Игорь РАХМАНИН: «Дороги, которые мы выбираем»

Когда говорят, что Север притягивает, это правда. Если не уехал сразу, то останешься здесь навсегда, потому что таких людей, таких отношений, таких трудностей и такой радости, удовлетворения от работы нет больше нигде.


Игорь Рахманин приехал в Якутию из Москвы в 1966 году. За плечами были служба в Советской армии, автодорожный техникум. Приехал, чтобы всю жизнь строить здесь дороги. Сначала был Ленинский, ныне Нюрбинский район, потом поселок Нижний Бестях, и уже более 30 лет работа на одном предприятии, которое сегодня называется «Сахаавтодор».


Эта организация была создана 10 октября 1925 года согласно постановлению Совета народных комиссаров Якутской АССР. Последние 10 лет ее возглавляет Игорь Федотович Рахманин – «Почетный дорожник России», «Почетный работник транспорта России».


К началу перестройки предприятие объединяло 27 подведомственных организаций, здесь трудились сотни работников, а работы велись по всей республике. Политические и экономические преобразования сильно ударили по дорожникам, в «наследство» Игорю Федотовичу досталось предприятие, в котором уже девять месяцев длилась процедура банкротства и были миллионные долги по зарплате, в Пенсионный фонд и по налогам. Сегодня «Сахаавтодор» – одна из успешных автодорожных компаний с годовым объемом работ до 160 миллионов рублей, получившая в 2008 году заслуженную награду «Лучший налогоплательщик».


Чтобы вывести предприятие из кризиса и вывести на передовые рубежи, пригодились огромный опыт работы, ведь Игорь Федотович прошел путь от мастера и начальника управления до генерального директора, хорошее знание людей и умение находить с ними общий язык, а главное – то, что главным в жизни он считает работу. «Я трудоголик, – признается он. – Так получилось». Его рабочий день длится десять часов, а нормально в отпуске за последние десять лет он был всего два раза. Как сообщили в отделе кадров, на сегодняшний день у него накопилось 384 дня отпуска. Больше года.


Спрашиваю, как к этому относится семья: «Так у меня супруга Валентина Матвеевна тоже дорожник, работает в планово-экономическом отделе компании. Это большая поддержка. Что касается продолжительности рабочего дня, она сама, если надо, работает и в выходные, и в праздники».


Есть у этого руководителя и еще одно качество – умение сплотить вокруг себя настоящих мастеров дорожного дела, таких же одержимых работой людей. Стаж работы и у инженерного состава, и у механизаторов не менее 15 - 20 лет, а у некоторых и более 30 лет. Придя сюда работать, люди остаются тут навсегда. И не только потому, что здесь хорошая зарплата, но и потому, что руководству удалось выстроить комфортные отношения в коллективе, редко где можно найти такое теплое, отеческое отношение к людям.


Среди построенных «Сахаавтодором» объектов – «Инженерная защита от паводковых вод», «Набережная северо-западной части озера Сайсары», «Реконструкция ул. Кузьмина», капитальный ремонт улиц Жорницкого, Лермонтова, Ильменской, Чайковского, Курашова, Курнатовского, Пилотов в столице республики Якутске, по республике – устройство асфальтобетонного покрытия в селе Бердигестях и п. Хандыга, капитальный ремонт федеральной трассы «Колыма» на участках 77 - 87-й, 112 - 122-й км.


В текущем году кроме работ по городским улицам акционерное общество также вело работы на федеральной трассе «Колыма», где выиграло аукцион по ремонту на участке 122 - 130-й км. На следующий год уже заключен договор на асфальтирование трех километров федеральной дороги «Вилюй», учитывая, что это 18 тысяч тонн асфальта, а в среднем в год предприятие укладывает до 32 тысяч тонн, задел хороший.


Это на будущий год, но и в этом работы предприятия еще не закончились. Много лет «Сахаавтодор» занимается устройством и содержанием ледовой переправы через реку Лена на участке Якутск - Нижний Бестях, которая начинается с ноября, а заканчивается в апреле. Ледовый автозимник соединяет заречные улусы и Магаданскую область с Якутском и обеспечивает пропуск грузового транспорта из Южной Якутии.


