Дорожники Колымы - особые люди

– Сергей Борисович, основной этап сезонных работ этого лета позади, можно ли уже сейчас подвести итоги проделанной работы, отметить значимые объекты, на которых велись работы по ремонту и реконструкции?


– Сразу отмечу, что в этом году по объемам освоенных средств мы выходим на сумму в 969 млн рублей. Основные работы, запланированные на этот год, уже выполнены, тем не менее остаются объекты, где согласно производственному графику работы будутпроизводиться в четвертом квартале.


Как и в предыдущие годы, мы осуществляем деятельность по двум целевым программам – это федеральная целевая программа «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья», а также областная целевая программа «Содержание и развитие сети межмуниципальных и региональных автомобильных дорог». Согласно ФЦП продолжается реконструкция на автодороге Палатка - Кулу - Нексикан. Здесь в 2010 году планируется освоить порядка 475 млн рублей, из них 394 миллиона – из федерального бюджета, остальное – из регионального. В частности, производится реконструкция участка автодороги 262 - 282-й километры, в конце октября будет введен в эксплуатацию мостовой переход через ручей Бабай, а в четвертом квартале начнется реконструкция мостового перехода через реку Аян-Юрях, где подразумевается установка временного моста, чтобы на зимний период обеспечить сквозной проезд. А в рамках его реконструкции будет произведена достройка еще одного сорокаметрового пролета. Таким образом, на данный момент из всех средств до конца года остается освоить около 14 процентов.


Что касается дорожных работ, финансируемых из областного бюджета, в 2010 году задействовано более 575 млн рублей. Основная часть средств приходится на содержание автодорог, общая протяженность которых составляет 1078 километров. Это автодороги Палатка - Кулу - Нексикан, Герба - Омсукчан, Солнечный - Ола, Магадан - Балаганное - Талон, Авенирыч - Сеймчан, автоподъезд к поселку Талая, и с этого года в перечень межмуниципальных и региональных дорог включена еще одна – Сокол - Сплавная (12 км). На их содержание областной бюджет определил 233 млн рублей.


Кроме того,из региональной казны 158 млн 200 тысяч рублей направлено на ремонтные работы. Из них основная доля пошла на завершение асфальтирования автодороги Солнечный - Ола, которое производило ОГУДЭП «Магаданское». Этим летом заасфальтирован участок протяженностью более 7,5 км. Сегодня мы готовы констатировать, что данная дорога соответствует всем требованиям качества.


Также надо отметить, что в этом году за счет средств областного бюджета отремонтированы обочины на участке автодороги Авенирыч - Сеймчан на сумму 1,4 млн рублей, на автодороге Сокол - Сплавная произведен ремонт земполотна (3 млн рублей), и здесь же к концу этой недели будет сдан двухпролетный мост на сумму 8 млн рублей. Кроме того, к концу месяца завершится установка двух гофрированных водопропускных труб на автодороге Палатка - Кулу - Нексикан.


– Когда мы говорим о ремонте и реконструкции, подразумевается ли здесь использование новых технологий, все ли возможности по внедрению инноваций используются дорожной отраслью Магаданской области?


– Конечно, сегодня существует множество инноваций, применяемых в дорожном хозяйстве, но их выбор определяется преждевсего характеристиками региона, в котором расположены автодороги, существующими климатическими условиями. Тем не менее должен сказать, когда мы объявляем конкурс на проектирование, основное требование к проектировщикам –как раз применение и использование инноваций. Так, на протяжении последних трех - четырех лет при проектировании земполотна предусматривались мероприятия по применению различных материалов, способствующих предотвращению влияния вечной мерзлоты на земполотно. В частности, при реконструкции автодороги Палатка - Кулу - Нексикан используются различные геотекстильные материалы, георешетки, пенополистиролы и прочее.


Кроме того, если раньше дорожная одежда устраивалась из глинистых материалов, с добавлением хлоридов, то сегодня мы предлагаем устройство гравийных покрытий с добавлением 20 - 30 процентов щебня. Это делает ее более прочной, а также приводит к соответствию современным требованиям. То есть все, что для дороги 4-й категории сегодня приемлемо как инновации, наши проектировщики обязательно учитывают.


– Сергей Борисович, сегодня многие отрасли производства вынуждены преодолевать те или иные трудности, а какие проблемы остро стоят сегодня перед нашими дорожниками?


