Двадцать лет на страже безопасности, или Лучший друг пассажира и водителя

В конце сентября отметило свой юбилей управление Госавтодорнадзора по Приморскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. 20 лет – серьезный срок, можно вести речь о подведении итогов, о том, каковы достижения службы, чем можно гордиться…


– Начиналось все, – говорит Юрий Губарев, начальник управления, – по сути, с нуля. 25 сентября 1990 года были подписаны документы об организации Российской транспортной инспекции. В начале 90-х годов в результате массовой приватизации автотранспортной отрасли были преобразованы в ОАО и ООО разные предприятия автотранспорта. Став частными, эти фирмы начали задумываться об экономии, под нож сокращений попали в первую очередь специалисты по безопасности перевозок. Но государство не могло оставить эту сферу безнадзорной, для чего и появилась наша служба. И мы очень гордимся тем, что нам удалось – через систему контрольно-надзорных мероприятий, используя нормативно-правовую базу, –восстановить институт безопасников.


Первоначально мы контролировали все виды транспорта: морской, воздушный, промышленный железнодорожный, автомобильный, в том числе дорожное хозяйство и даже АЗС и автостоянки, не говоря уже о транспортной инспекции.


В 2004 году прошла реформа Минтранса, в его структуре появилась Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, в составе которой – 10 управлений, в том числе управление безопасности морского транспорта, воздушного и так далее. А мы из многоотраслевого органа превратились в службу, занимающуюся надзором за безопасностью автомобильного транспорта и лицензионным контролем за теми, кто осуществляет лицензируемые виды деятельности. К сожалению, число видов деятельности, подлежащих лицензированию, постепенно сокращается. В автомобильном транспорте ранее лицензировалось более 30 видов деятельности, сегодня остался один – перевозка пассажиров автобусами на регулярных маршрутах.


Чем хорошо, на мой взгляд, было лицензирование? Тем, что оно предусматривало сохранность жизни и здоровья, никто не получил бы лицензию, если бы не выполнял все требования. Ведь прежде чем выпустить автобус на линию, он должен пройти техконтроль, водителя нужно осмотреть - здоров он или нет, ведь он отвечает за чужую безопасность. Было несколько случаев, когда водители буквально умирали за рулем, благо, что обошлось без серьезных жертв со стороны пассажиров. Кто-то успел остановить автобус, кто-то съехал в кювет…


Мы за всем этим следим. Разбираем все ДТП с участием пассажирских автобусов, и должен сказать, что аварийность здесь снижается. Уверен, что в этом снижении есть наша заслуга - аварийность на лицензированном транспорте вообще ниже, чем на нелицензированном.


Мы знаем, сколько в каком городе края пассажирских автобусов, водителей. Вот, сколько в городе такси и таксистов, никто не знает, этот вид деятельности перестал быть лицензионным - и кому стало лучше? Как можно управлять и следить за безопасностью, если нет информации? Хотя сегодня пристальное внимание уделяется и тем видам перевозок, которые не лицензируются. К примеру, такси. Если человек хочет заниматься таким видом деятельности, он по закону должен написать заявление, в котором обязуется выполнять все нормативно-правовые акты, которые регламентируют эту деятельность. Мы его регистрируем, ставим, так сказать, на учет. Но вынужден с сожалением признать -большого влияния оказать не можем…


Должен сказать, что многие субъекты автотранспортной деятельности проявляют мало сознательности и всячески стремятся уйти из-под контроля. Поэтому мы стараемся работать в содружестве с другими ведомствами, организуем совместные проверки, во время которых выявляется немало нарушений. К примеру, водитель без путевого листа. Это значит, что машина контроля не проходила, водитель не осматривался, насколько он вообще профессионален, неясно. И такое понятие, как надежность водительского состава, становится чем-то расплывчатым…


Сейчас лицензирование заменяется уведомительной системой, о которой я сказал, но пока она начнет работать, много воды утечет…


– Юрий Сергеевич, вашей службе приходится следить за большим количеством предприятий…


– В зоне нашего внимания около четырех с половиной тысяч субъектов автотранспортной деятельности, из них 170 – это лицензиаты, о которых мы все знаем; 126 субъектов осуществляют междугородние перевозки, им выдается специальный допуск. Мы их контролируем, в том числе на границе.


