Анатолий СКРЫБЫКИН: «Впереди новые горизонты»

– Анатолий Николаевич, принято считать, что одной из главных проблем в России являются дороги, в Якутии же вообще нет дорог, одни направления. Вы с этим согласны?


– Это, конечно, неправда, дороги у нас есть. Другой разговор, что, занимая значительную часть Российской Федерации, Якутия имеет слабо развитую транспортную сеть. Плотность автомобильных дорог в расчете на 1 тысячу кв. км у нас в 1,3 раза меньше, чем в среднем по стране (0,53 км – по ДВФО и 3,2 км – по РФ). Из 629 сельских населенных пунктов соединяют автодороги с твердым покрытием всего 218. Только 10 % территории, где проживает менее 15 % населения республики, обеспечено круглогодичной транспортной доступностью. Поэтому главной задачей дорожной отрасли является строительство автодорог круглогодичного действия.


Из общей протяженности автомобильных дорог, а это 25,3 тыс. км, 3,6 тыс. км относятся к федеральным, 10,4 тыс. км – дороги местного значения, наконец, 11,2 тыс. км - регионального значения. Протяженность дорог с твердым покрытием составляет 3151,5 км, грунтовых автодорог и автозимников – 17,3 тыс. км (68,4 %). При этом на долю региональных автодорог с асфальтобетонным покрытием приходится всего 2,3 %. Ввиду отсутствия круглогодичных дорог ежегодно с конца октября на территории республики прокладывается 8,054 тыс. км (7 2%) сезонных автомобильных дорог общего пользования (автозимники), обеспечивающих временную связь отдаленных районов со столицей республики наземным путем. На их устройство и содержание ежегодно расходуется 43 % всех бюджетных ассигнований. При этом в Федеральном законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» они не учтены, как и ледовые переправы.


18 февраля 2010 года в нашей республике был принят закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РС (Я)», где есть глава об особенностях автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Закон дает необходимые характеристики сезонных дорог, основные требования к проектированию, устройству и содержанию таких дорог, допустимые нагрузки при открытии проезда, а также действия владельцев дорог для обеспечения безопасного проезда и предоставления информации населению. Следующий шаг – внесение законодательной инициативы в Госдуму по введению понятия сезонной автомобильной дороги в федеральное законодательство. Для нас это особенно важно еще и потому, что в Якутии наряду с автозимниками функционируют 48 ледовых переправ, причем их основная доля приходится на автомобильные дороги федерального значения «Вилюй» и «Колыма». Из 10 тыс. км автозимников свыше 5 тыс. км проходят по рекам Лена, Анабар, Колыма, Индигирка, Алдан и Яна, обеспечивая завоз жизненно необходимых грузов.


– Какие еще изменения в законодательстве и нормативных правовых актах нужны?


– С 2007 года не решается вопрос по переработке и утверждению составленной без учета условий работы на Крайнем Севере «Инструкции по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ», что осложняет работу и перевозку пассажиров через ледовые переправы на автобусах.


Необходимо издать приказ Минтранса России о разрешении перевозки пассажиров автобусами по ледовым переправам в соответствии с реальными условиями Республики Саха (Якутия) при температуре -40…-50 градусов Цельсия и толщине льда более двух метров, с учетом имеющегося опыта их эксплуатации.


Считаю, что Росавтодору необходимо внести предложения по разработке нормативно-правовой базы для организации работы паромных переправ на федеральных автомобильных дорогах Республики Саха (Якутия) с обеспечением их финансирования.


Внушает опасение состояние мостовых переходов на автомобильных дорогах, которых в республике 693 единицы. Только на дорогах регионального и федерального значения состояние 241 моста после детального обследования было признано неудовлетворительным и требующим ремонта.


Еще одна проблема - так называемый недоремонт, накопленный по федеральным и территориальным автомобильным дорогам. В связи с низким уровнем финансирования ремонта растет количество участков автодорог, нуждающихся в срочном проведении реконструкции.


Все большего внимания требуют муниципальные автомобильные дороги, протяженность которых оценивается в 10,4 тыс. км. Их качество значительно ниже федеральных и региональных дорог, при этом по ним осуществляются значительные объемы автотранспортных перевозок.