Это 14 километров зимней автодороги через реку Лена и подъездные пути, которые компания делает безопасными, превращая поистине в дорогу жизни. Трудностей хватает, чего стоит тот факт, что в отличие от других рек лед на Лене замерзает не ровно, а образует торосы на всем протяжении трассы иногда до двух метров высотой! А это значит – неравномерная толщина льда на разных участках. Приходится делать объезды и наращивать лед до 2,2 - 2,4 метра. Тогда по переправе спокойно пройдут большегрузные машины до 80 тонн.


На этом объекте работают две бригады, зато, когда в Росавтодоре увидели качество переправы, удивились: «Так это же хорошая трасса, правда, между торосами». К сложностям добавьте еще экстремальные природно-климатические условия Якутии, когда при температуре до минус пятьдесят затруднена эксплуатация дорожной техники, оборудования и автотранспорта, да и людям приходится несладко, хотя для них созданы комфортные условия.


Проблемы и трудности «дарит» дорожникам не только природа, но и несовершенное законодательство. Торги и аукционы – это нормально, считает Игорь Рахманин. Его предприятие их не боится. Вопрос в другом. Например, в сроках. Почему-то они проводятся в мае, а то и июне, когда у дорожников начинается сезон. С учетом того, что северное лето короткое, на работу остается два - три месяца. А ведь у дорожников лето год кормит. Если сдвинуть сроки, это позволит не только увеличить объемы, но и улучшить качество работ.


Вторая проблема – требования к участникам аукциона. Федеральный закон № 94 со всеми внесенными в него поправками не исключает того, что в нем может принять участие любая организация, даже имеющая за душой одну ручку. «В прошлом году на одном из аукционов у нас конкурентом была незнакомая компания. Мы редко проигрываем, а тут проиграли, – рассказывает Рахманин. – На второй день появляется у нас товарищ с портфелем и предлагает работу на субподряде на этом объекте. Оказалось, что у него вообще ничего нет: ни техники, ни людей, ни материалов. Такие примеры есть и по «Колыме», когда приезжают ребята на хороших машинах и сбивают цены, которые и так мизер. Бывают случаи, когда выигравшие компании продают объемы, зарабатывая на разнице. А потом мы говорим о качестве наших дорог. Надо менять закон, строить дороги должны те, кто умеет и может это делать».


Наконец, стоимость строительства дорог. Как такое может быть, что в Москве она доходит до 130 миллионов рублей за километр, а на Севере, где вечная мерзлота и экстремальные природно-климатические условия, - 9 -10 миллионов?


ОАО «Сахаавтодор» – самодостаточная организация, у которой есть собственный асфальтово-бетонный завод, оборудование на котором было недавно заменено более современным. Нет проблем со стройматериалами. Все материалы свои, для дорожного строительства завозится только битум. Не было ни одного года, чтобы в зиму вошли без запасов инертных материалов и битума. Есть большой парк необходимой техники.


Здесь трудятся семьдесят восемь человек. На предприятии приветствуется повышение квалификации, так что если кто-то хочет окончить курсы или поступить в техникум или институт, его поддержат. Без этого сегодня не обойтись, и руководство компании это прекрасно понимает. Может, потому «Сахаавтодор» относится к тем редким предприятиям, где практически нет текучки кадров? Ведь компания – это не только место работы, стабильный заработок, но и атмосфера в коллективе, отношение руководства, когда каждый работник чувствует себя защищенным.


Еще одна сторона деятельности предприятия – благотворительность: материальная помощь малоимущим семьям, пенсионерам, направление средств на лечение тяжелобольных, спонсорская поддержка в проведении культурных и спортивных мероприятий в Республике Саха (Якутия).


ОАО «Сахаавтодор» отмечено благодарностью Президента Республики Саха (Якутия) за вклад в социально-экономическое развитие региона, почетными грамотами, благодарственными письмами. Это признание заслуг предприятия, его руководителя и всех, кто здесь работает.


Спрашиваю у Игоря Федотовича: «А мечта у вас есть?»


Рахманин улыбается: «Отдохнуть. Недели две. А потом – снова работать».


Марина КОЛБАСИНА.

г. Якутск  



← Назад в раздел