Транспортно-дорожный комплекс Амурской области

По территории области проходит 3222 километра железнодорожных путей главного хода ОАО «Российские железные дороги». Это Забайкальская и Дальневосточная железные дороги – филиалы ОАО «РЖД». На них расположено 148 станций и разъездов. На железнодорожном транспорте работают 23,2 тысячи человек. Доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота области составляет 99,3 %, пассажирооборота – 80 %.


На железных дорогах области продолжаются реконструкция путевого хозяйства и мостовых сооружений, обновление локомотивного и вагонного парка, модернизация железнодорожных станций, вокзалов и депо. В 2008 году завершены работы по замене пролетных строений железнодорожных мостов через реку Зея.


В связи с завершением строительства первой очереди нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» и нефтеналивного терминала на станции Сковородино проведены масштабные работы по удлинению приемо-отправочных путей станций Белогорск, Магдагачи и Сковородино, предназначенных для массового технического обслуживания поездов, удлинение участковых и промежуточных станций. Это позволило реализовать планы по перевозке нефти от станции Сковородино до портовых сооружений в бухте Козьмино Приморского края в объеме до 30 млн тонн ежегодно.


Дальнейшее развитие получает Байкало-Амурская магистраль, которая проходит по территориям шести субъектов Российской Федерации, зона освоения, тяготеющая к магистрали, составляет 1,5 млн квадратных километров.


Вопросы развития железных дорог Дальнего Востока нашли четкое отражение в «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», утвержденной правительством Российской Федерации.


В соответствии со Стратегией с 2008 года возобновлено строительство подъездного железнодорожного пути от станции Улак к Эльгинскому месторождению коксующихся каменных углей. Продолжается строительство железнодорожного пути Беркакит - Томмот - Якутск, железнодорожного пути и тоннеля на Кузнецовском перевале участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань.


В Стратегию включены строительство грузообразующих подъездных железнодорожных путей к крупнейшим месторождениям Дальнего Востока и Забайкалья, в том числе «Шимановская - Гарь - Февральск» для освоения Гаринского месторождения железной руды, железнодорожного пути «Тыгда - Зея» как социально значимая линия и другие крупнейшие объекты. На территории области ведется работа по освоению уникальных по запасам месторождений титано-магнетитовых руд – Куранахского и Большой Сейим, Евгеньевского апатитового месторождения, непосредственно прилегающих к Байкало-Амурской магистрали. В лесоэкономическом районе зоны БАМа сконцентрировано 67 % расчетной лесосеки Амурской области с объемами более 6 млн кубических метров.


Поскольку, путь по БАМу на 500 км короче, чем по Транссибу, порт Ванино имеет определенные преимущества перед портами Приморского края при транспортировке транзитных грузов по коридору Восток - Запад. Для возрастающего объема перевозок грузов запланировано строительство вторых путей на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, что обеспечит возможности перевозок до 50 млн тонн грузов в год.


Пригородный железнодорожный транспорт – это 72 пригородных поезда, курсирующих по 36 маршрутам. Пригородные перевозки охватывают 16 районов и семь городов области, где проживает более 600 тысяч человек. В отдельных районах – Сковородинском, Магдагачинском, Шимановском, Зейском, Селемджинском, Тындинском - железнодорожный транспорт является безальтернативным видом транспорта.


Внутренний водный транспорт


Судоходству на Амуре более 150 лет. Оно начиналось с первых небольших маломощных судов парового флота и прошло развитие до мощных теплоходов и судов на воздушной подушке.


Протяженность внутренних водных судоходных путей в пределах области составляет 2572 километров. Самой крупной судоходной рекой является Амур, для судоходства используются реки Зея, Селемджа и Бурея, имеющие жизненно важное значение для области, по ним осуществляется доставка грузов в районы, приравненные к Крайнему Северу.


На территории области функционируют речные порты, осуществляющие грузопассажирские перевозки, – ЗАО «Торговый порт Благовещенск» и входящие в его состав порты Поярково, Зея, Свободный. Все они имеют достаточное количество самоходного и буксирного флота для перевозок, оснащены причалами, складами и перегрузочной техникой. Порты осуществляют перевозки грузов и пассажиров во внутреннем и международном сообщении в Китайскую Народную Республику.


