Виктор ГРЕБНЕВ: «Стройка улучшает характер»

ВЫРВАЛИСЬ ВПЕРЕД И... ОТСТАЛИ


– Эти месяцы владивостокцы будут часто поминать строителей недобрым словом. Тысячи автомобилистов, уставшие стоять в пробках, надеялись, что уже в январе 2012-го смогут промчаться с ветерком…


– Еще понадобится привести в надлежащий вид и порядок все подходы, произвести окраску ферм и конструкций моста, разметку дорожного полотна. Что называется – «навести косметику». И косметических средств – современных особо стойких лакокрасочных материалов – потребуется не килограмм-два, а многие тонны. В зимних условиях эту работу выполнить невозможно. Поэтому окончательный ввод в действие моста и подходов к нему произойдет не ранее мая 2012 года. Конечно, ограниченное движение транспорта на мыс Чуркина можно было бы и открыть. Но потом пришлось бы его останавливать, чтобы не мешать строителям. Вряд ли подобная чехарда целесообразна…


– Зачем же тогда торопиться с освоением выделенных средств? Если деньги напрямую связаны с согласованным графиком работ, то и расходоваться должны день в день…


– На большой и сложной стройке так не бывает. Несмотря на утвержденный посуточный график работ, где-то строители вырываются вперед, в чем-то отстают. Важно, чтобы рывок в одном месте позволил впоследствии выйти из отставания в другом. На конец 2010 года у нас получился перерасход средств, потому что на одном из участков строительства «де-фризовской» дороги, где было запланировано в течение двух лет переместить 7 миллионов кубометров грунта, мы сосредоточили силы и практически справились с задачей за год – уже переместили 6 миллионов 100 тысяч кубов. Сработали сверхэнергично, подготовили обширный фронт для дальнейших действий. То есть на этом участке мы на самом деле вырвались вперед месяцев на пять - шесть, заложили значительный резерв на будущее. Поэтому перерасход средств не ставится нам в вину, не считается нарушением сметной дисциплины. И дополнительные 1,5 миллиарда рублей федеральные органы обещают выделить в ближайшие дни.


Поотстали на полтора месяца мы в сооружении монолитного железобетонного анкерного пролета. Недооценили (в этом есть и лично моя вина) трудоемкость и сложность работы. Опыта такого ни у кого не было. Впервые в мировой строительной практике создаются и будут монтироваться над центром города 100-метровые монолитные пролеты, рассчитанные на шестиполосное движение транспорта.


К монтажу металлоконструкций, блоков и уникальной вантовой системы мы готовимся так, чтобы провести их безо всяких проволочек и на самом высоком качественном уровне. Французы – поставщики вантовой системы – уже развернули во Владивостоке тренировочный стенд, где будут обучаться наши лучшие специалисты.


К весне следующего года мы полностью преодолеем отставание. В наступающем году существующий сегодня разрыв между берегами в 737 метров будет закрыт, соединен металлоконструкциями и железобетонными блоками. На место встанет и тот самый уникальный анкерный железобетонный монолитный пролет.


Когда мост обретет целостный вид, надеюсь, и недобрые слова пойдут на убыль. Нам не привыкать, что строителей, пока объект не сдан в эксплуатацию, ругают все кому не лень. Но в итоге стройка всегда улучшает характер и самих строителей, и людей, для которых они работают.


ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ СЫНА


– По поводу улучшения характера разрешите усомниться. Конечно, люди испытывают радость, когда важный объект сдается и уходят в прошлое определенные неудобства. А характер остается неизменным. Люди всегда находят новые недостатки…


– Которые вновь и вновь преодолевают строители. В этом наше призвание. Хотите почти притчевую историю?


В конце 80-х годов у меня родился сын. Событие лично для меня знаменательное, но отнюдь не историческое. И так случилось, что мостоотряд, который я возглавлял (из него потом выросла ТМК), приступил к строительству нового детского сада в Уссурийске. Недобрые языки тут же меня заклеймили. Мол, Гребнев «пробил» строительство специально для своего сына. Я никого не стал разубеждать. Понимал, что люди злятся не на меня лично, а на очереди в дошкольные учреждения, на то, что старые детсады не отвечают лучшим стандартам.


Мой сын на самом деле год или два посещал детский сад, который мы построили. А сегодня парню уже исполнилось 24 года. Но детский сад-то стоит! И до сих пор считается лучшим в Уссурийске. Через него уже прошли тысячи ребятишек. Сотни родителей, отдававшие свои чада в это учреждение, поверьте мне, стали чуточку добрее, улучшили свой характер. Потому что столкнулись с хорошей работой строителей.


Вот так постепенно мы и накапливаем потенциал доброты. Главное – не останавливаться в развитии. А оно почти всегда связано с новым строительством.


– Притча хороша и убедительна. Но она не только и не столько о строителях. Просто о хорошей работе.


– Возможно, вы и правы. Но все равно строители, пусть на полшага, впереди всех. Мы первыми принимаем на себя волну недовольства сограждан, когда разворачиваем строительство и вносим неудобства в сложившийся быт. Первыми получаем и благодарность, когда удается что-то улучшить, усовершенствовать, сделать жизнь комфортнее.


