Уровень студентов должен постоянно повышаться

– Вы, Анвир Амрулович, родились в поселке Северный, Чаунского района, Магаданской области. Как попали туда ваши родители?


– В Северный был направлен работать мой отец после окончания Благовещенского горного техникума. Там жили люди, занимающиеся разработкой урановых руд. Через пять лет он вернулся на родину в Амурскую область и, женившись, возвратился на Колыму продолжать работу на прежнем руднике. А когда я родился, его закрыли, и всех специалистов распределили по другим предприятиям горнорудной и золотодобывающей промышленности. Семья переместилась в центральную часть Магаданской области – в поселок Штурмовой. Там был хороший прииск, добывающий немалые объемы золота. Отец сначала устроился начальником участка золотодобычи, а потом работал в управлении – начальником проектно-технического отдела. Мать же одно время учила детей в школе, впоследствии стала заведующей детским садом и затем 15 лет была председателем сельского Совета.


– Вот почему вы выбрали горы, а не море или небо, как многие романтики из дальневосточной глубинки!


– У нас в поселке, где жило всего полторы тысячи человек, была школа-восьмилетка.Когда ее оканчивали, то все разъезжались кто куда: одних направляли в интернат в районный центр, а семьи других вообще покидали Магаданскую область и определялись где-нибудь на западе. Я, естественно, переехал в Амурскую область, где окончил 10 классов с одними пятерками,поехал во Владивосток поступать в известный на Дальнем Востоке политехнический институт – ДВПИ на специальность горного инженера. В нашем роду я пятый горняк: отец, дядя, окончивший в свое время горный факультет ДВПИ, его жена и другие родственники. Поэтому с раннего детства понимал эту профессию и, поскольку сам с горного предприятия - магаданского прииска, то имел к ней естественное притяжение; по крайней мере твердо знал, что после окончания учебного заведения у меня будет интересное место работы.


Однако получилось так, что институт оставил меня в 1977 году на кафедре, и жизнь моя покатилась совсем по иному руслу – я стал владивостокцем. Во Владивостоке женился. И все! Весь мой интерес сосредоточился на ДВПИ – его учебном процессе.


– Но, тем не менее, стали специализироваться по технологии комплексной механизации подземных разработок месторождений полезных ископаемых. Скажите, Вы к Дальнегорским рудникам никакого творческого отношения не имели?


– Как же, Дальнегорск для меня был «родным домом». Я знал все тамошние старые и новые предприятия, где работали мои друзья. Вот моя специализация как раз на них четко определилась – «подземная разработка рудных месторождений». Мы выполняли работы по заказу объединения «Дальполиметалл».


– Я спросил о Дальнегорске потому, что его рудники хорошо знаю: будучи корреспондентом центральной газеты, не раз писал о «Садовом», где испытывалась новая техника, спускался по спиральному съезду в самые глубины рудника.


– Мы с вами ходили по одним подземным выработкам. На «Садовом» специалистами ДВПИ целый год велись опытные работы по отработке и совершенствованию новых технологий, которые успешно, как в то время говорили, внедрили в производство.


– Я заглянул в «послужной» список ваших научных трудов с 1978 года: десятки монографий, учебных пособий, патентов на изобретения, большое количество статей - это ведь кладезь знаний для молодежи! Что из этих работ считаете звездным озарением?


– «Озарение» сегодня трудно определить, потому что каждая работа появлялась с определенной необходимостью: если выбирать из того, что издано, – это учебные пособия, используемые в процессе учебы, которые студенты, читая, затирали, что называется, до дыр, ксерокопировали, перепечатывали, и до сих пор они в ходу. К сожалению, в последние годы я все меньше преподаю по профессии, больше теперь занимаюсь управлением образования, его содержанием. И новые мои работы связаны с проблемами современного образования, развития инноватики. Здесь у нас теперь появилось большое поле деятельности, которое не просто «распахивать». Все сегодня говорят об инновационной экономике, о методиках подготовки новых кадров для этой экономики, а готовить их как раз хорошо еще не умеем. Необходимо создавать инновационную инфраструктуру. И я этому направлению уделяю много времени.


– Коль затронули, Анвир Амрулович, рожденную временем инновационную тему, хотелось бы спросить: насколько она для Дальнего Востока востребована во всех сферах деятельности и как оцениваете ее нынешнее состояние?


