Александр ДУДНИКОВ: «Продолжать строительство. Другой альтернативы нет»

Победа строителей


На промежуточной станции строительства железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск отзвучали торжественные речи, отгремели и отсияли праздничные фейерверки. Постановление правительства России, принятое пять лет назад, о доведении рельсов до этой точки выполнено в срок и с хорошим качеством. Восемьдесят километров рельсов, которые нужно было уложить в этом году, легли на насыпь, прошли через мостовые переходы.


Дорожная техника, выстроенная на месте проведения митинга в честь трудовой победы, вновь отправилась на свои рабочие места.


Поставленная задача выполнена. Но строители обязались уложить сверх плана текущего года еще двадцать километров рельсов. Так что сейчас подрядные и субподрядные организации трудятся уже за Кердемом на пути к Якутску.


Что дальше? Руководитель строительства Александр Дудников на этот вопрос ответил уверенно:


– План будущего года по строительству этого пути нам абсолютно ясен. Есть постановление правительства России, подписанное Владимиром Путиным, в котором говорится, что мы должны довести железную дорогу до Нижнего Бестяха в 2013 году. Сроки приемлемые. Объемы инженерных решений, строительных работ понятны. Финансовые вопросы закрыты. Мы готовы все выполнить в установленное время, нормально и ввести дорогу в эксплуатацию с хорошим качеством.


Нынче строители провели 80 километров укладки рельсов. Еще 20 уложат сверх плана. До Якутска (Нижнего Бестяха) остается пройти всего 60 километров. Серьезная преграда – две реки, впадающие в Лену. Это Тамма и Мыла (с ударением на последнем слоге). Там нужно построить два моста длиной в несколько сотен метров. Они могут задержать строительство до конца будущего года. Но строители не собираются ждать их готовности. В навигацию будущего года они завезут по реке Лене рельсы, шпалы и все остальное необходимое для строительства оборудование и начнут укладывать рельсы на станции.


Примечательно, что на этом участке встречаются мосты, построенные на сухих местах, – места переходов, прогонов для скота. Это специфика линии. «Мы живем в Якутии, – говорит руководитель стройки Александр Николаевич Дудников, – в республике с развитым животноводством. И эти прогоны необходимы. Уже во время строительства к нам обращались и охотники с просьбой оставить проходы в насыпи железнодорожного полотна. Мы с ними вместе осмотрели места проходов для диких зверей и сделали там проемы. Люди остались довольны».


Все это значительный объем работ, потому что станция будет большой, со своей спецификой, множеством стрелочных переводов, мостиков. Ведь там встречаются еще и три федеральные автомобильные дороги. В общем, строители заходят на стройку еще и с тыла. Такой вариант служит гарантией того, что сроки ввода дороги в строй в 2013 году будут выполнены.


Мост? Тоннель? Варианты?


В Нижнем Бестяхе сходятся три федеральные автомобильные дороги, на подходе – железная. Отсюда открывается перспективное направление с продолжением ее строительства на Магадан и Чукотку к Берингову проливу. Предпосылки для этого созданы, и не воспользоваться возможностью соединить Северо-Восток надежными путями сообщения, считает Александр Николаевич, нельзя. Мост через Лену необходим уже потому, что он позволит ускорить развитие экономики не только Якутии, но и всего Дальневосточного региона.


В последнее время вокруг проблемы перехода через Лену возникло множество дискуссий. Есть несколько проектов моста. Два года назад макет одного из них был представлен в экспозиции Якутии на международном форуме транспортников в Сочи, и вокруг него постоянно толпились посетители. Железнодорожный путь по нему проходил посредине, а по бокам на консолях, на одном уровне – автомобильные трассы.


Но потом был создан другой проект, с двухуровневым расположением трасс: железная дорога внизу, автомобильная - на втором этаже. Позже вдруг возник проект сооружения тоннеля под рекой Леной. Стоимость строительства по некоторым проектам составляет астрономические суммы.


Мнения были разноречивые. Так что вопрос об отношении к этой проблеме руководителя крупнейшей в стране транспортной стройки Александра Дудникова после праздника в Кердеме напрашивался сам собой.


– Технически грамотные инженерные решения, – сказал он, – лежат в области сооружения совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через Лену на Табагинском створе. Мы отстаиваем свою точку зрения со стоимостью строительства 48 миллиардов рублей. Достигается это тем, что мы предложили унифицированные пролетные строения длиной 250 метров и больше, которые перекрывают всю длину моста. Это позволит снизить количество опор, удешевит стоимость закупки металлоконструкций и самого строительства.


У нас предложено строительство автопроезда на одном уровне с передвижением поезда. Это дает возможность экономии на строительстве подходов к мосту. Не надо будет строить большое количество эстакад для подъема автомобилей на второй уровень, чтобы пересечь мост.


