленность на выпуск высокотехнологичной продукции, вывести из жилых районов города промышленные предприятия, складские и другие объекты, вредные в экологическом отношении, создать озелененные санитарно-защитные зоны между жилыми районами и промышленными предприятиями. Принципиальное отличие нового генплана от предыдущих версий – в том, что он предполагает развитие города не столько в сторону комфортных для жизни территорий – к Артему и поселку Трудовое, сколько застройку островных владений (так называемый «южный» вариант развития).


Сегодня площадь территории Владивостокского городского округа составляет чуть более 55 тысяч гектаров. В его границы входят непосредственно город Владивосток, рекреационные земли, а также поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке, село Береговое, остров Рикорда и прочие острова. Всего на этих территориях проживает более 600 тысяч человек. Здесь проходят Транссибирская железнодорожная магистраль, дорога федерального значения М-60 – Хабаровск - Владивосток, а также дороги краевого и местного значения. На территории агломерации расположен аэропорт Владивосток.


В структуре города сочетаются ортогональная, лучевая и свободная планировка улиц. Планировочная структура города включает в себя семь планировочных районов и 14 промышленных зон. Планировочные районы: поселок Трудовое и часть района «Пятый Ключ» (здесь имеются резервы территории для застройки), район Курортный (большая часть занята природным лесопарком, Ботаническим садом ДВО РАН, санитарно-охранными зонами водохранилищ), район Северный (занимает территорию от Академгородка ДВО РАН до долины Первой Речки, включает пять жилых районов из 20 микрорайонов, военные части), район Центральный (территории от долины Первой Речки до бухты Золотой Рог и долины речки Объяснения, включает шесть жилых районов), район Южный (полуостров Голдобин и южные склоны долины речки Объяснения, в состав входят шесть жилых районов), Западный (полуостров Шкота, имеет в составе два жилых района), район Уссурийский (бухта Горностай и урочище Мертвая Падь, считается резервной территорией для жилищного строительства).


Генпланом запланировано увеличение территории городской застройки с 6 до 10 тысяч гектаров. Предполагается создать новые планировочные районы на побережье Уссурийского залива, а также в юго-западном и южном направлениях (в том числе путем уплотнительной застройки), а также освоить острова Русский и Попова. Первоочередное массовое жилищное строительство планируется развернуть в районе Второй Речки, «Зеленого угла» и бухты Патрокл. Развитие усадебной застройки предусмотрено в поселке Трудовом, вдоль дороги на Хабаровск и по побережью Уссурийского залива. Предусмотрено строительство так называемого Уссурийского района. Исторически сложившийся центр города авторы генплана предлагают сохранить, развивая его в направлении Спортивной гавани и вдоль бухты Золотой Рог «в виде развитой архитектурно-пространственной композиции, включающей улицы Светланскую, Алеутскую и Океанский проспект, главную площадь города, а также озелененные набережные и склоны сопки Орлиной».


Самой острой проблемой, сдерживающей развитие Владивостока, провозглашено убогое состояние системы городского транспорта. Разработчики генплана предложили рассредоточить транспортные потоки с целью снижения нагрузки на отдельные элементы дорожной сети, разделить основные потоки грузового и пассажирского транспорта, создать дублеры основных магистралей и ввести одностороннее движение транспорта на наиболее нагруженных направлениях, закольцевать существующие магистрали, тем самым разгрузив самые напряженные узлы центральной части города и связав окраинные микрорайоны. Рассматривается даже возможность строительства монорельсовых дорог для разгрузки центра города.


В общем, планов – громадье. Однако почти наверняка в обозримом будущем усилия проектировщиков и подрядчиков будут сосредоточены на инфраструктурных проектах, призванных обеспечить транспортной связью и коммуникациями острова Русский и Попова, на которых планируется провести саммит АТЭС-2012. Одним из важнейших назван проект создания второй вылетной автомагистрали со стороны Амурского залива (дублера основной вылетной автомагистрали – улицы Маковского). Эта дорога свяжет Владивосток с островом Русским, мысом Песчаным, Де-Фризом и Надеждинским районом. Идет строительство двух мостовых переходов между островной и материковой частью. Мост через пролив Босфор Восточный соединит материковый Владивосток с Русским (генподрядчик – строительная компания «Мост»). Еще один – вантовый – мост построят через бухту Золотой Рог. Его общая протяженность составит 3,1 километра, из них 1,9 километра – длина самого моста и 1,2 километра – подъездных путей и дорожных развязок.


Проект планировки острова Русского, совмещенный с проектом межевания и градпланами земельных участков, разрабатывает консорциум во главе с институтом «Гипрогор». На острове к саммиту 2012 года строятся объекты деловой и гостиничной инфраструктуры, которые затем будут перепрофилированы в научно-образовательный центр и федеральный университет. Оценивая перспективы застройки острова Русского, специалисты напоминают, что идея освоения островных территорий впервые возникла еще в советское время: планировалось, что население Владивостока возрастет до 800 тыс. человек. Теперь же, в условиях сокращения населения, «островной акцент» выглядит весьма спорным. «Есть, куда вложить деньги и в материковой части», – считают некоторые горожане. Надо строить транспортные развязки, менять коммунальную инфраструктуру. Тем более что с учетом разуплотнения населения в центре города и в микрорайонах с повышенной плотностью в запроектированных жилых зонах города можно расселить порядка 800 тысяч человек. Вот и на публичных слушаниях, связанных с обсуждением генплана, жителей города больше волновали проблемы совершенствования транспортного сообщения отдаленных районов с центром города, развития общественного транспорта, инженерной инфраструктуры, утилизации бытовых отходов, экологии. Кроме того, острова отличаются сложными природно-климатическими условиями: более жесткими, чем в материковой части. Здесь больше туманных дней, сильнее ветры.


Строительство объектов саммита может переплетаться с проектами, направленными на развитие портов и транспортно-логистической инфраструктуры материкового Владивостока. Сегодня портовые мощности приморской столицы уступают крупнейшим портам стран Азиатско-Тихоокеанского региона из-за стесненных морских акваторий и тесных припортовых территорий. Почти все железнодорожные станции города имеют крайне ограниченные возможности для развития (в том числе из-за особенностей рельефа). Начатое для этих целей строительство станции «Амурский Залив» было прекращено по экологическим требованиям. Гепланом предусмотрены меры по развитию железнодорожного узла (увеличение пропускной способности, создание новых предпортовых и припортовых станций, обеспечивающих подработку, сортировку и маршрутизацию грузов с распределением их по грузовым районам портов, строительство дублеров отдельных направлений железнодорожной сети). Однако все эти транспортные проекты требуют колоссального финансирования. В не менее масштабных финансовых вливаниях нуждаются системы водо-, тепло-, энергоснабжения города. Нужно построить новое водохранилище на реке Арсеньевке, резервные водоисточники (одним из которых является упомянутая выше Пушкинская депрессия), сооружения биологической очистки сточных вод (сегодня стоки сбрасываются в залив Петра Великого), мусороперерабатывающий завод (свалка на Горностае наносит огромный экологический ущерб), линии электроснабжения, а в перспективе - объекты газовой инфраструктуры.

 Gradplan.Ru

 



← Назад в раздел