«Трансстрой - Восток» - это серьезный опыт железнодорожного и гражданского строительства

– В 2005 году, когда станция Кердем планировалась как конечная, – говорит Александр Николаевич, – многим казалось, что это и далеко, и несбыточно. Однако нынешней осенью, 25 сентября, мы ее прошли с дополнительной укладкой к плану еще десяти километров рельсов. За год уложили 86 километров верхнего строения пути. От Кердема до Нижнего Бестяха – конечной станции на берегу Лены – нужно соорудить еще 14 мостов, причем три больших. Работа напряженная, но из восьми миллиардов восьмисот миллионов рублей, отпущенных на строительство в этом году, семь миллиардов семьсот пятьдесят миллионов рублей мы освоили.


Напрашивается сравнение. Вся линия Беркакит - Томмот - Якутск – это 802,5 километра. Если укладывать в год 200 километров пути, то на все строительство могло бы уйти всего четыре года. И такие темпы на стройке были совсем недавно…


По объектам на станции Бестях в этом году было некоторое отставание. Здесь тоже одно из барьерных мест. Но там начали строительство вокзала, грузового двора, локомотивного хозяйства. Здесь будут два мощных энергоцентра, с учетом того, что станция не должна стать тупиком, другие сооружения. Идет отсыпка станционных путей. Так что сомнений в том, что в середине будущего года строители придут в Бестях с укладкой рельсов, нет.


Есть на этом отрезке так называемые барьерные места – это крупные мосты через реки Тамма и Мыла. Но обходы их возможны. Пока они будут строиться, насыпь их обойдет стороной. Всего остается пройти 70 километров. По теплу будут завершены путевые работы, и путеукладчик прогудит в Бестяхе – на укладку верхнего строения пути потребуется всего три с половиной летних месяца.


Чем ближе к Якутску подходит железная дорога, тем яснее становятся следующие действия. К весне откроется рабочее движение поездов до станции Кюргелях, дальше – еще почти на семьдесят километров к Кердему во временную эксплуатацию. Так что будет юридическая основа перевозки грузов для дальнейшего строительства. Оно значительно облегчится самими строителями. А позже, к 2013 году, речь пойдет о пассажирском сообщении дальнего следования.


Станция Бестях – это крупный транспортный узел, который свяжет железную дорогу и федеральные автомобильные трассы «Вилюй», «Колыма, республиканские «Амга», «Алдан». Плюс речной и авиационный порты рядом, в Якутске. Для Корпорации «Трансстрой - Восток»это серьезный опыт железнодорожного и гражданского строительства в условиях вечной мерзлоты, который нельзя не использовать в дальнейшей работе как на территории Якутии, так и за ее пределами.


Кроме того, корпорация выиграла тендеры на модернизацию и строительство автомобильных дорог и мостов. Это сооружение автодороги «Алдан», модернизация федеральной трассы «Вилюй». Участвует в тендерах на право работы на трассе «Лена». Железнодорожные строители, по сути дела, строят заново участок дороги в Якутске с выходом на древний Вилюйский тракт. Скоро он будет сдан в эксплуатацию с тротуарами и искусственным освещением.


Ситуация на Эльге


На строительстве подъездного пути к Эльгинскому месторождению угля, которое по мощности сопоставимо с Кузбассом, корпорация выполняла функции оперативного управления сооружением главного железнодорожного пути, вела проектно-изыскательские работы, строила притрассовую автомобильную дорогу. Для нее это еще и опыт взаимодействия с частным инвестором – металлургической и угледобывающей компанией «Мечел».


Инвестор решил изменить схему управления, создав собственную организацию на строительстве железнодорожной линии к месторождению – «Металлургшахтспецстрой». Сделано это в целях удешевления строительства, экономии средств и ускорения работ. Опыта такого специфического строительства у «Мечела» нет. Тем не менее сейчас там сооружаются мосты, отсыпается насыпь железной дороги… Отсюда появляется, мягко говоря, искажение технических решений.


Руководитель Корпорации «Трансстрой - Восток» в беседе привел цитату из басни Крылова: «Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник, пироги печи сапожник». Но он надеется, что рациональные мнения в этом отношении в ближайшее время все-таки возьмут верх.


Мост через Лену


Много разноречивых разговоров возникло по поводу строительства железнодорожного моста. Генеральный директор Корпорации «Трансстрой - Восток» Александр Дудников считает, что они возникли на фоне попыток сэкономить на этом объекте в связи с проходящим кризисом. Тоннельный вариант не рассматривался.


Позиция Минтранса России о сооружении автомобильного моста пока высказывается только в дискуссионном порядке. Решение правительства о начале строительства еще не принято.


По мнению Александра Николаевича, автомобильный мост – это пробка, это лишение перспективы развития железнодорожной сети Дальнего Востока. Отказ от решения о строительстве совмещенного моста через Лену, если состоится, может свести эффект от сооружения железной дороги в нулевой вариант.


В противовес президент Российских железных дорог Якунин написал письмо в Правительство России с однозначной позицией по строительству совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через Лену. Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов в обращении к жителям республики тоже однозначно высказался за строительство совмещенного моста. Наука, транспортное сообщество тоже за эту идею.


Есть надежда на здравый смысл. Иначе вся стройка станет экономически нецелесообразной.


Юрий Карпов.

г. Якутск    



← Назад в раздел