Сергей ФИЛЬ: «Cтроятся дороги – безопасные, скоростные, долговечные»

ПРОГРАММА ПРОДЛЕНА ДО 2017 ГОДА


– Сергей Иванович, мы беседуем с вами накануне профессионального праздника – Дня работников дорожного хозяйства. С каким настроением вы его встречаете? Есть ли изменения, которыми строители, хозяева дорог в Приморье могут гордиться?


– Настроение самое рабочее и деловое. Что касается гордости, то, увы, перемены в дорожном хозяйстве наступают не столь быстро, как того хотелось бы строителям, эксплуатационникам и пользователям дорог. И все же любой объективный наблюдатель отметит: перемены в улучшении состояния автодорог края произошли, если не разительные, то существенные.


Несколько лет назад по инициативе губернатора Сергея Михайловича Дарькина была принята программа «Дороги края». Несмотря на определенные трудности в финансировании, обрушившийся на мировую экономику кризис, выполнялась она неукоснительно. Реконструкции подверглись десятки километров дорог, многие участки, мостовые переходы были расширены, построены практически заново. Необходимый ремонт дорожного покрытия ведется повсеместно. Возросла ответственность работников дорожного хозяйства. ОАО «Примавтодор», под контролем которого находятся все 6 668 километров краевых дорог общего пользования, обрел неоценимый опыт, научился широко и умело использовать высокопроизводительное оборудование и технику, прогрессивные материалы.


Профессиональные водители, местные автолюбители и гости Приморья обратили внимание, что сегодня в любой самый отдаленный уголок края можно добраться на машине и летом, и зимой, и в весеннюю, осеннюю распутицу. Покрытие дорог становится все надежнее, они хорошо убираются, в местах, где особенно опасны ливневые стоки под полотном дороги проложены трубы большого диаметра, легко пропускающие потоки воды и грязи.


– Это правда. Я не раз слышала от коллег, да и сама, бывая в частых командировках, убедилась, что по дорогам края после снегопада или тайфуна передвигаться легче, чем, скажем, по улицам Владивостока. И все же так называемый «ямочный ремонт», оставляет желать лучшего…


– Его технология тоже сильно изменилась. И ироничная присказка о том, что «дороги на самом деле не ремонтируют, а лишь перемещают дорожные ямы, чтобы водителю было их труднее запомнить», уже теряет свою актуальность. Ям на трассах становится все меньше, и новые появляются реже. Потому что ремонт стал надежнее, качественнее.


Но оставляет желать лучшего в нашем хозяйстве еще очень многое. Поэтому и губернаторская программа «Дороги края», которая была рассчитана до 2010 года, и в целом выполнена, продлена до 2017-го. Предстоит сделать еще очень многое. И, прежде всего, в деле повышения безопасности, долговечности наших дорог. Мы уже, в связи с подготовкой к саммиту АТЭС на острове Русском, перешли на новый уровень качества строительства. Работа ведется в масштабах, доселе невиданных не только в Приморье, но и других регионах страны. Достаточно сопоставить две цифры. В обычные годы на дорожном хозяйстве у нас занято (строительство, ремонт, эксплуатация) около 2 тысяч человек. Сегодня их свыше 10 тысяч. К дорожному строительству привлечены лучшие компании России. Если учесть, что все они оснащены самой передовой техникой, владеют инновационными технологиями, то силы наши, можно считать, возросли на порядок. И ответственность высочайшая. Ведь кому многое дано, с того и спрос…


КОНСОРЦИУМ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА


– Какие направления в работе вы сегодня выделяете, как первостепенные? Есть ли, на ваш взгляд, что-то необычное в практике дорожного проектирования и строительства?


– Самое необычное, с моей точки зрения, то, что множество компаний, занятых на дорожных объектах, строительстве мостов через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный, низководного четырехкилометрового моста действуют согласованно, как единый организм. Подобного опыта у нас никогда не было. И он поистине бесценен. Потому что в ходе работ рождаются и принимаются сотни по-настоящему инновационных инженерных, конструкторских, технологических решений, которые потом войдут в обыденную практику, послужат ускорению темпов строительства, повышению его качества.


Нам удалось фактически настолько сблизить проектирование, подготовку рабочей документации и воплощение всего задуманного (выполнение конкретных работ), что процесс можно считать почти единым. Ранее все это разделялось обособленностью и несогласованностью действий проектировщиков, строителей, заказчиков. И время от проекта до создания по нему рабочей документации могло тянуться бесконечно. Сейчас все заинтересованные стороны встречаются друг с другом чуть не ежедневно. Возникающие вопросы решаются сверхоперативно. Именно такой подход позволил все многочисленные проекты к саммиту АТЭС запустить не только своевременно, но порой и чуточку раньше. Не снижая качества ни одной стадии работ.


Разумеется, в чем-то мы не в состоянии ускориться. Например, можно быстро уложить бетон. Но время его окончательного затвердевания – 28 суток – изменить нельзя. Зато, сместив на те же сутки вектор человеческих усилий, мы выигрываем на других направлениях.