В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы» подпрограммой «Автомобильные дороги» распределены субсидии, предоставляемые субъектам на софинансирование обеспечения населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. Так вот, на всю Республику Саха (Якутия) предусмотрено всего 40,0 млн рублей. Если учесть себестоимость строительства, на эти деньги можно отремонтировать всего 4 км автодороги до одного поселения. А у нас более 100 населенных пунктов подпадают под данные критерии.


– В «Схеме комплексного развития республики до 2020 года» инфраструктуре уделено значительное место. Какую поддержку мы находим в федеральном правительстве и какое внимание автодорожной отрасли уделяет правительство республики?


– Правительством России утверждены стратегические документы долгосрочного развития транспортного комплекса страны: «Транспортная стратегия» и «Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года», ФЦП «Развитие транспортной системы России до 2015 года», определяющие приоритеты развития транспортной инфраструктуры страны.


Хотелось бы отметить поддержку и понимание, которые правительство нашей республики находит у федеральных органов власти по концептуальным вопросам развития транспортного комплекса, неоднократно рассматривавшимся и в Якутске, и в Москве.


Приоритетной государственной задачей является формирование всесезонной опорной транспортной сети, которая должна обеспечить благоприятные условия для развития экономики и социальной сферы, снижение транспортных издержек, интеграцию республики в единое экономическое пространство страны. Синхронно с прокладкой железной дороги на Якутск нужно решать задачу создания опорной сети автомобильных трасс в республике. Это федеральные автомагистрали «Колыма», «Лена», «Вилюй» и региональные «Амга», «Кобяй». Первые две свяжут Амурскую область, Транссиб и БАМ через республику с юга на север с Магаданом. «Вилюй» и «Амга», являясь продолжением друг друга, свяжут побережье Охотского моря и Хабаровский край через республику с востока на запад с Иркутской областью. Это позволит сформировать в Якутске на стыке федеральных и региональных автодорог, железнодорожной магистрали мощный транспортный узел.


Благодаря слаженной системной работе Правительства Республики Саха (Якутия) и Росавтодора нам уже удалось достигнуть многого, но предстоит сделать еще больше. Так, автодорогам «Амга» и «Анабар», которые имеют исключительное значение для организации завоза грузов, социального развития и промышленного освоения Севера, учитывая их стратегическое и оборонное значение, целесообразно придать статус автодорог федерального значения.


До 2020 года предусматриваются преобразования, направленные на ускоренное развитие транспортной системы и формирование опорной транспортной сети. Ее создание позволит вовлечь природно-ресурсный потенциал республики в экономику России и экономическую интеграцию со странами АТР. Прежде всего, необходимо ликвидировать основные разрывы и узкие места, что невозможно без плановой системной работы по строительству и ремонту автомобильных дорог. С 2004 года на территории республики введено в эксплуатацию 310 км, отремонтировано 900 км автодорог, построены пять больших мостовых переходов; идет развитие сети автомобильных дорог, способствующих развитию экономического сотрудничества с соседними регионами. В перечень федеральных автодорог внесена дорога «Вилюй». Ключевым объектом опорной транспортной сети станет сооружение совмещенного автомобильно-железнодорожного мостового перехода через реку Лена к 2015 году. А уже к 2030-му протяженность автодорог планируется увеличить до 35 тысяч км, в том числе с твердым покрытием до 28 тысяч км, железных дорог в 10 раз – до 4980 км.


С приходом железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск на левый берег реки Лена образуется перспективный меридиональный транспортный коридор в направлении Европы (АТР - Европа) - на сегодня самый короткий путь с востока на запад на Евразийском континенте.


– Каковы основные направления и результаты работы дорожников в нынешнем году? Наши победы и поражения.


