Виктор БАСАРГИН – министр регионального развития: «Вектор развития региона»

Дальний Восток был определен Президентом России Дмитрием Медведевым одним из приоритетов территориального развития Российской Федерации. В 2008 - 2009 годах Дальневосточному федеральному округу удалось увеличить свой вклад в показатели развития страны. Так, его доля в валовом региональном продукте России выросла с 4,5 процента в 2007 году до 5,2 процента по итогам 2009 года. В результате существенного роста объемов государственных инвестиций доля Дальнего Востока в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличилась за этот же период с 6,5 до 10,6 процента. В сравнении с предкризисным уровнем рост вложений составил в Приморском крае – в 3,2 раза, в Хабаровском крае –67 процентов, в Еврейской автономной области – 62 процента, в Камчатском крае–64 процента и так далее. По росту промышленного производства Дальневосточный федеральный округ лидирует среди федеральных округов с приростом на 22,2 процента по сравнению, правда, с предкризисным периодом, причем рост наблюдается во всех субъектах округа. Отмечу успехи в жилищном строительстве. Как и в прошлом году, здесь тоже продолжается рост.


Министерство регионального развития с точностью до человека отслеживает ситуацию с главным богатством Дальнего Востока -его населением. Здесь тоже есть позитивные подвижки. К сожалению, отток сегодня сохраняется, но в положительную плоскость перешла миграция на Камчатке, заметно снизился отток населения в Якутии, Амурской, Магаданской областях и на Чукотке.


В целом по комплексным показателям развития можно выделить Республику Саха (Якутия), Хабаровский край, Амурскую и Сахалинскую области, Чукотский автономный округ. Здесь отмечается рост экономики и уровня жизни населения. Это тоже прямое следствие реализации в этих регионах общефедеральных проектов:строительство трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» и шельфовых проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и ряда других.


Вместе с тем, несмотря на опережающую динамику по сравнению с другими регионами России, по абсолютным показателям развития Дальний Восток еще существенно отстает от остальных регионов и от наших соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Долгое время темпы развития здесь сдерживали: первое – экономическая и инфраструктурная изоляция от наиболее развитых российских рынков, высокие транспортные затраты; второе – наличие изолированно работающих энергосистем, энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников; третье – невысокая степень диверсификации инновационной региональной экономики, имеющей ресурсную направленность; и четвертое – очаговый характер расселения с низкой плотностью населения.


Для решения этих проблем в соответствии с поручениями Президента РФ по итогам его рабочей поездки на Дальний Восток была разработана Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока до 2025 года, утвержденная Правительством в декабре прошлого года. В настоящее время закончено формирование плана мероприятий по ее реализации, и этот план мероприятий внесен для утверждения в Правительство Российской Федерации.


С началом работы по Стратегии появились конкретные проекты, выделились приоритетные направления деятельности, новые подходы к реализации федеральных целевых программ развития Дальнего Востока, повысилась системность международного и межрегионального сотрудничества. Началась реализация комплексных проектов территориального развития, включая развитие инфраструктуры к саммиту АТЭС – это и строительство зданий саммита, и университета, что даст 12 тысяч учебных мест, и развитие коммунальной инфраструктуры Владивостока, развитие энергетической и портовой инфраструктуры, реконструкция аэропорта, строительство дорожных сетей.


В части создания каркаса транспортной инфраструктуры сегодня приоритетами становятся транспортный коридор «Китай - Евразия» как катализатор роста грузопотоков, нефтепровод ВСТО производительностью до 80 миллионов тонн нефти в год, который обеспечит выход России на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, а также поэтапное развитие на территории региона единой системы газоснабжения России. Это развитие зоны БАМа, предусматривающее в том числе освоение природных ресурсов и строительство автодорог, в частности «Амур» (Чита - Хабаровск), второй очереди железнодорожно-автомобильного мостового перехода через Амур, реконструкция автодороги «Байкал». Это Транскамчатский коридор, создающий единую опорную автодорожную сеть на Камчатке. Это строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск с переходом через реку Лена. Это создание через Ванино и Советскую Гавань транспортно-промышленного узла, благодаря чему грузопотоки через порты Ванино и Советская Гавань до 2020 года достигнут 60 миллионов тонн в год, а прирост валового регионального продукта составит 8 миллиардов рублей. Это мероприятия по интенсификации воздушного сообщения, не буду перечислять все объекты, включая развитие малой авиации. Все это в совокупности с мерами по развитию наземных путей сообщения даст синергетический эффект качественного улучшения транспортной доступности, снижения стоимости перевозок и интеграцию в систему АТР.


Масштабные проекты в базовых экономических специализациях требуют превентивного создания генерации и мощного сетевого хозяйства. В этой связи приоритетом становится создание на Дальнем Востоке мощного и целостного сегмента единой энергетической системы страны. Это ввод новых генерирующих мощностей Уссурийской ТЭЦ, Сахалинской ГРЭС, Якутской ГРЭС, атомной электростанции на базе плавучего энергоблока в городе Певек, Канкунской ГЭС и так далее.


Считаем необходимым расширение числа геотермальных, приливных и ветряных электростанций. В регионах, где полная ликвидация автономных энергосистем в краткосрочной перспективе невозможна (Якутия, Камчатка, Чукотка), целесообразно рассмотреть возможность использования в качестве моторного топлива газа. Пилотный проект мог бы быть реализован сегодня в Республике Саха (Якутия). Это предложение связано с планируемой реализацией комплекса решений по расширению единой системы газоснабжения страны на Восток. Необходимо синхронизировать эти работы с мероприятиями по реформированию жилищно-коммунальной системы в части перехода на использование местных видов топлива в этой сфере.


