Нам дороги эти позабыть нельзя

Водители «Приморавтотранса» отметят День автомобилиста в пути.


Не только в советские годы, но и сейчас ОАО «Приморавтотранс» остается крупнейшим грузопассажирским перевозчиком на территории Дальнего Востока, Сибири и Урала. Конечно, перестройка и бесконечная череда кризисов наложила отпечаток на предприятие. В лучшие годы автопарк насчитывал порядка 17 тысяч транспортных средств. Сейчас в строю 502 автобуса и 748 грузовых машин. Тем не менее, только пассажирский транспорт «Приморавтотранса» за год перевез 10 миллионов 829 тысяч человек. Получается каждый житель Приморья 5 раз в году воспользовался автобусом компании с этим известным брендом.


Накануне Дня работников автомобильного транспорта о проблемах и перспективах отрасли в Приморье рассуждает генеральный директор ОАО «Приморавтотранс» Вячеслав Мартыненко.


– Вроде и праздник приближается, а особых причин для радости и нет. В 2009 году оказалось такое падение, что даже в нынешнем году, мы не можем приблизиться к докризисному 2008-му. Сравните сами: падение было на 26 процентов, а сейчас рост всего на уровне 18 процентов. Может по итогам третьего квартала прибавим. Но заданный самим себе план скорей всего не выполним.


У «Приморавтотранса» в числе основных считается тариф по пассажирским перевозкам. А он уже 2 года не меняется. Да, чуть поднимется тариф на автобусы на международных направлениях. Но это всего 12 - 15 процентов от всех пассажирских перевозок предприятия.


Но междугородние перевозки, перевозки внутри городов и районов остаются неизменными. При том, что топливо за это время несколько раз дорожало.


Из-за этого предприятию не удается приблизиться к уровню прибыли 2008 года.


Хочу выделить две особенности. Люди не отказываются от услуг «Приморавтотранса». Однако и конкуренция основательно возросла. «Левые» фирмы или частники нелегально стараются возить пассажиров по самым лучшим маршрутам. Налоги они не платят, работают по серым схемам. Сейчас в крае каждый третий маршрут нелегальный. А наши автобусы следуют строго по времени, полупустыми в соответствии с расписанием. Поэтому нашим транспортом активно и постоянно пользуются малоимущие и средний класс.


Автомобильный транспорт в Приморье сейчас выручает строительство во Владивостоке новых дорог-мостов и объектов саммита АТЭС. Однако набежали предприятия из других регионов. Они работают по низким тарифам – ниже себестоимости. Из-за такого демпинга страдают вся отрасль в Приморье. И еще, примечательно то, что сами строители пользуются автотранспортом не напрямую, а через посредников. Тем не менее, работа и прибыль есть. Тоже самое можно сказать и о стройке в аэропорту Владивостока. Еще год-два объемы по аэропорту будут давать хороший прирост.


Вспоминая русскую поговорку про палку о двух концах, можно сказать, что, бросив все силы на предстоящий саммит, в Приморье забыли о дорогах по всему краю. А они находятся в печальном состоянии. Ремонтов меньше, а тяжелых и труднопроходимых участков больше. Мостовые переходы без ремонтов проваливаются. Мостов с горбинками становится все больше и больше. По ним уже опасно переезжать тяжелому грузовому транспорту, автобусам.


А посмотрите, что творится по дорогам через города или по объездным трассам по всему краю. Это крайне отрицательный показатель. Хотелось бы, чтобы краевые власти не забывали о дорогах в глубинке. Мы с дорожниками отмечаем один праздник, поэтому, поздравляя их, одновременно и прошу: следите за нашими дорогами!


Надеюсь, что в будущем ситуация улучшится. Восстановились работы по объездной трассе вокруг Уссурийска. Там уже столько спалено топлива в пробках, что можно было бы за эти десятилетия создать не одну окружную магистраль. А дорога выйдет за Михайловкой.


Не может не радовать завершение строительства магистрали от Хабаровска до Читы. Наши машины постоянно перевозят грузы до Хабаровска, Биробиджана, Комсомольска, Благовещенска. Не являются исключением поездки в Читу, Якутск, Улан-Удэ, Иркутск. Но ведь теперь, благодаря введенной в строй дороге «Амур», мы сможем активно осваивать Сибирь, Урал, западные регионы страны. Наш транспорт обязательно там появится уже в следующем году. Спасибо председателю правительства России Владимиру Владимировичу Путину, что настоял на прокладке этой трассы, следил за ходом строительных работ, а перед пуском еще и проверил ее уровень. Дальневосточники теперь не чувствуют себя оторванными от остальной части страны.


