Что наша жизнь? Дорога!

И в переносном, и в прямом смысле дорога – это жизнь. Особенно на Колыме, чьи немногочисленные населенные пункты, спрятанные среди нагромождений сопок и долин норовистых рек, соединяют друг с другом и с областным центром почти одни автодороги. И слишком многое зависит от того, в каком они состоянии: ухоженные или заброшенные, ухабистые или гладкие, как скатерть радушного хозяина.


В этом свете деятельность работников дорожного хозяйства приобретает в Магаданской области особое значение. Дорожники здесь в почете: не каждому даны мужество и сила воли спешить среди ночи под бешеный вой пурги на заметенный перевал и трудиться за рычагами до рассвета, чтобы утром через него смогли пройти машины.


Фары выхватывают из черноты только сумасшедший хоровод снежинок. Нет ни неба, ни земли – все слилось в сплошную круговерть слепящих хлопьев, за которой где-то рядом, под снежным козырьком, притаился обрыв, а за ним – пустота…


В январе этого года полувековой юбилей отметило одно из старейших дорожных предприятий области. 16 января 1960 года новую мощную производственную единицу назвали дорожно-строительным управлением № 1. Первым объектом управления стало строительство арманской трассы.


За пятьдесят лет предприятие претерпело множество реорганизаций, пока не стало областным государственным унитарным дорожно-эксплуатационным предприятием (ОГУДЭП) «Магаданское». Много дорожных километров с тех пор пройдено, но неизменным осталось чувство ответственности коллектива за свою работу, желание делать ее на совесть.


Сегодня ОГУДЭП «Магаданское» имеет сложную производственную структуру. В его составе – мощности по изготовлению асфальтобетона, современная дорожно-строительная техника, паромная переправа, карьерное хозяйство, пилорама, механические цеха, котельные.


Постоянный коллектив предприятия насчитывает 260 человек, летом на дополнительные места набирают студентов, временных рабочих, и число сотрудников увеличивается до 300 человек и более.


На попечении ОГУДЭП – около 300 километров дорог, в том числе местного значения: на Армань и далее на Талон (154 км), на Олу (33 км), с недавнего времени опять – на Клепку и Гадлю (9 км), а также участок федеральной трассы «Колыма» до аэропорта Сокол (46 км). В сферу деятельности дорожного предприятия входит как обслуживание, так и ремонт, капитальный ремонт, реконструкция дорожного полотна.


В 2009 году ОГУДЭП «Магаданское» выполнило дорожных работ на сумму более 390 миллионов рублей.


На протяжении последних двадцати лет неизменным руководителем предприятия является М.В. Ратушный, известный в Магадане своим профессионализмом, порядочностью и обязательностью.


– Михаил Васильевич, вы по желанию коллектива возглавили предприятие в 1990 году – не самый простой период в нашей истории. Ситуация в дорожном хозяйстве за двадцать лет исправилась?


– Мы ее исправляем каждый год. Положение дел таково, что мы не знаем, что будем делать в следующем году. Каждый раз приходится искать работу, потом находить возможности ее выполнить, а потом - умудриться получить за работу деньги (это не всегда легко).


– Сложности с объемом работ – следствие большой конкуренции на рынке?


– Как сказать… Взять, к примеру, дорогу на Клепку (Ольский район), которую мы обслуживали на протяжении ряда лет. Два года назад на ежегодный конкурс по ее обслуживанию пришла сторонняя фирма, которая начала сбивать цены на работы. Мы, понимая, что сделать за предложенную сумму нормальную дорогу невозможно, отказались от участия в конкурсе. Фирма, естественно, выиграла. И почти сразу от жителей Клепки посыпались жалобы на отвратительное содержание дороги.


В итоге Ольская администрация разорвала с тем предприятием контракт и вновь заключила его с нами. Мы вынуждены были в авральном режиме приводить дорогу в порядок. Объем работ, который положено по нормативу делать за три дня, делали в течение недели. Но и результат налицо: если после «работы» предшественников на Клепку из Магадана(33 км) ехали 1 час 40 минут, то после нас – 35 - 40 минут.


Так что я бы не сказал, что это конкуренция профессионалов. Зачастую на конкурсы приходят люди, которые за большими деньгами не видят работы. Бывает так: получат аванс – и пропадают. А бывает и так: победитель конкурса передает объект проигравшей организации с условием получить за это «комиссионные», – как правило, в пределах 10 процентов от стоимости заказа.


Самое печальное, что данные «торги» допустимы действующим законодательством, в частности 94-ФЗ. По моему глубокому убеждению, очень вредная для дела практика.


– Самое трудное в работе дорожников сегодня, на ваш взгляд?


– Труд дорожника никогда не был легким. Какую бы умную технику ни придумали, управляют ей люди! Вот сегодня в Магадане дождь, а на перевалах уже настоящая зимняя пурга. На всех участках напряженная работа, задействована вся техника: на 23-м километре федеральной дороги пескоразбрасыватели вышли на линию в пять утра, посыпается Ольский перевал, расчищаются от снежных заносов арманские. Из-за сильного ветра закрыта Янская переправа – сносит баржи, пришлось привязывать их к бульдозерам.


И это не форс-мажор, для дорожников это обычная работа.


На сегодняшний день самое сложное, пожалуй, определить перспективу. У всех дорожных предприятий главная проблема – выжить сегодня и не спасовать перед полной неизвестностью завтрашнего дня.