Все объекты к саммиту, естественно, мы выделяем, как первостепенные. Но не забываем и о других. У нас не просто продолжается реконструкция краевых дорог, а ведется она бережно, чтобы не навредить экологии, живой природе. Вот, например, запланировано сооружение дороги через Нарвинский перевал. Но она пролегает по местам, где обитает единственный в мире ареал краснокнижного приморского леопарда. Чтобы не помешать, не напугать редкого зверя, было предложено проложить сквозь сопку 500-метровый тоннель. Вопрос специально обсуждался с прибывшим в край вице-премьером Правительства Сергеем Борисович Ивановым. И прокладка тоннеля получила поддержку. На его сооружение дополнительно выделяется полтора миллиарда рублей.


– Известно, что губернатор края Сергей Михайлович Дарькин выступил с инициативой применять на реконструируемых и вновь прокладываемых важнейших трассах асфальтобетонное и бетонное покрытие. Это также изрядно удорожает строительство. Но стоит ли «овчинка выделки»? Насколько такое покрытие долговечнее, надежнее привычного асфальта?


– Оно даст возможность забыть о ямочном и прочем ремонте на восемь - десять лет. Некоторое удорожание строительства сегодня не идет ни в какое сравнение с экономией, которую мы получим в будущем. Ведь в наших климатических условиях, в условиях резких перепадов температур традиционный асфальт не выдерживает. Покрытие из него приходится ремонтировать ежегодно. А выбоины на дорогах с интенсивным движением появляются вновь и вновь.


Цементобетонное покрытие – это совершенно другая технология. Впервые мы его применяем на трассе с интенсивным движением Владивосток - Находка - порт Восточный. Уже завершено ее проектирование, получено положительное заключение экспертизы. И московская корпорация «Инжтрансстрой», выигравшая аукцион, приступила к строительству. На первых трех километрах трассы закончены земляные работы, дорожники приступили к укладке цементобетонного покрытия. При такой технологии дороге не будут страшны ни зной, ни мороз, ни дождь, ни снег.


Скоростная четырехполосная трасса общей протяженностью 168 километров имеет разделительную полосу. Она пройдет в обход таких населенных пунктов, как Смоляниново, Шкотово, Штыково. То есть по ней действительно можно будет «мчаться с ветерком»: и безопасно, и без вынужденных задержек. В то же время автолюбители городов, мимо которых она проляжет, получат возможность легкого доступа к скоростной дороге, смогут пользоваться всеми ее преимуществами.


Продолжается реконструкция трассы Уссурийск - Пограничный. Ее участок с 20 по 35 километр с новым покрытием будет сдан уже в ноябре. Также завершается реконструкция дороги Раздольное - Хасан. Эти трассы обеспечат современный выход к китайской и корейской границам. В дальнейшем они позволят увеличить грузооборот и туристический обмен между странами.


Столь масштабное дорожное строительство на новом качественном уровне стало возможным только потому, что в крае действуют самые передовые компании. Такие, как наша «Тихоокеанская мостостроительная компания», московские корпорация «Инжтрансстрой», УСК «Мост» и другие. Они вооружены новейшими мобильными бетонными и асфальтовыми заводами, бетоно- и асфальтоукладчиками, виброкатками, мощными экскаваторами, бульдозерами – техникой XXI века, которая помогает строить действительно быстро и качественно.


– Вы говорите, в основном, о дорогах с интенсивным движением. А произойдут ли перемены к лучшему на селе? Ведь сегодня и там немало автолюбителей, туда порой с трудом добираются маршрутные автобусы, почта, машины с продовольствием…


– В нынешнем году заасфальтировано 80 километров центральных улиц в селах Приморского края. Губернатор поручил проложить асфальтовые дороги к каждому селу и в каждом селе. Работа будет завершена уже в следующем году.


Сейчас, правда, мы приостанавливаем асфальтирование в северных районах края, а с наступлением зимы – и повсеместно. Работаем ведь не для «галочки», и брак плодить не собираемся. Но к зиме готовимся основательно. Дорожные службы получили дополнительно 30 единиц грейдерной техники. Следовательно, дороги еще лучше будут очищаться от снега.


Зимой основные силы направляются на строительство путепроводов, укладку водопропускных труб. Набранные темпы в возведении мостов и прокладки дорог не снизятся, изменятся только структура, виды работ, которые можно успешно вести и в холодный период.


Обо всех новшествах в одном интервью не расскажешь. Один «краеугольный» вывод. Наши компании получили такой опыт, который может быть и будет востребован не только внутри страны, но и в международном масштабе. В Приморье сложился уникальный консорциум строительных компаний, который сегодня владеет самыми передовыми, современными методами организации дорожно-строительных работ. Мы уйдем, уже уходим от «дорожной беды», многие сотни лет казавшейся в России непреодолимой. И этим достижением можно, нужно гордиться!


В День работников дорожного хозяйства хочу пожелать коллегам доброго здоровья, счастья, успехов в труде на благо Приморья и всей России!


Валентина ЧАРСКАЯ.

 



← Назад в раздел