Матвей ЕВСЕЕВ: «Верить, помнить, любить…»

ВЕРИТЬ


Верить – это ключевое слово, во многом определяющее характер генерального директора компании «Алмазы Анабара». И есть у него на сей счет (как и по многим другим поводам) свое философское обоснование:


– Человек, если по-настоящему во что-то верит, становится сильнее, упорнее в достижении жизненной цели. И терпимее. В вере мы крепки, а в знании, несмотря на то, что ХХI век и нанотехнологии на дворе, еще слабы. Помните мудрейшего философа древней Греции Сократа, который в конце жизни изрек: «Я знаю, что ничего не знаю»? Парадокс. Но в своей основе он очень верен. Нельзя судить о каком-то историческом явлении, взаимоотношениях в обществе раз и навсегда. Потому что не владеем мы абсолютной истиной. Но часто решительно осуждаем и разрушаем «до основания» то, что кажется нам сегодня, в данный момент неправильным. В нашем Отечестве так было и с царской Россией, потом – и с СССР. А я верю в Россию, в свой народ, в своих кровных предков. И чувствую свою ответственность за их дела. Потому что и сын, и внук так же, как отец и дед, ответственны друг перед другом. Они все вместе, из поколения в поколение вершат судьбу своего рода, своей страны. И если предки совершали ошибки, то не осуждать и крушить их надо, а исправлять. Везде, где ты способен и в силах.


Суждение это, признаюсь, снова весьма неожиданно высказанное Матвеем Николаевичем в нашей беседе, показалось мне созерцательно-абстрактно-отвлеченным. Так сказать, «игрой ума» успешного предпринимателя и политика. Но потом я поняла, что буквально каждое слово, сама вера выстраданы, стали руководством к действию, если говорить образно, путеводной звездой его жизни.


…В 1998 году 14 энтузиастов прибыли в далекую тундру на долину реки Маят Анабарского улуса (района). Возглавили группу молодые руководители – горняк Матвей Евсеев и геолог Иван Андреев. Еще в 1989-91-х годах геологи Чернышевской экспедиции на этой территории проводили поисково-оценочные работы, но по результатам проведенных работ россыпь реки Маят и ее притоков были отнесены в категорию забалансовых. Глава Анабарского улуса Николай Егорович Андросов никак не смирялся с бесперспективностью бассейна реки Маят. И он предложил Евсееву, у которого был опыт создания старательской артели и успешной добычи россыпного золота, организовать предприятие на Анабаре.


У Евсеева была мобильная команда, а из снаряжения и техники – только лопаты, лотки, ведра и одна палатка. Никто не поверил в успех предприятия, не рискнул вложить миллионы рублей на «безнадежное дело». Даже учредители по разным причинам отказали в помощи. И Евсееву ничего не оставалось, как положиться только на себя и своих ребят. Они начали сезон на голом энтузиазме.


У команды была вера в щедрость родной земли и собственную удачу. И работали они, что называется, до упаду. Вгрызались в землю, промывали ледяной речной водой добытую породу. Цифры поражают воображение: они переместили с реки тысячи кубометров породы (грузили ее лопатами!) и «намыли» три тысячи каратов алмазов…


Сегодня компания «Алмазы Анабара» известна далеко за пределами Республики Саха (Якутия), в ней трудится более 2 тысяч человек, годовой оборот превышает 40 миллиардов рублей.


И по вере генерального директора пришло время исправлять ошибки предков.


Стоит сейчас в райцентре Олёкминского улуса новенькая красавица-церковь, которую венчает золотая маковка с православным крестом. На стене храма – металлическая доска, украшенная славянской вязью. Она сообщает: «Каменная Спасская церковь построена в 1870 году… на средства купца I гильдии Степана Ивановича Идельгина и нескольких поколений жителей города, пожертвовавших свои деньги на возведение храма…


…разрушена…


Памятник истории Олёкминского улуса – Спасский храм восстановлен в 2005 году на средства открытого акционерного общества «Алмазы Анабара»…


В советские годы Олёкминский район называли «якутской Украиной» и «житницей республики». В лихие 90-е все здесь пришло в упадок. Резко сократилось молочное стадо. Люди месяцами не получали заработную (мизерную!) плату. Иногда ее выплачивали всего несколькими буханками хлеба.


Тогда-то, в 2002 году, и взяла компания «Алмазы Анабара» Олёкминскийрайон под свою опеку. В районе один за другим начали строиться молокоприемные пункты, оборудованные самой современной техникой. За сданное молоко сельчанам стали платить «живые» деньги, которых они практически не видели несколько лет.


Сейчас полностью организован и централизован закуп молока. Только частных сдатчиков молока здесь более 1200. А ООО «Кладовая Олекмы» производит множество сортов йогурта, масло, великолепный, пользующийся большой популярностью у покупателей сыр и другие молочные продукты. Олёкминский улус вернул себе славу житницы республики. Здесь почти полностью изжито пьянство. Агрофирма «Олекминская», насчитывающая тысячи голов дойного стада, и новый пищекомбинат, работающий по современным технологиям по глубокой переработке молока – сельскохозяйственные подразделения ОАО «Алмазы Анабара», стали самодостаточными предприятиями.