Тяжело из года в год играть в «американские горки»: один год работы на 380 миллионов рублей, другой – на 180 миллионов. Как сохранить коллектив при уменьшении объемов? Распустить классных спецов? А где потом набрать новых в случае необходимости? Ведь хотя и говорят, что «дороги чистить – дело нехитрое, не надо иметь семи пядей во лбу», на самом-то деле тот же асфальт приготовить и правильно положить – нужны знания, опыт, от этого напрямую зависит качество работы.


Мое мнение: в дорожном хозяйстве не в ежегодную рулетку играть нужно, а разрабатывать долгосрочную программу для каждого предприятия. И, конечно, вкладывать в дороги серьезные средства. Тогда будет толк.


– У ОГУДЭП на следующий год наметки по объемам есть?


– Есть. Во-первых, продолжим ремонтировать дорогу в арманском направлении. Во-вторых, надеюсь, что за нашим предприятием останется обслуживание прибрежных дорог (Талон, Ола). Других дорожных организаций, обладающих для этого большими, чем мы, возможностями, в области нет.


Ну и, конечно, будем искать дополнительные заработки. Так, в этом году благодаря действовавшей программе «Единые дороги городов России» партии «Единая Россия» мы дополнительно выполнили работы по замене дорожного покрытия в магаданских дворах на 40 миллионов рублей.


– Знаю, что в прежние годы вы занимались и непрофильными видами деятельности: рыболовством, золотодобычей, вели подсобное хозяйство…


– Да чем только не приходилось заниматься, чтобы выжить! Но считаю, что лучше делать то, что умеешь и любишь, – эффект больше. Другое дело, что по нашему основному профилю спрос довольно ограничен.


– Не думаю, что такое положение связано с окончательной победой над одной из двух больших российских бед. Дорожникам есть куда прикладывать свои силы!


– И должен отметить, что областная администрация это понимает и с каждым годом вкладывает в дороги все больше средств. Нашел же губернатор Николай Дудов возможность изыскать в областном бюджете 300 миллионов рублей на ремонт дороги Солнечный - Ола!


– Отличная, кстати, получилась дорога, ровная, красивая. Ездить – одно удовольствие! Спасибо вашим работникам!


– Мы старались… На будущий год, знаю, у областной администрации также есть планы по улучшению состояния дорог, что радует и обнадеживает.


К сожалению, не могу того же сказать о федералах. Сужу по финансированию федеральной трассы «Колыма». Хоть Российское дорожное агентство и обещает увеличить в следующем году объем средств на ее содержание на 15 процентов, но этого мало – они лишь покроют уровень инфляции. Фактически финансирование останется на прежней планке, не дающей возможности содержать дорогу в нормальном состоянии.


– Две составляющие успешной деятельности дорожной службы: грамотные специалисты и надежная современная техника. ОГУДЭП «Магаданское» в достатке располагает и тем и другим?


– Несмотря на все трудности, мы стараемся каждый год выкраивать из доходов предприятия 8 - 10 миллионов рублей на обновление парка, хотя бы самой необходимой техники. Три года назад вложились в каменный карьер – купили дробильно-сортировочную фабрику, в 2009-м приобрели новый погрузчик, в 2010-м – экскаватор.


В этом году предприятию здорово помог учредитель – областная администрация, выделив 22 миллиона рублей на покупку двух новых паромов для Янской переправы. Сумма значительная, сами мы ее не осилили бы, а паром пришло время менять.


Что касается специалистов. На предприятии уже много лет действует следующая практика: подбираем толковых, серьезных работников и отправляем их учиться в Хабаровский политехнический университет. Оплата дороги два раза в год, проживание в общежитии – за счет предприятия, за людьми на период учебного отпуска сохраняется средний заработок.


Все заместители, мастера «Магаданского» выучились таким образом. На данный момент в университете на дорожном отделении учатся четыре наших сотрудника, еще два – на отделении автомехаников.


Порой поначалу учеба туго идет, но постепенно ребята привыкают, даже начинает нравиться студенческая жизнь. Ну и, разумеется, дипломированный специалист – это звучит гордо!


Так что в целом кадровой проблемы мы не испытываем.


– Михаил Васильевич, ваше предприятие славится постоянством коллектива: около 40 процентов сотрудников в дорожном хозяйстве больше 15 - 20 лет. Кого бы вы отметили как особо добросовестных работников?


– В первую очередь стоит похвалить тех, кто работает на сложных арманских перевалах на снегоуборочной технике в непогоду, в любое время дня и ночи. Это Виктор Сидашев, Николай Садовник, Василий Николау, Игорь Несмеянов, Павел Беляев. Отлично справляются с обязанностями начальник участка федеральной дороги Павел Поляков, заместитель директора по механизации Анатолий Полтавский, механик Геннадий Молчанов, дорожный мастер Виталий Спитцер. Перечислять можно долго: как минимум треть коллектива составляют люди, достойные того, чтобы говорить о них в превосходной степени.


– Что пожелаете им, себе и предприятию в преддверии профессионального праздника?


– Стабильности. Чтобы мы были уверены, что работой мы обеспечены не только сегодня, но и завтра, и послезавтра, чтобы мы могли планировать деятельность предприятия далеко вперед. Будет стабильность – все остальное мы уже сами разложим по полочкам.


– Удачи, дальнейших успехов вам и вашему предприятию, а всем нам – только прямых и ровных дорог!


Евгения АЛЕКСАНДРОВА.

г. Магадан    



← Назад в раздел