– Сегодня Дальний Восток представляет уникальную точку России, через которую мы планируем мощный выход в зону Азиатско-Тихоокеанского региона: там страны – Китай, Япония, Южная Корея, США, – которые значительно опередили Россию в части экономического развития. И центр мировой экономики все больше смещается сюда. У России нет другого пути, как через Дальний Восток выходить на сближение с АТР, поэтому в последние годы стали обращать внимание на развитие инфраструктуры тихоокеанских выходных «ворот», идет полным ходом строительство Дальневосточного федерального университета, продолжается возведение двух мощных мостов, аэропорта, дорог. Этим как бы показываем свою готовность.


– Но… как к этому готовится ДВГТУ?


– У нас есть своя программа развития Владивостока как Центра делового сотрудничества, что очень важно. Потому что это как раз есть та коммуникативная площадка, куда станут приходить технологии и инвесторы, здесь можно будет встречаться и продвигать идеи и наработки в производство. На Дальний Восток, особенно в Приморье, придвинулась, к примеру, нефтегазовая промышленность: тянется нефтепровод, действует нефтяной порт, строится нефтеперерабатывающий завод. Она требует энергичных и грамотных кадров мирового уровня, современных технологий. Наш университет, предвидя это, уже пять лет занимается подготовкой специалистов и сделал первые выпуски для нефтегазового комплекса. Как в старые советские времена, на первый выпуск приехали представители нефтеперерабатывающего завода, они присутствовали на защите дипломов и несколько человек – завтрашних специалистов прямо из аудитории забрали к себе на производство. Раньше на Дальнем Востоке такие кадры не готовили.


Геополитические и геостратегические проблемы тесно связаны с инноватикой, потому что Владивосток не должен слыть медвежьим углом или только военным форпостом, а должен быть центром России по связям со странами АТР. И это отлично стали понимать первые руководители страны – президент, председатель правительства; не случайно они сделали предложение провести в городе на Тихом океане саммит АТЭС. Именно они одобрили предложение строить на Русском острове дорогостоящие объекты, приводить в порядок фасад Владивостока. Если бы мы упустили такую возможность, то потеряли бы политические и экономические позиции в АТР. Вот почему именно здесь во что бы то ни стало надо развивать и инновационную экономику – пусть ее пока будет не так много. А вообще говоря, здесь ее много и не может быть, потому что народу в регионе пока мало. И до сих пор демографическая проблема остается очень острой: нужен приток населения, но не простого, а квалифицированного – специалистов разных областей.


Как бы там ни было, но если Россия взялась развивать Дальний Восток, она обязана отрегулировать здесь, прежде всего, социальные составляющие, и тогда легче и проще будет усмирить демографический отток из региона и сформировать кадровую базу надлежащим образом. Ибо рыночное время предопределило: именно российскому Дальнему Востоку предстоит стать глобальным инновационным полигоном для отработки и распространения в Азиатско-Тихоокеанском регионе технологий ресурсосбережения (ресурсы Мирового океана, ресурсы природной зоны, энергетические ресурсы), «восточной опорой» индустриально-технологического моста между Европой и Азией, точкой роста и интеграции российской экономики в АТР.


Если, однако, уже сегодня Россия не будет готовить инновационный плацдарм (терминал) для равноправного вхождения в инновационные рынки АТР, то мировой тренд ее неизбежно минует и, скорее всего, мост «Европа - Азия» пройдет по северо-восточным районам Китая с выходом в Желтое море. Инновационный плацдарм должен стать проводником новой индустриальной политики, задать инновационные коридоры для отраслей, где возможно использование ресурсосберегающих технологий: прежде всего для добычи и переработки сырья, строительства, транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики, жилищно-коммунального сектора. Эти «инновационные коридоры» задаются как новые знания, технические параметры, технологические решения и новая инфраструктура.


Таким образом, с точки зрения глобальных интересов современного развития России целесообразным является создание - позиционирование на Дальнем Востоке такого инновационного механизма, который в полной мере основывался бы на моделях «множественных источников инноваций» и «тянущих инноваций» и реализовывал российский Pipeline на азиатские рынки. Для инновационного прорыва в Азиатско-Тихоокеанский регион необходимо оказать точечное воздействие на самые болевые точки региона. Эти точки формируются исторически сложившимися условиями и выражаются сквозь призму глобальных приоритетов АТЭС и региональных потребностей.


– Просто замечательное видение инновационного прорыва! По всему видно – не случайно правительство определило сделать базой Дальневосточного федерального университета два учебных заведения: ДВГУ и ваш замечательный во всех отношениях университет – ДВГТУ. Расскажите нашему дальневосточному читателю хоть немного о своем университете, какие открывает Новый год для него перспективы?