– В первую очередь – недостаточное финансирование. Если мы посмотрим на те объемы средств, которые в этом году проходят через наш департамент, через ФГУ Упрдор «Магадан», Дирекцию строящихся дорог Дальнего Востока и Забайкалья, то в общей сложности на Магаданскую область получим порядка 2,5 млрд рублей. Но я с уверенностью могу сказать, что при сегодняшних мощностях наших дорожных предприятий, их кадровом составе и техническом обеспечении мы вполне можем осваивать более трех миллиардов рублей. К сожалению, та программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, которая была принята в новой редакции в 2008 году, в своих заложенных параметрах сработала только в первый год, а дальше в связи с кризисом началось секвестирование. В связи с чем федеральное финансирование только по автодороге Палатка - Кулу - Нексикан было уменьшено на 58 процентов. По областной программе уменьшение произошло на 13 процентов, и то благодаря тому, что федеральный центр дал нам возможность брать бюджетные кредиты, которые, кстати, надо отдавать.


Сейчас Минрегионразвития вносит корректировки, продлевает программу до 2018 года, мы также внесли свои предложения. В частности, речь идет о том, чтобы нас вернули в рамки изначально принятой программы, где на автодорогу Палатка - Кулу - Нексикан было запланировано 6,8 млрд рублей. Ведь именно под эту сумму просчитывали объекты, подлежащие реконструкции.


Вторая проблема заключается в том, что в 2007 году вышло Постановление правительства РФ № 539, где впервые были определены параметры нормативов на содержание одного километра дороги, а также ремонта и капремонта. Согласно данному документу к 2011 году, по крайней мере, норматив на содержание дороги должен достигнуть 100-процентного показателя. Естественно, в этом случае можно было говорить о качестве и спрашивать его с подрядчиков. Но на сегодня финансирование работ по содержанию автодорог и искусственных сооружений на них держится на уровне 40 процентов от норматива.


Ну и, конечно, проблемой остается цена на завозимые стройматериалы. Например, работы по асфальтированию подразумевают использование битума, который доставляется в Магаданскую область из Ангарска, то есть проходит сложную транспортную схему: железная дорога, морской путь, перевалки. В итоге для наших предприятий цена за тонну битума достигает 30 тысяч рублей. Получается: в одной тонне асфальтобетона всего 6 процентов битума, а по денежной составляющей его доля достигает 30 процентов. И все же хочу отметить: несмотря на то, что со всеми работами асфальтирование одного километра у нас превышает 18 млн рублей, это гораздо ниже сумм в центральных районах страны.


– Как я вижу, даже в преодолении трудностей нашим дорожникам есть чем похвастаться, а если несколько слов сказать о перспективе – чего ждать дорожной отрасли Колымы?


– Думаю, ждать нужно только ее развития, тем более что не так давно премьер-министр Владимир Путин побывал на Дальнем Востоке, проехал по автодороге Чита - Хабаровск, определил фронт работ, а следующий этап – Якутия, откуда другой дороги, кроме как в Магадан, нет. Надеюсь, что уже в ближайшие два года к нашему краю будет приковано большее внимание, а доля федерального финансирования дорожных работ возрастет. Это значит, что дороги будут строиться, больше ремонтироваться. Вообще, моя мечта – чтобы все колымские дороги оделись в асфальт. Достижение такого проекта создаст условия для развития наших дорожных предприятий.


Кроме того, нынешняя транспортная схема области замкнутая: есть одна федеральная автодорога «Колыма», а остальные – так называемые лучевые. Транспортную схему необходимо развивать, ограничиваться одним выходом в Якутию Магаданская область не должна. Например, еще раньше рассматривался вариант выхода по побережью в Хабаровский край, и вернуться к этому проекту для развития экономики области было бы также большим плюсом.


А в ближайшей и вполне реальной перспективе – строительство новой автодороги от Омсукчана до Омолона, которое начнетсяс 2013 года. Сегодня на данном направлении уже ведутся проектно-изыскательские работы, трассирование автодороги. Также продолжатся работы по реконструкции дороги Палатка - Кулу - Нексикан, что в первую очередь направлено на освоение крупного и уникального Наталкинского золоторудного месторождения.


Поэтому в преддверии профессионального праздника хочу пожелать нашим дорожникам терпения и оптимизма, а также здоровья им и их близким. Благодаря нашим подрядчикам: ОГУДЭП «Магаданское» (Михаил Ратушный), ООО «ДСК» (Владимир Головань), ОГУДЭП «Среднеканское» (Владислав Антонин), ОАО «Тенькинская дорожная компания» (Александр Цьопа) – колымчане имеют возможность круглогодично выезжать из поселков, благодаря коллективам этих предприятий осуществляется жизнеобеспечение населенных пунктов области. Дорожники Колымы - это особые люди. Они обеспечивают проезд на заснеженных перевалах, а чего стоит только случай с размывом паводковыми водами автодороги Палатка - Кулу - Нексикан! Здесь хочется выразить дорожным службам огромную благодарность, поскольку в кратчайшие сроки проезд автотранспорта был восстановлен. Спасибо вам за ваш самоотверженный труд.


Глеб БОЯРКИН.

г. Магадан      



← Назад в раздел