Однако энергоемкость существующих и создаваемых производств перестанет быть сдерживающим фактором развития только в случае формирования цен на природный газ на уровне, не превышающем среднероссийские показатели, и перехода сегодня на долгосрочные тарифы. В этом случае Дальний Восток в стратегической перспективе может стать центром развития химии и нефтегазохимии.


В сфере развития лесопереработки видятся перспективы расширения рынка сбыта таких видов продукции, как пеллеты и топливные брикеты, а также создание мебельного производства.


Значительная роль в создании инновационной экономики может быть обеспечена формируемым научно-образовательным комплексом. Это ряд федеральных университетов.


Яркий пример инновационного подхода – развитие Дальневосточного национального космического центра на базе ЗАТО «Углегорск» и космодрома «Восточный», что обеспечит среднегодовой рост промышленного производства в Амурской области на уровне 115 процентов и увеличение объема отгруженной продукции в пять раз.


Создание единой информационной системы, объединяющей инновационные разработки регионов Дальнего Востока, будет способствовать появлению условий для модернизации машиностроения, включая судостроение. Это реконструкция и строительство предприятий в порту Восточный, создание Дальневосточной судостроительной лизинговой компании, Дальневосточного инновационного технологического центра морских технологий. Уже подготовлено более 100 специалистов в принципиально новой области объемного проектирования.


Развитие судостроения тесно связано с перспективами рыболовства, развитием его береговой инфраструктуры, рыболовецкого флота. Это позволит увеличить объем вылова водных ресурсов на Дальнем Востоке в 1,6 раза по сравнению с сегодняшним днем – до 3,5 миллиона тонн в год к 2020 году.


Также в числе приоритетов - обеспечение качественных изменений в социальной сфере. Это стимулирование жилищного строительства, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, размещение межрегиональных центров телемедицины для экстренной помощи на труднодоступных территориях.


Инструменты реализации – это прежде всего федеральные целевые программы. Так, в 2010 - 2013 годах по этим программам будет направлено 367 миллиардов рублей, в том числе 303 миллиарда рублей из федерального бюджета.


На территории Дальнего Востока сегодня успешно реализуются общегосударственные проекты при финансировании за счет инвестиционного фонда. Общая стоимость проектов – 174,9 миллиарда рублей, из них 49,5 миллиарда – это средства фонда, а 125,4 миллиарда – средства частных инвесторов. В рамках этих проектов будут созданы крупные промышленные кластеры, которые обеспечат увеличение валового регионального продукта Дальнего Востока и Байкальского региона, создадут условия для наращивания товарообмена между Россией и странами АТР и формирования 30 тысяч новых рабочих мест. Есть еще примеры таких проектов, в частности – создание горно-металлургического кластера в Приамурье с общим объемом инвестиций 86 миллиардов рублей, из которых 70,3 миллиарда – это частные инвестиции.


Еще одним источником инвестиционных вложений мы видим дальнейшую интенсификацию межгосударственного, приграничного, прежде всего – инвестиционного сотрудничества, для этого сегодня уже заложены все необходимые основы. В рамках одобренной программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири России и северо-востока Китая на 2009-2018 годы предусматривается реализация 205 ключевых проектов регионального сотрудничества. Мы недавно на экспертном совете по региональной инвестиционной политике при Минрегионе обсуждали продвижение первых, наиболее проработанных девяти инвестпроектов в сферах развития инфраструктуры, создание промышленных парков деревообработки в добывающей и пищевой промышленности, туризма и электроэнергии на 175,4 миллиарда рублей. Их реализация позволит создать более 11 тысяч рабочих мест. Каждый из проектов имеет исключительное значение для регионов Дальнего Востока. Так, строительство железнодорожного моста через Амур на участке российско-китайской границы в Еврейской автономной области сократит путь в Китай для местных предприятий на 1700 километров. Это первый серьезный интеграционный проект, который непосредственно подключает нас к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона.


С учетом того, что строительство этого объекта сейчас ведется только за счет частного инвестора, мы предлагаем сегодня поручить Минэкономики, Минтранспорту, Минрегиону проработать механизм поступления этого объекта в государственную собственность.


Также, к примеру, ведется формирование перечня региональных инвестпроектов с участием южнокорейских компаний. В октябре 2009 года акционерным обществом «Объединенная судостроительная корпорация» и южнокорейской компанией подписано соглашение о строительстве в Приморье верфи с инвестициями с корейской стороны в 200 миллионов долларов. В ноябре верфь была заложена. Уже получены первые заказы.


Начата работа по инвестиционным проектам, заинтересовавшим японские компании. Это строительство завода по производству листового стекла с объемом инвестиций в 240 миллионов долларов, комплекса по глубокой переработке тяжелых нефтяных остатков стоимостью 41,6 миллиарда рублей (причем инвестор планирует покрыть более 80 процентов стоимости проекта), комплекса по производству полиэфирных нитей и технических тканей на их основе стоимостью 3,2 миллиарда рублей. Здесь участие инвестора оценивается в 2,3 миллиарда рублей.


И, наконец, есть еще резервы изыскания средств - за счет повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации Дальнего Востока. Мы считаем, что поддержка названных направлений развития Дальнего Востока позволит начать максимально быстро извлекать эффект от использования преимуществ этой уникальной российской территории. И, полагаю, это позволит существенно укрепить позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

   



← Назад в раздел