Пострадавших нет. Есть награжденные

Под Новый год и дети, и взрослые начинают верить в чудеса. Пассажиры Ту-154-М Мирнинского авиапредприятия «АЛРОСА» поверили в чудо раз и навсегда 7 сентября 2010 года, когда он совершил вынужденную посадку в аэропорту «Ижма» (Республика Коми).


Он летел из города Удачный Республики Саха (Якутия) в московский аэропорт «Домодедово». На борту находились 72 пассажира, в том числе трое детей, четыре члена экипажа и пять бортпроводников. Никто из них не пострадал.


Это был обычный рейс «Полярный - Москва». Все шло нормально, но в районе города Усинска на высоте 10 600 метров у Ту-154 отказала система электроснабжения. Самолет «ослеп», потеряв связь с землей и возможность свободно ориентироваться, перестали работать системы радиосвязи и навигации. После этого в кабине экипажа сработала сигнализация аварийного остатка топлива в расходном баке, электронасосы перекачки топлива остановились. У экипажа оставались 3300 килограммов топлива и тридцать минут времени.


Летчики пробили облачность и стали искать подходящую площадку. Рядом с городком Ижма увидели полосу. Но что это была за площадка! Заброшенный аэродром, который с 2003 года используется как вертолетная площадка. Выполнив два пробных пролета, самолет приземлился на повышенной скорости (350 - 380 км/ч) из-за неработающих закрылок на неподготовленной и непригодной для такого воздушного судна полосе. Начальник Московского отделения Мирнинского авиаредприятия Владимир Ручкин говорит: «Полоса очень короткая, 1200 метров, ее не могло хватить для благополучного завершения пробега. Нужно минимум 2000 метров. На такую полосу Ту-154 еще никто не сажал».


Что пережили пассажиры злополучного рейса – представить трудно. «Наше приземление было очень страшным, – рассказывают они. – Приземлялись с третьего круга, взлетки не хватило. Машина выкатилась с бетона и двести метров пахала землю, ломая молодые сосны. Были бы деревья чуть крепче, они бы пропороли обшивку фюзеляжа, и без жертв точно не обошлось, но в этом нам повело. Когда приехали «скорая» и служба противопожарной охраны, они очень удивились, что все целы и невредимы…»


– Было очень страшно, – вспоминает пассажир Андрей Кондратьев. – Я лично видел, как крылья самолета срезали верхушки деревьев, словно газонокосилкой. Поднялась паника. Как только самолет затормозил, народ кинулся выбивать двери, чтобы выйти наружу. Одну выбили. Экипаж останавливал. Минута – и все опомнились. По одному съехали по трапу. До нас добрались спасатели и отвезли в ближайшую деревню Ижма.


– Я молилась, наверное, как и все наши пассажиры, – рассказывает бортпроводник Елена Разумова. – И увидела в небе Богородицу: она как бы покрывала наш самолет красным покрывалом, и тогда я поняла – мы не разобьемся.


Бортпроводник Рифкат Низамов вспоминает: «Я был в этом уверен. И вообще, я был занят – вел обратный отсчет. У нас же оставалось полчаса, и я постоянно напоминал командирам об оставшихся минутах...»


Уже вечером пассажиров доставили в Москву. Авиакомпания «АЛРОСА» отправила в Ухту самолет из города Мирный. Около шести вечера он взлетел из аэропорта Ухты, а в начале девятого приземлился в «Домодедово».


Командир самолета Евгений Новоселов, сдержанный, немногословный мужчина, вспоминает: «Моя бабушка говорила мне: становись летчиком – человеком будешь. Вот я ее и послушал. Конечно, напряжение было страшное. Когда мы уже сели, одному сотруднику МЧС из Ижмы удалось его снять. Как? Он подошел к нам и сказал: «Товарищ командир, разрешите обратиться! У нас есть одна жертва». У меня аж сердце екнуло. «Вы, – говорит, – зайца задавили!»


Восторг и гордость за наших летчиков испытывали все жители России, конечно, и мы, якутяне. Помню, как в редакции обсуждали это событие, вспоминали свои полеты этой авиакомпанией. Ни для кого из нас не секрет, что к якутским летчикам особое отношение во всех авиакомпаниях, и не только России. Все знают, что если они умеют сажать машины на Севере на пятидесятиградусном морозе в тумане, то они справятся с любой внештатной ситуацией. И этот случай – лучшее тому подтверждение.

Пассажиры самолета обратились к Президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой наградить летчиков. Спустя месяц после аварийной посадки глава государства подписал указ о награждении государственными наградами РФ членов экипажаТу-154.


Звание Героев России получили командиры, пилоты первого класса Андрей Александрович Ламанов и Евгений Геннадьевич Новосёлов. Ордена Мужества вручены бортинженеру Рафику Ахметнуровичу Каримову и штурману Сергею Владимировичу Талалаеву, а также бортпроводникам Василию Георгиевичу Выродову, Николаю Юрьевичу Дмитриеву, Елене Фёдоровне Дмитриевой, Рифкату Гильмутдиновичу Низамову, Елене Владимировне Разумовой.


Вручая государственные награды, Дмитрий Медведев сказал: «Вы сумели приземлиться в тайге на старом военном аэродроме, который не приспособлен для приземления таких типов самолетов, сделали все возможное для того, чтобы посадить машину – практически вручную. И, конечно, самое главное – вы спасли пассажиров, с честью выполнили свой профессиональный долг. Вы обладаете всеми необходимыми навыками, что блестяще доказали в этой экстремальной ситуации. Вы проявили смелость и мужество, потому что даже само по себе принятие решения в такой ситуации требует мужества. Можно только догадываться, какие эмоции вы испытывали в этот момент, но ясно одно: вы действовали профессионально, собранно, четко. Именно это и дало результат: вы смогли не только посадить машину, но и сохранить спокойствие людей, которые находились на борту, что тоже имеет огромное значение».


Накануне Нового года в киноконцертном зале алмазной столицы Якутии города Мирный пройдет концерт в честь геройского экипажа, посадившего самолет в аэропорту Ижмы. На торжество приглашены гости из Ижмы: мэр поселка, депутаты, глава МЧС. Но самое главное – хозяин ижемского аэропорта Сергей Сотников, двенадцать лет поддерживавший в нормальном состоянии полосу неиспользуемого аэропорта.


А кинокомпания «Централ Партнершир» планирует снять художественный фильм по мотивам произошедшей 7 сентября аварийной посадки самолета Ту-154 авиакомпании «АЛРОСА». Предполагаемое название картины – «Рейс 516». Ее сюжет будет целиком повторять реальную историю. Это будет фильм о добросовестном отношении к своей работе и о подвиге. Съемки планируется начать в августе - сентябре следующего года.


Конечно, в этой истории есть большой элемент везения, но главное в том, что экипаж был отлично подготовлен к нештатной ситуации. У них хорошая, еще советская школа подготовки летного состава, когда учили на совесть. Смогут ли нынешние выпускники летных училищ при необходимости так же – вручную, без приборов – посадить лайнер?


Марина КОЛБАСИНА.

г. Мирный    



← Назад в раздел