Существует ежегодный план проверок всех субъектов, которого мы аккуратно придерживаемся. Кроме того, Госавтонадзором взят курс на контроль и оценку внутрипроизводственных систем хозяйствующих субъектов. То, что на автотранспортном предприятии есть человек, отвечающий за обеспечение безопасности перевозок, - это полдела. Главное заключается в том, чтобы действовала единая система контроля за техническим состоянием и хранением АТС, соблюдением режима труда и отдыха водителей – больше восьми часов они, как правило, особенно на грузовиках, не должны работать, ну максимум - девять… И это не значит, что все девять часов он должен непрерывно сидеть за рулем, ни в коем случае! Водитель должен отдыхать примерно через два часа работы – по 15 минут. В дальний путь должны отправляться не менее двух водителей, и так далее, и так далее…


Все это было бы обязательным при получении лицензии, а значит, и аварийность пошла бы вниз, как это уже случилось с общественным транспортом. Лицензирование – это гарантии. Поэтому мы так много об этом говорили и продолжаем говорить.


В нашей службе сложилась система работы с должностными лицами хозяйствующих субъектов, и не только лицензиатов. И главные составляющие этой работы формируются как собственными углубленными мероприятиями по контролю, так и взаимодействием со смежниками и прежде всего - органами ГИБДД. Серьезно следим за проведением аттестации, ведем ежемесячный мониторинг аттестационного процесса, что позволяет при необходимости его корректировать…


– Но вы ведь занимаетесь не только автотранспортом, но и дорожным хозяйством?


– Да. И с этим дело обстоит сложнее. Работа с транспортом, можно сказать, стала на поток, у нас уже и база наработана, и нормативные акты приняты, на основе которых мы выносим решения, можем принимать меры. С дорожниками сложнее, там много дополнительных служб - подрядчики, субподрядчики… Департамент дорожного хозяйства администрации края и предприятие «Примавтодор» – единственные субъекты, которых мы можем проверять.


Кроме того, у нас только одна федеральная трасса – М-60, второй – трассой «Восток» – начали заниматься недавно. Вообще, есть надежда, что сейчас, после кризиса, когда стало много внимания уделяться дорогам, начнут оживать брошенные проекты, к примеру – работы под Уссурийском, под Ляличами, где просто брошенный участок… Уже есть планы на будущий год, выделяются средства, начаты работы по объезду Уссурийска, идут работы на развязке на Михайловку…


Конечно, мы не оставляем эту отрасль без присмотра, здесь тоже активно используются межведомственные проверки. Должен заметить, что, если мы провели проверку участка дороги и выдали предписание, дорожники стараются его выполнять. И мы давно не штрафовали «Примавтодор» – предприятие оперативно реагирует и все недоделки устраняет. Есть у нас и соглашение с департаментом дорожного хозяйства о совместной деятельности, благодаря которому мы можем влиять на состояние неподведомственных нам дорог, к примеру, мы работали на трассе «Хасан» и выявили там довольно много недоделок, над устранением которых дорожники работают. Могу привести еще яркий пример, как мы можем повлиять на ситуацию. Путепровод в районе Уссурийска строили железнодорожники, но ни у кого на балансе он не стоял. И найти деньги на его ремонт было крайне сложно. Мы обращались в Москву, подключили прокуратуру, в итоге нашли хозяина объекта, сегодня идет его реконструкция, думаю, к началу холодов путепровод запустят в эксплуатацию.


– Получается, ваша служба – серьезный игрок, вас уважают и лицензиаты автотранспортной составляющей, и дорожники…


– Да, это правда. У нас отличный коллектив – 63 человека, 36 из них работают на границе. Вся работа компьютеризирована, составлены базы данных, мы даже акты от руки уже не пишем… И уважение к службе, наше реноме – это результат нашей работы, принципиальности наших сотрудников, серьезного отношения к делу.


Вот пример. Приостановили мы деятельность одного предприятия – водитель нарушил скоростной режим и совершил ДТП с тяжелыми последствиями. Разве можно такое спустить на тормозах? Жаль, что сразу не можем лишить лицензии это предприятие, на котором работают такие водители, но уверен, что внимание к нему теперь будет еще более пристальным.


Мы стараемся работать так, чтобы лицензиаты понимали: расслабляться нельзя. Получая лицензию, многие хозяйствующие субъекты в лепешку готовы расшибиться, доказывая, что у них все по нормативам, по закону. А как лицензию получили - все, пошло дело спустя рукава. Мы с этим всерьез боремся. Пассажирские перевозки - слишком ответственное дело. Мы об этом помним и предпринимателям забывать об ответственности и безопасности пассажиров не позволим.


В заключение хочу поздравить всех сотрудников и всех автомобилистов с предстоящим профессиональным праздником, пожелать безаварийной работы, здоровья и счастья, а всей автомобильной отрасли в целом - процветания. Отрасль выходит из кризиса, это заметно. Автомобильные перевозки - это как движение крови по артериям, без них невозможно нормальное функционирование страны в целом. Так что - с праздником!


Любовь БЕРЧАНСКАЯ.

г. Владивосток        



← Назад в раздел