Речным транспортом обеспечивается паромная переправа «Свободный - Введеново», по которой ежегодно перевозится более 30 тысяч пассажиров и 25 тысяч единиц транспортных средств. Ежегодно в навигацию работают речная линия «Чагоян - Ураловка», паромные переправы в Зейском и Селемджинском районах. Правительство области проводит работу по организации перевозок водным транспортом между населенными пунктами, расположенными на побережье Зейского водохранилища.


Воздушный транспорт


В 1997 году на базе Благовещенского объединенного авиаотряда образовано государственное унитарное предприятие «Аэропорт Благовещенск», которое стало базовым авиапредприятием Амурской области, обеспечивающим внутренние и международные авиаперевозки.


В рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» проведен первый этап реконструкции взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона аэропорта Благовещенск. Проведенные ремонтно-восстановительные работы действующей ИВПП позволили сохранить аэродром в системе аэродромов Дальнего Востока и принимать современные воздушные суда с низкорасположенными двигателями. Продолжаются работы по строительству нового аэровокзального комплекса, который после его ввода в эксплуатацию будет обслуживать до 300 пассажиров в час.


Авиация местных воздушных линий обеспечивает авиаперевозки по социально значимым маршрутам: Благовещенск - Свободный - Октябрьский - Зея, Зея - Береговой - Хвойный - Горный - Бомнак - Зея, Благовещенск - Свободный - Февральск - Экимчан - Благовещенск.


Для дальнейшего развития региональных авиаперевозок, приведения существующих аэропортов и посадочных площадок в соответствие с требованиями по авиационной безопасности на базе комплекса аэропортов и посадочных площадок МВЛ планируется создание федерального казенного предприятия «Аэропорты Приамурья».


На международных авиалиниях аэропорт Благовещенск обеспечивает авиаперевозки пассажиров в города Шайханьгуань, Тяньцзинь, Далянь (Китай), Утопао (Таиланд).


В ходе строительства Бурейской ГЭС проведена уникальная операция по доставке рабочих колес гидроагрегатов самолетом АН-124-100 «Руслан» из Санкт-Петербурга на аэродром министерства обороны Завитинск и далее автотранспортом на стройплощадку ГЭС.


Автомобильный транспорт


Автомобильный транспорт занимает ведущее место в обеспечении транспортного обслуживания населения области. В структуре перевозки пассажиров его доля составляет 86 %.


Перевозка пассажиров по маршрутам общего пользования в настоящее время осуществляется по 457 маршрутам общей протяженностью более 27 тыс. километров. Численность работающих в сфере автомобильного пассажирского транспорта составляет 3,3 тыс. человек.


В результате конкурсной процедуры привлечения перевозчиков на автобусные маршруты, развития здоровой конкуренции автотранспортные предприятия приобретают современные комфортабельные автобусы, что в значительной мере позволяет повысить качество предоставляемых услуг.


На территории Благовещенска расположен междугородний автовокзал, признанный лучшим автовокзалом на Дальнем Востоке, на котором применена компьютерная система приобретения билетов. Через сайт в Интернете каждый пассажир может узнать расписание автобусов, условия проезда, правила перевозки багажа.


Дорожный комплекс


Состояние и развитие дорожного хозяйства имеют для Амурской области исключительное значение и обеспечивают базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных и экономических показателей жизни.


По состоянию на 01.01.2009 г. протяженность автомобильных дорог Амурской области составила 16 683,6 км, из них:


– федерального значения - 1487,6 км;


– регионального значения - 6184,6 км;


– местного значения - 9011,4 км.


Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 20 км на 1 тыс. кв. км территории области, что составляет третье место в Дальневосточном федеральном округе.


В сентябре 2010 года завершено строительство федеральной автомобильной магистрали «Амур» (Чита - Хабаровск).


На строительстве, содержании и ремонте автомобильных дорог Амурской области все шире применяется современная дорожно-строительная техника: асфальтоукладчики с лазерной системой наведения, асфальтосмесительные установки непрерывного действия, ресайклеры для снятия и измельчения старого асфальтобетонного слоя с последующей его укладкой как основание. В дорожной отрасли широко внедряются современные дорожно-строительные материалы: щебеночно-мастичный асфальтобетон, полимербитумные вяжущие для приготовления асфальтобетона, ведется замена малых и средних мостов на гофрированные трубы большого диаметра, применяются геосинтетические материалы для усиления покрытия проезжей части автомобильных дорог.


Павел ЗЛОБИН,

начальник управления планирования и развития транспортного комплекса .        



← Назад в раздел