Сергей ЛАРИОНОВ: «ЛОРП следует заданным курсом»

21 декабря 2010 года ОАО «ЛОРП» подписало кредитное соглашение с банком ВТБ на два миллиарда рублей. Таким образом, пароходство выполнило поручение президента Республики Саха (Якутия) Егора Борисова о привлечении кредитных ресурсов для вывода предприятия из процедуры банкротства.


В состоянии банкротства пароходство находится с середины 2010 года. Это был тяжелейший период в жизни крупнейшего системообразующего предприятия транспорта Северо-Восточного региона страны и стратегического предприятия Республики Саха (Якутия).


Как выходило из тупиковой ситуации пароходство, что сегодня происходит в ЛОРПе, каковы его дальнейшие перспективы –в беседе с генеральным директором ОАО «ЛОРП»Сергеем Ларионовым.


– Уходящий год для нашего предприятия по ряду объективных и субъективных причин был непростым. Из-за больших долгов по налогам и кредиторам, возникших из-за просчетов в тарифной политике и неудовлетворительной работы менеджмента пароходства за последние годы, были заблокированы расчетные счета. Все поступающие на текущую деятельность средства уходили на погашение задолженности. Как следствие - задержки по выплате заработной платы, серьезные проблемы по подготовке флота к навигации.


Что было сделано? Мы пошли на радикальные меры, чтобы устранить имеющиеся перекосы в структуре управления и в контроле над денежными потоками.


Жатайский и Пеледуйский судоремонтно-судостроительные заводы из филиалов пароходства были реорганизованы в общества с ограниченной ответственностью. Для исполнения функций заказчика по судоремонту и осуществления отстоя флота созданы Жатайская и Пеледуйская базы технической эксплуатации флота, ведение бухгалтерского и налогового учета в дочерних обществах для обеспечения прозрачности финансовой отчетности, учетной политики и бюджетирования было централизовано.


Чтобы не потерять высококлассный кадровый состав, несмотря на сложнейшее финансовое положение, в начале навигации была повышена заработная плата в среднем на 30 процентов. Ее повышение сопровождалось мероприятиями по оптимизации структуры управления и численности. В результате мы сохранили опытных специалистов и смогли привлечь квалифицированные кадры со стороны.


– Сергей Александрович, несколько слов об итогах навигации.


– Флотом пароходства перевезено 523 тысячи тонн сухогрузов и 458 тысяч тонн нефтеналива, оказано услуг по перевозке грузов на 2 млрд 386 млн рублей. Такие показатели, несмотря на некоторые объективные причины снижения объемов перевозок, нас, конечно же, не устраивают. Поэтому в следующем году будем бороться за каждую тонну груза, за каждый тонно-километр, за каждый рубль выпускаемой продукции. Также надо проводить целенаправленную работу по заключению новых договоров с новыми грузовладельцами, предлагая им взаимовыгодное сотрудничество.


– Например?


– Клиент должен получить весь спектр услуг по приему, доставке и выдаче груза по высшему разряду, чтобы у него не возникало мысли искать другого перевозчика.


Навигацию 2010 года мы завершили без долгов по заработной плате. Наши коллективы полны решимости сохранить предприятие и дальше нести трудовую вахту в штатном режиме.


– Сергей Александрович, как говорится, всем ветрам назло уходящийгод Ленское пароходство провожает с более оптимистичным настроением. Предприятие практически вышло из состояния банкротства.


– Да, принятые меры по оптимизации затрат и контролю за денежными потоками, инвентаризация счетов бухгалтерского учета, устранение замечаний аудиторов были оценены менеджерами Якутского филиала Банка ВТБ положительно. При поддержке президента и правительства Республики Саха (Якутия) мы получили положительное решение Кредитного комитета ВТБ по открытию кредитной линии на сумму два миллиарда рублей. Полученные средства использованы строго в соответствии с целями, обозначенными кредитным соглашением. В бюджетную систему Российской Федерации направлено 1 млрд 651 млн рублей, в том числе в федеральный бюджет – 700 млн, в республиканский – 361 млн, в Пенсионный фонд – 326 млн рублей. И это немаловажно, потому что наши люди получили возможность оформлять пенсии в полном объеме.


– Сергей Александрович, по сути, в Ленском пароходстве проделан колоссальный объем работы, который вы однажды уже сделали, будучи генеральным директором федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера»?


– Можно сказать, что опыт по выводу предприятия из сложной ситуации, а если называть вещи своими именами - из состояния банкротства, есть. И это без ложной скромности.


– В октябре 2010 года Советом директоров ОАО «ЛОРП» утверждена Инвестиционная программа на 2011 - 2013 годы. Какие направления получили статус приоритетных?


– Основными приоритетами на 2011 год являются обновление и техническое перевооружение всех видов флота: пассажирского, транспортного, экологического и обслуживающего, повышение финансовой устойчивости предприятия и решение кадровых вопросов. Составлена трехгодичная инвестпрограмма объемом в 1 млрд рублей.


Один из приоритетных объектов – реконструкция слипа и обновление основных средств Жатайского завода. Эти работы начаты в текущем году, выполнен объем работ на 12,8 млн рублей по обустройству ливневой канализации и удлинению откатных путей, на заводе размещены заказы на тележки гидравлические для слипа. Техническое перевооружение Жатайского завода позволит к 2013 - 2014 годам приступить к строительству современных судов, очень необходимых для Ленского бассейна. К этому времени и Россия возродит судостроение, будем участвовать в тендерах.


Актуальной для пароходства остается проблема своевременного финансирования затрат на приобретение ДВС, судового оборудования, средств связи и электрорадионавигации, противопожарного и аварийно-спасательного оборудования, сменно-запасных частей и материалов. В последние годы все это финансировалось по остаточному принципу. Если, например, в 2008 - 2009 годах на эти цели было направлено всего 38 млн рублей, то во второй половине 2010 года и на первую половину 2011-го запланировано 184 млн, из которых 81 млн уже оплачен. В полном объеме закуплены судовая сталь и сварочные материалы.


На Совете директоров впервые обсуждалась Производственная программа на 2011 год. Мы намерены перевезти 1500 тысяч тонн грузов, увеличить на 300 тысяч тонно-километры. Выручка от перевозок по всем расчетам составит три миллиарда рублей. С учетом погашения долгосрочного кредита ВТБ чистая прибыль предприятия должна составить не менее 286 млн рублей. Мы понимаем, что перед коллективом речников стоит ответственная задача не только успешной подготовки флота и проведения навигации, но и дальнейшей оптимизации затрат, повышения эффективности всех этапов транспортного процесса.


Как видите, программа на будущий год обширная и потребует от каждого из нас напряженной, слаженной и творческой работы, чтобы на заработанные в навигацию средства обновить производственную базу, самим построить новые суда, переоборудовать существующие и приобрести современный высокопроизводительный флот. Не только наш коллектив давно ждет этого, но и все наши партнеры, вся Республика Саха (Якутия).


– Сергей Александрович, каким образом намерены привлекать высококлассных специалистов?


– С учетом острой жилищной проблемы в наших коллективах, в 2011 году начнется строительство 141-квартирного жилого дома в поселке речников Жатай,а также будут проведены проектно-изыскательские работы по строительству 120-квартирного дома в Якутске.


– Мы беседуем в канун Нового года, ваши поздравления…


– Дорогие дальневосточники! С наступающим Новым годом! Желаю здоровья, счастья и благополучия вам и вашим близким!


Ирина АНТОНОВА.

г. Якутск    



← Назад в раздел