Но хочу и отметить, что значительным рывком для автомобилизации Приморья станут международные перевозки. Правительства России и Китая готовят соглашение по транзиту автомобилей двух стран по сопредельным территориям. В настоящее время уточняются детали договора, выполняются технические нюансы, проводятся необходимые расчеты. «Приморавтотранс», Ассоциация международных автомобильных перевозок и другие структуры в этом процессе активно участвуют. За таким транзитом будущее международных автомобильных перевозок. Наш транспорт сможет без проблем перевозить грузы по Китаю или через КНР в Прибайкальский регион, в Монголию до Улан-Батора. Это значительно короче по хорошей дороге и в теплом климате. Следующим шагом станет организация перевозок по Корейскому полуострову.


К сожалению, международные пассажирские автомобильные перевозки оставляют желать лучшего. Нас за это активно ругает администрация Приморского края, антимонопольный комитет, комитет по туризму. То, что мы сдали без боя, сейчас крайне трудно вернуть обратно. Я говорю о том, что российский пассажир при выезде в Китай не может купить билет в обе стороны, а только в одну. И уже в чужой стране наши соотечественники могут купить себе билет в обратную сторону. А если не получится по какой-то причине? Поэтому у человека неуверенность. Вместо полноценного отдыха или работы россиянин вынужден беспокоиться, как он обратно вернется на родину.


Наше предприятие всерьез озабочено проблемой обновления подвижного состава. В частности – автобусов на внутригородских, пригородных и междугородних перевозок. И надо отметить, что в ряде муниципалитетов мы активно и успешно меняем транспорт на новый. В их числе Кавалерово, Шкотовский район, Владивосток. Есть государственная программа, где федеральный бюджет покрывает до 90 процентов стоимости автобусов. И пассажиры должны быть в этом заинтересованы. К примеру, до станции Угольной ходит муниципальный маршрут, в котором стоимость проезда составляет всего 11 рублей. Эту программу нужно и дальше развивать, ведь она помогает самым неимущим гражданам. Тем, кто живет за счет своих огородов и дач. Или тем, кто может найти работу только в краевом центре. Очень здорово, что краевая администрация максимально активно участвует и способствует такому процессу.


Теперь хочу сказать о том, что касается подвижного состава. Надо отдать должное рывку автомобилестроителей Китая. Они за последние годы сделали мощный рывок. Качество ряда изделий еще требует совершенства. Но в стоимости (относительно низкой Ред.) КНР вне конкуренции. А ведь есть еще понятия экономичности и долговечности. Поэтому и отдаем предпочтение китайским и корейским автобусам. На несколько лет они станут основной движущей силой для перевозки пассажиров. А они рано или поздно появятся. Они отвечают требованиям «Евро-3» и «Евро-4». До тех пор, пока российский автопром станет выпускать дешевые машины. Кстати, наши новые автобусы довольно высокого качества. Это «ПАЗы», «ЛиАЗы». Тут надо сказать спасибо программе «Школьный автобус», эти машины поступают на федеральные средства. Отечественный грузовой и пассажирский транспорт составляют основу «Приморавторанса». И всегда будут составлять.


Хочу отметить, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, вывозить население из опасных зон мы должны отечественным транспортом, хотя приходится покупать и импортные машины.


В период празднования Дня автомобилиста «Приморавторанс» завершает перегон семи новеньких германских «Манов» из Москвы во Владивосток. Понятно, что погода к нам не будет лояльна – местами уже выпадет снег или будет идти дождь со снегом. Но радует то, что машины с полным грузом проедут полностью по асфальту, в том числе в Забайкальском крае и Амурской области.


Пользуясь случаем, от всей души поздравляю работников и ветеранов многочисленного коллектива ОАО «Приморавторанс», членов их семей с Днем автомобилиста! Для нас это особый праздник, из года в год мы чествуем своих коллег. В каждом предприятии, в каждой дочерней фирме состоятся встречи.


Николай КУТЕНКИХ,

главный редактор РИА «Восток-Медиа», специально для «Парламентской газеты на Дальнем Востоке».  



← Назад в раздел