– Объем финансирования дорожной отрасли республики в 2010 году должен составить 6562,8 млн рублей. Продолжается строительство автодорог регионального значения «Кобяй», «Алдан». В Олёкминском районе ведется строительство мостов через реки Малая и Большая Черепаниха на автодороге «Умнас». Продолжается строительство мостового перехода через реку Восточная Хандыга на территории Томпонского района улуса. Закончено строительство автодороги Намцы - Булус, связавшей самый удаленный населенный пункт Намского улуса с улусным центром. К сожалению, из-за нехватки финансовых средств прекращено строительство автодорог «Амга» на участке Амга - Усть-Мая, «Абалах», связывающей Мегино-Кангаласский и Чурапчинский улусы и проходящей через шесть сел.


Ежегодно республике приходится отвлекать средства на восстановление инфраструктуры, подвергающейся подтоплению. В результате весеннего паводка 2010 года пострадали автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения в пяти районах. Разрушено 6,548 км автодорог, 25 495 куб. метров земляного полотна, 34 560 кв. метров дорожной одежды, 140,7 п. м. водопропускных труб. Все было полностью восстановлено.


– Какие инновационные подходы, новые инженерные и управленческие решения применяются в нашем дорожном строительстве?


– В последнее время в дорожном строительстве при ремонте в основаниях нежестких дорожных одежд используются монолитные материалы, уменьшающие давление на подстилающий грунт в счет распределения нагрузок на большую площадь. Апробируются применение битумных эмульсий при обеспыливании участков автомобильной дороги с переходным типом покрытия, устройство поверхностной обработки и выполнение ямочного ремонта на автодорогах с асфальтобетонным покрытием. Ведется работа по внедрению автоматизированной системы навигационного диспетчерского контроля (ГЛОНАСС) при выполнении работ по содержанию и ремонту региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Произведена оплата работ на приобретение и установку геодезических приемников и оборудования спутниковой навигации.


– Сложно ли якутским дорожникам тягаться с коллегами из других регионов, пришедших на федеральные дороги?


– Как и во всех отраслях, в конкурентной борьбе побеждает тот, кто лучше оснащен современной техникой, имеет грамотный персонал, обладает финансовыми ресурсами и гибким менеджментом.


Среди наших дорожных организаций есть немало ярких представителей, успешно выполняющих работы на федеральных объектах и конкурирующих с коллегами из других регионов. Это ЗАО «Дороги Саха» (В.Г. Малышев), ОАО «Таттаавтодор» (И.И. Бочонин), ООО «Дортранс» (М.А. Матыка), ООО «Корпорация «Трансстройвосток» (А.Н. Дудников), ОАО «Вилюйавтодор» (С.В. Никифоров), ООО «Мехдорстрой» (С.И. Ефимов) и др.


А вот для строительства мостовых переходов в республике нет специализированной организации, поэтому приходится привлекать строителей из других регионов.


– Есть ли проблема с кадрами?


– По инициативе дорожных организаций в 1999 году на инженерно-техническом факультете Якутского государственного университета была открыта специальность «Автомобильные дороги и аэродромы» и осуществлен первый набор студентов. С 2006 года начал работать автодорожный факультет ЯГУ, который готовит для республики инженеров-дорожников. Сегодня в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова в Якутске на автодорожном факультете ведется подготовка автодорожников, автомобилистов, педагогов автодела по пяти специальностям. В ближайшем будущем на базе факультета планируется создать Институт транспорта. Таково веление времени. Если с высшим образованием вопрос решается, то по подготовке специалистов со средним техническим образованием (дорожные мастера, грейдеристы, крановщики и др.) он пока открыт. Пока, потому что уже ведется строительство техникума в поселке Нижний Бестях для подготовки специалистов такого уровня.


– Анатолий Николаевич, ваши пожелания работникам дорожного хозяйства.


– Я сердечно и искренне поздравляю вас, ветеранов отрасли, всех работников дорожных структур Якутии со знаменательным профессиональным праздником – Днем работников дорожного хозяйства! От работы каждого дорожника зависит не только стабильное функционирование транспорта, но и дальнейшее развитие социальной и производственной сферы нашей республики, в целом - настроение людей. Желаю всем работникам дорожного хозяйства Якутии профессиональных успехов, реализации намеченных целей, счастья и благополучия!


Марина КОЛБАСИНА.

г. Якутск



← Назад в раздел