Все вместе плюс результаты изученности створа перехода через реку позволяют надеяться, что при проведении конкурса будет выбрано наше предложение как по экономической, так и инженерной составляющей.


На недавнем совещании в Якутске при вице-премьере России Кудрине было высказано мнение, что техническое решение этого вопроса остается за специалистами. А они, в свою очередь, будут находить возможности улучшения технических, эксплуатационных характеристик, экономии средств. Тогда же было заявлено, что до конца года конкурс по этому мосту будет проведен.


По поводу предложения о сооружении тоннеля Александр Николаевич сказал: «Нам утопичных идей при формировании транспортной инфраструктуры республики не нужно. Надо останавливаться на нормальном классическом варианте строительства моста. Альтернативы нет».


Почему только мы?


Никто не будет спорить о том, что инициатива строительства железной дороги до Якутска принадлежит Республике Саха (Якутия). Надо отдать должное предыдущему президенту республики Вячеславу Штырову, правительству, которое возглавлял тогда нынешний президент Егор Борисов, самим строителям, настойчиво проводившим линию на формирование транспортного комплекса, создание транспортной инфраструктуры. Многие тогда считали эту идею неосуществимой. Стройка от Томмота, тем не менее, незаметно продвигалась. Прошло пять лет, и вдруг – бах! – строители дошли до Кердема. Так же будет и дальше. Наступит 2015 год – бах! – мост. Сейчас для этого нужно лишь одно – политическое решение.


Но железная дорога, теперь уже окончательно ясно, все равно пойдет и в соседние северо-восточные края. Якутские строители сейчас заходят на стройку еще и с тыла, Нижнего Бестяха, чтобы довести ее до этой станции в точные сроки. Так почему бы в этом отношении и магаданцам не пойти навстречу со своей стороны? Ведь это всероссийская стройка, и соседи могли бы уже вкладывать в нее свои средства и ресурсы.

В Кердеме Александр Николаевич подбросил журналистам республики предложение организовать такой десант к соседям по автомобильной дороге «Колыма». Договориться с магаданцами заранее: «Ребята, что вы спите на ходу? Начинайте работать, как мы работаем! Надо объединять усилия».


Это не просто слова, это боль...


Погасли фейерверки в Кердеме, маленькой деревушке на берегу Лены. Были поздравления, награды, вручение подарков. Стройка, на которой занято до тридцати предприятий, около трех тысяч отлично подготовленных работников – инженеров, классных механизаторов, взрывников, мостовиков, связистов, энергетиков, близится к завершению. Уже сейчас вот-вот закончатся объемы строительства. Уже сейчас выпадают объемы земляных работ. Для предприятий и рабочих это трагедия. К руководителю строительства подходят специалисты: «Мы не могли найти работу на западе. Мы нашли ее здесь. Мы квалифицированные специалисты, мы содержим семьи, это счастье, что мы могли это делать. Дайте нам возможность работать дальше…»


– Я ничего не могу им ответить, – с горечью говорит Александр Николаевич. – Для меня работа тоже заканчивается в 2013 году.

Нужно решение о продолжении строительства.

Недавно на этой стройке работала команда американских телевизионщиков. Они были в октябре, делали фильм для «Дискавери». Было холодно, шел снег. Но настоящие морозы еще не начались. Но американцам и этого хватило. У нас, говорили они, людей, которые могут строить железную дорогу в таких условиях, нет.


Американцы внимательно следят за развитием строительства трансконтинентальной железной дороги до Аляски, считая не без оснований российскую часть пути боле сложной, и говорят: «Если русские сумеют пройти этот участок – мы со своей стороны сделаем все, что от нас зависит».


Много толков идет о том, что китайцы строят дороги быстрее и дешевле. Это действительно толки. Александр Николаевич рассказывает, что во время встречи с заместителем генерального директора компании, ведущей строительство железных дорог в Китае, выяснилось, что в ней работают до трехсот тысяч человек. Когда речь зашла о стоимости строительства одного километра дороги, оказалось, что цифры эти сопоставимые – 5 - 7 и 3 - 5 млн долларов. Мы строим такую же линию сегодня дешевле, чем они. А когда китайцы предложили свою помощь, наши ответили, что самим работы не хватает…


– Когда мы пускали пассажирское сообщение от Алдана, – вспоминает Александр Николаевич, – я пошел в железнодорожную кассу как рядовой пассажир и спросил: «Есть билет в Москву?». – «Давайте паспорт». Мне выдали билет Алдан - Москва. Тогда я убедился, что мы действовали правильно, уже все структуры стали работать. Можно выехать куда угодно – вот результат нашей работы. Так же должно быть в 2013 году на Бестяхе.

А по этому участку мы грузы начнем возить раньше, в условиях временной эксплуатации. Уже сейчас движение открывается от станции Кюргелях, так что плечо доставки грузов увеличилось еще на 250 километров. Дорога строит сама себя.


Юрий КАРПОВ.

г. Якутск  



← Назад в раздел