– 111 лет назад во Владивостоке был создан Восточный институт. Он положил начало высшему образованию в регионе. Заложил традиции образования, в том числе и технического. Все эти годы выпускники ДВПИ - ДВГТУ вливались в ряды инженерно-технических работников предприятий, пополняли ряды управленцев, уходили во власть, в науку и тем самым вносили существенный вклад в развитие региона.


Сегодня мы на переломном этапе, поскольку ДВГТУ входит в состав Дальневосточного федерального университета, и это открывает перед нами новые возможности. Их нужно увидеть и суметь ими воспользоваться. При этом я не скажу, что закрываются старые страницы – традиции технического образования в регионе сильны, и, я уверен, они найдут свое продолжение в новом федеральном университете.

2010 год был для ДВГТУ особенно успешным. Мы активно участвовали в федеральных конкурсах по трем постановлениям Правительства РФ (218, 219, 220), и нашу работу оценили на самом высоком уровне: ДВГТУ вошел в число победителей двух конкурсов – по развитию инновационной инфраструктуры университета и созданию высокотехнологичных производств.


Большую работу мы провели и по переходу на уровневое образование – значительно повысился набор в магистратуру, причем, хочется отметить особо, к нам стали поступать магистранты и аспиранты из других вузов. В свете вхождения ДВГТУ в состав федерального университета это особенно важно, ведь новый университет ставит перед собой высокие цели, а значит, и уровень студентов должен постоянно повышаться.


Позитивным итогом года является и тот факт, что мы заканчиваем строительство нового общежития для студентов, аспирантов, магистрантов и молодых сотрудников. Это тоже очень важно. Также мы прилагаем усилия к укреплению позиций созданных нами предприятий, учебно-научно-производственных подразделений университета. Это и центр передовых технологий, и центры металло- и деревообработки, и центр по переработке использованных шин, центр по переработке пластмасс. Работа эта крайне сложная, но мы уверены, что она нужна и даст ожидаемый результат. В рамках 217-го ФЗ в ДВГТУ создано 10 малых инновационных предприятий, в процессе организации еще четыре. Идет работа по созданию центра нанотехнологий в рамках ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации».


Но самое главное достижение года – это успешный набор студентов-первокурсников. Ведь вуз - это, прежде всего, студенты. Будут студенты, магистранты – будет работа для профессоров, преподавателей, а значит, и они станут развиваться, заниматься творческой деятельностью.


– Вот о профессорско-преподавательском составе мне и хотелось попросить Вас рассказать.


– Один из показателей, когда университет становится мирового уровня, – это долгая история развития: когда развиваются научные школы, поколения сменяют друг друга, когда наработки показывают свою эффективность. Современный вуз, наверное, может быть эффективным, когда ему перечисляют большие деньги, "напичкивают" всевозможным оборудованием. Но вообще-то взять Оксфорд, Кембридж, Беркли и другие - у них столетняя, двухсотлетняя история. То же самое можно сказать о научных школах ДВГТУ. Их ядро составляет профессорско-преподавательский состав, насчитывающий более чем 800 человек: 150 профессоров и докторов наук, более 50 академиков, действительных членов-корреспондентов российских и зарубежных академий наук, 450 кандидатов наук и доцентов, свыше 50 лауреатов государственных премий, заслуженных деятелей и заслуженных работников России.


В 2010 году, например, кафедра теплотехники во главе с заслуженным деятелем науки и техники РФ, доктором технических наук, профессором Анатолием Николаевичем Штым отметила 90-летие. Это, с одной стороны, сильнейший преподавательский коллектив, а с другой – эффективнейший в сфере проведения работ совместно с бизнес-партнерами. Очень хорошие школы судостроения, горняков, геологов, экологов, в области гидротехнического строительства. Школу гидротехники возглавляет Александр Тевьевич Беккер – он имеет высокую репутацию не только в России, но и за рубежом: издает труды, читает лекции в Японии, Канаде, Корее, Норвегии. Его коллектив участвовал в разработках, конструировании и производстве погружных платформ морских нефтепромыслов, изучении их устойчивости в условиях больших ледовых нагрузок морей Дальнего Востока.


Сильные школы в области безопасности горного производства, машиностроения широкого профиля, телевидения и связи. Нельзя не сказать о специализации морского профиля: кораблестроение, океанотехника, судовые энергетические установки. Известны в стране и за рубежом – в 17 странах – работы профессора Барабанова. Я, как ректор, горжусь коллективом ученых Дальневосточного государственного технического университета.

Николай БРАТЧИКОВ.

   



← Назад в раздел