Планирование через реалии

ФГУ Упрдор «Колыма» осуществляет функции заказчика на выполнение дорожных работ по автомобильной дороге «Колыма» от Якутска до границы с Магаданской областью. В оперативном управлении находятся 1146,026 линейных км автодорог, из них с песчано-гравийным покрытием 1114,041, с асфальтобетонным покрытием 13,185 км, автозимники и ледовые переправы – 18,8 км.


В 2010 году на содержание автодорог и искусственных сооружений предусмотрено 2701233,641 тыс. руб.; капитальный ремонт мостов : ввод1/34,68 пог. м – 20098,88 тыс. руб. (ввод - октябрь); ремонт мостов : ввод 3/155,5 пог. м. – 47368,435 тыс. руб. (на 1.10.10 г. введены все); ремонт а/дороги: ввод 15,107 км – 85642,428 тыс.руб.(на 1.10.10 г. введены все); кап. ремонт а/дороги: ввод 6,687 км – 59256,299 тыс. руб.(на 1.10.10 г. введён).


В летнее время круглогодичный сквозной проезд автотранспорта по автомобильной дороге «Колыма» отсутствует. В зимний период движение автотранспорта осуществляется по автозимникам и ледовым переправам, в том числе через реку Алдан с середины ноября по апрель и реку Лена с конца декабря по апрель.


Автомобильная дорога «Колыма» начала строиться в 40-х годах по нормативам, близким к V технической категории, и характеризуется сильной извилистостью, отсутствием нормативной видимости на некоторых участках, большим количеством кривых малого радиуса, земляным полотном, проходящим сегодня в «нулевых» отметках. Все эти факторы, всочетании с неблагоприятными геологическими условиями, приводят к разрушениям земляного полотна и дорожной одежды, искусственных сооружений.


Автомобильная дорога «Колыма» – строящаяся дорога от Якутска до Магадана – обеспечивает межрегиональные транспортные связи, соединяя Республику Саха (Якутия) с Магаданской областью, и дает выход на побережье Тихого океана.


Она также является единственным транспортным выходом из Якутска к населенным пунктам Верхоянского, Усть-Янского, Абыйского, Оймяконского и Усть-Майского районов.


Кроме того, автомобильная дорога «Колыма» позволяет осуществить транспортные связи вышеперечисленных районов, по которым она проходит, с речным портом Хандыга и аэропортом в поселке Теплый Ключ.


Планирование работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильной дорогипроизводитсяс учетом приоритетности участков и обеспечения межремонтных сроков. Программа подтверждена данными РосдорНИИ по диагностике автомобильной дороги (письмо ФГУП Росдорнии от 20.03.2007 г. № 01-10/27-88). Вся программа увязана с перспективным планом строительства и реконструкции дороги.


Основными критериями, которые легли в основу формирования предварительных проектировок капитального ремонта и ремонта дорог, являются: обеспечение безопасности движения; транспортно-эксплуатационное состояние дорог по материалам диагностики; приоритетность включения объекта в программу; обеспеченность объектов капитального ремонта прошедшей экспертизу проектно-сметной документацией; межремонтные сроки; увеличение интенсивности и грузонапряженности в связи с ликвидацией грунтового разрыва.


Программа работ по содержанию автодороги «Колыма» разработана на основе цикличности в соответствии с нормативными документами.


При планировании работ на 3 года появляется реальная возможность планирования всего комплекса работ, начиная от проектно-изыскательских и заканчивая строительно-монтажными, в рамках принятого бюджета. Такой поточный метод планирования позволяет эффективно внедрять проектно-сметные решения в условиях максимально приближенных к реальным. До настоящего момента же зачастую случаются ситуации, когда проектно-сметная документация уже на руках, однако срок реализации ее отодвигается, так как вносятся коррективы по объемам и срокам.


Для обеспечения безопасности движения большое значение имеет состояние мостовых сооружений, отвечающих современным требованиям безопасности и грузоподъёмным нагрузкам.


Планирование работ покапитальному ремонту, ремонту и содержанию автодороги «Колыма»и искусственных сооружений на ней производитсяв соответствии с программой, согласованной с Федеральным дорожным агентством.


Выбор и расстановка приоритетности объектов определяется состоянием сооружения, наличием проектно-сметной документации, интенсивностью движения (учитывая резкий скачек интенсивности в связи с вводом окончательно в 2009 году участка автодороги «Колыма» Кюбюма-Селерикан ), годом постройки (последним годом ремонта сооружения), сроком давности последней диагностики и результатом последнего осмотра мостовых сооружений.


На сегодняшний день из 70 мостов 30 находятся в аварийном или неудовлетворительном состоянии, 26 мостов – в удовлетворительном и 13 мостов – в хорошем техническом состоянии. 17 мостов – деревянные и деревометаллические мосты1944 - 1954 годов прошлого века постройки обветшали, не обеспечивают безопасность дорожного движения и относятся к неремонтопригодным. Кроме того – 41,8 % мостовых сооружений имеют габариты менее нормативного. Исходя из вышесказанногокрайне необходима их реконструкция или полная замена.


Схожая ситуация обстоит и с водопропускными трубами,из 1101 трубы 387 труб (37,18 %) находятся в аварийном или неудовлетворительном состоянии, 654 трубы (62,82 %) – в удовлетворительном и хорошем состоянии. 384 трубы – железобетонные постройки 1980-1990 годов, 157 труб – деревянные лотки времён «Дальстроя» и остальные 500 труб – металлические, большая часть из которых новые сборные гофрированные металлические трубы.


Из искусственных сооружений (из семидесяти мостов – 58, из 1101 трубы – 598) находятся в сильно пересечённой горной местности, в связи с этим происходит постоянное разрушение конусов и дамб мостов, входных и выходных оголовков труб паводковыми водами и ливневыми дождями практически круглый год.


Непременным условием надёжной работы искусственных сооружений в условиях вечной мерзлоты является проведение систематических плановых работ по уходу за ними. Все работы по уходу за мостами и трубами, исправление дефектов и повреждений должны проводиться непрерывно в течение года в максимально короткие сроки с момента обнаружения. Темпы роста объёмов капитального ремонта и ремонта недостаточны для поддержания искусственных сооружений в нормативном состоянии.В связи с открытием сквозного проезда резко повысится интенсивность движения и грузооборот, что повлечёт увеличение нагрузок на искусственные сооружения.Учитывая, что перевозки грузов осуществляются автомобилями большой грузоподъёмности, идёт интенсивное разрушение существующих мостов и труб, находящихся в аварийном и неудовлетворительном состоянии.Необходимо в ближайшие годы перестроить все оставшиеся деревянные мосты в составе федеральной дороги «Колыма» на капитальные, с увеличением несущих нагрузок и увеличением габарита мостов с соответствием категории дороги.


Деятельность дорожных предприятий – это самоотверженный труд людей, которые прокладывают дороги в любое время года, в сложных климатических условиях, порой без выходных и праздников, обеспечивая сообщение между населенными пунктами. В канун профессионального праздника желаю дорожникам здоровья, терпения, чтобы вас всегда ждали дома, а непогода обходила вас стороной. Также желаю стабильной и постоянной работы, благополучия.


Лилия Демченко,

зам.начальника ФГУ УПРДОР «Колыма». Фото Любови Моториной. пос. Теплый Ключ  



← Назад в раздел