Сооружение дорожно-мостового комплекса в центре Владивостока, реконструкция, модернизация многих улиц и дорог, конечно, принесли горожанам много волнений, неурядиц. Но мы с первого дня стремились их минимизировать. Я надеюсь, что усилия эти были замечены. Неурядицы забудутся. А вот благодарность, когда откроется движение по новым трассам и мостам, останется на многие десятилетия.


Стройка, с моей точки зрения, улучшает характер еще и потому, что сам процесс, условия работы изменились чрезвычайно. Мы трудимся вахтовым методом. Раньше вахтовые поселки создавали с минимумом удобств, главное, чтобы койка была. А сейчас в домиках у нас достаточно просторно, есть горячая и холодная вода, теплый туалет, телевизор. На стройплощадках практически образцовый порядок, своевременно вывозится мусор, аккуратно складируются стройматериалы. Люди стали требовательнее и к себе, и к организации производства.


Отсюда и новое качество строительства. Кажется, Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Я себе позволю перифраз: наша стройка начинается с вахтовых поселков. Когда они удобны и комфортны, то люди и к делу относятся иначе. Выполняют его с душой.


КВАРТИРЫ «ЭКОНОМКЛАССА-ЛЮКС»


– Удобные вахтовые поселки – хорошо, но недостаточно. Как в целом решаются в вашем коллективе социально-бытовые вопросы?


– По советскому образцу, я считаю, это неплохо. У нас действует сплоченная и весьма требовательная к себе и к работодателям профсоюзная организация. Ежегодно мы с ней заключаем коллективный трудовой договор. В нем подробно расписаны обязанности, бытовые и социальные гарантии работника. Обязанности – это дисциплина и добросовестный труд на своем участке. Со своей стороны работодатель гарантирует материальную поддержку по случаю создания семьи, рождения ребенка, болезни. Мы способствуем учебе и повышению деловой квалификации. Учитывается практически все. Предусмотрено и решение квартирного вопроса, который, по нашему убеждению, не должен портить характер работников.


Коллектив за последние годы у нас сильно вырос. Вот почти анекдотичный случай. На стройплощадках, чтобы быстро отыскать руководителя, есть такое отличие: мастера, линейные прорабы носят белые каски, рабочие и другие рядовые специалисты – оранжевые. Однажды я приезжаю на участок и вижу незнакомого молодого парня в белой каске. Подошел к нему, спрашиваю:


– Вы кто?


Он представился и сообщает мне с гордостью:


– Я мастер «Тихоокеанской мостостроительной компании».


Раньше я не то что мастеров и прорабов, почти всех рабочих, специалистов знал в лицо и по имени-отчеству. Прямо конфуз какой-то испытал. Поворачиваюсь, чтобы уйти. И тут парень обращается ко мне:


– Простите, а вы кто?


Ну и мне пришлось представиться по всей форме. Тогда я на самом деле почувствовал, что руковожу по-настоящему большим коллективом. Счет работникам уже идет на тысячи. С каждым не познакомишься. Но отсюда и масштаб решаемых социально-бытовых проблем.


Сейчас в Уссурийске мы приступили к строительству 12-этажного 148-квартирного дома для сотрудников «ТМК». Я называю его «экономкласс-люкс». То есть жилье будет относительно недорогое, но комфортность дома высокая. Предусмотрена здесь автомобильная подземная парковка, из которой можно подняться в любую квартиру. На первом этаже расположатся аптека, парикмахерская, будут оказываться другие необходимые бытовые услуги. Не в «пошаговой» доступности, как сейчас принято, а в самом доме. Люди очень довольны.


Еще один новый дом, очень оригинальный и современный, мы строим во Владивостоке на ул. Всеволода Сибирцева. Его проект, созданный сотрудниками института «Приморгражданпроект» с помощью московских коллег, так всем понравился, что был принят на градостроительном совете с первого раза и единогласно. Как потом признался главный архитектор города – это своеобразный рекорд. Потому что еще ни один проект жилого здания не утверждался здесь без замечаний.


– Виктор Григорьевич, итоги уходящего года понятны. И ближайшее будущее компании определено. Но ведь жизнь не заканчивается с саммитом АТЭС. Некоторые эксперты говорят, что вы уже нарастили такие мускулы и квалификацию, что вполне можете претендовать на статус международной строительной корпорации.


– Возможно, и могли бы проявить себя на международном рынке. Но в России еще очень много дел. Мы надеемся поработать в Хасанском районе. Обустроить там дорогу через горный перевал, прорубить 600-метровый тоннель. Планируем выйти и за пределы Приморья – участвуем в тендере на сооружение моста через приток Амура в Хабаровске, его стоимость превысит 4 миллиарда рублей. В планах у нас и строительство моста через реку Лена в Республике Саха (Якутия). Словом, продолжим улучшать характер – свой собственный и россиян, для которых работаем.


Я сердечно поздравляю коллег и всех приморцев с наступающим Новым годом. Желаю крепкого здоровья, счастья и хорошей, плодотворной работы!


Валентина ЧАРСКАЯ.

   



← Назад в раздел