Матвей Николаевич Евсеев, используя опыт хозяйствования и прибыль алмазодобывающей компании, вернул к жизни еще два разорившихся леспромхоза – Ленский и Олекминский. ОАО «Алмазы Анабара» превратилось в многопрофильное динамично развивающееся производство, где применяются самые совершенные техника и оборудование, где постоянной составляющей и направляющей развития стала модернизация, автоматизация и компьютеризация технологических процессов.


ПОМНИТЬ


И снова мой собеседник удивляет своими суждениями:


– Не так давно у нас в стране лозунг «Цель оправдывает средства!» был чуть ли не правилом существования и грандиозных плановых свершений. Цель прекрасная: строительство коммунизма. То есть общества, где торжествует справедливость, где производительные силы развиты до степени удовлетворения всех насущных (и не только!) потребностей человека. Практически задумывалось создание божьего царства на земле. Только без Господа Бога, а во главе с генеральным секретарем и политбюро ЦК КПСС. «Кремлевский мечтатель» говорил, что это возможно, но крайне трудно, потому что строить надо не с идеальными, а с обычными людьми – всем существующим «человеческим материалом» без изъятия. Его последователь, недоучившийся семинарист Джугашвили (Сталин), задачу упростил до своего понимания. В Библии ведь сказано, что в царство божие попадут только праведники. Нераскаявшимся грешникам в него путь заказан. Вот семинарист и решил, что сам может определять, кто грешен, а кто – праведник. В «чистилище» трудовых дивизий и концлагерей НКВД отправлял миллионы людей. Это страшное время нужно помнить. Но необходимо помнить и понимать подвиг народа и руководства того времени, построившего из немытой, безграмотной России великую индустриальную державу. Страну, которая выдержала натиск и победила гитлеровский фашизм. Страну, которая первой преодолела земное притяжение и вырвалась в космос. Мы обязаны продолжить героические свершения наших предков. Построить действительно счастливую Россию, где высокая духовность граждан будет подкреплена и хорошим достатком, и комфортным проживанием в любом, даже самом отдаленном уголке нашей Родины…


Эта память заставляет Матвея Евсеева с особой требовательностью относиться к себе, браться за новые невиданные проекты. Второй созыв подряд жители Олекминского района избирают его своим депутатом в Государственное Собрание (Ил Тумэн) республики. Он стал политиком, слову которого доверяет население.


ЛЮБИТЬ


Может ли человек философски обосновать любовь? Матвей Евсеев может:


– В свое время, в середине 90-х, в Москве я познакомился с несколькими олигархами. Не хочу называть их имен. Знаете, что меня поразило? В своих разговорах они никогда не называли Россию Россией. Только – «эта страна». И такое презрение звучало в их словах, такая спесь… Эти люди, как паразиты, присосались к богатствам России, обирают ее народ. Я убежден: рано или поздно они наверняка потерпят неудачу и в бизнесе, и в жизни. Вот вопреки таким нуворишам у меня крепнет любовь к России, родной Якутии. Верю: только любовь может принести и настоящее счастье, и богатство. Как можно не восхищаться, например, рабочими, которые трудятся у нас на алмазных приисках? Мороз под 50 градусов, а люди, если нужно, идут на улицу и ремонтируют технику. Конечно, мы принимаем все меры, чтобы человек не обморозился. Основные работы проводятся в теплых цехах. Но случаются и форс-мажорные обстоятельства. И никто не жалуется. Действительно наши труженики отличаются необыкновенной закалкой. Они словно из булатной стали.


Автослесаря Владимира Ялина я увидела в кинофильме «Дорогу осилит идущий», рассказывающем о становлении и развитии ОАО «Алмазы Анабара». В теплом гараже он ремонтировал двигатель и… читал ему (мотору!) свои стихи:


Чтобы дизель пел


И соляру в меру ел,


Чтобы нагрузку не мыкал,


А на холостых – мурлыкал,


Чтобы в гору не дымил


И при этом груз тащил…


Свое необычное поведение Владимир пояснил: мол, дизель в условиях Заполярья надо настраивать, как дирижер настраивает оркестр. И мужики за рулем тогда меньше устают, и рубли смогут заработать…


А директор новенького культурного центра прииска «Маят» Валентина Божук – на все руки мастер. Педагог по образованию, она вначале кашеварила и вкусно кормила добытчиков алмазов в столовой «У Валентины». По собственному признанию, и не заметила, как десять лет пролетели за полярным кругом. Теперь она чаще музицирует. Старается приглашать на концерты лучших артистов, ансамбли республики. Создает свою музыкальную группу. О себе говорит просто: «Была счастливой женщиной – женой и матерью. Сейчас – счастливая бабушка». И вся ее семья прикипела к северу…


Матвей Николаевич Евсеев свято верит в процветание Республики Саха (Якутия), в великое будущее России. Даже после недолгого (корреспондентского) общения с этим человеком нельзя не проникнуться его верой.

Валентина ЧАРСКАЯ.

Республика Саха (Якутия)    



← Назад в раздел