Анатолий ЧАБУНИН: «Все дороги ведут в АТР»

  – Проезжая от Хабаровска до Читы по трассе «Амур» буквально перед торжественным ее открытием, председатель правительства России Владимир Путин сказал: «Она вдохнет новую жизнь в десятки небольших городов и поселков Дальнего Востока, обеспечит дополнительные возможности для развития бизнеса и создания новых рабочих мест…». Несомненно, в этом заслуга и Федерального дорожного агентства страны: после введения в эксплуатацию автодороги впервые можно будет проехать на машине через всю Россию – от Мурманска до Владивостока.


– Заслугу здесь надо отдать, прежде всего, тысячам труженикам государственного учреждения «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России» Федерального дорожного агентства, подрядчикам. Это они – водители самосвалов, трактористы, бульдозеристы, крановщики – долгие годы в мороз и жару, прорывая горы, болота и непроходимую тайгу, тянули магистраль, рассчитанную на интенсивность движения в три тысячи автомобилей в сутки, которая теперь стала чрезвычайно важной социально-экономической, стратегической и оборонной стройкой страны. Трасса проходит по территориям Забайкальского края, Амурской области и Еврейской АО, ведет в Хабаровский и Приморский края. Она, словно знаменитый стальной Транссиб, сооруженный еще в царские времена, свяжет весь транспортный узел Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны и станет составным звеном самого протяженного в мире (около 10 000 километров) государственного пути из Владивостока в Хабаровск, Читу, Иркутск и далее – в Москву и Санкт-Петербург. И, таким образом, наладит регулярные транзитные перевозки от берегов Балтики до краев и областей Тихоокеанского побережья и далее – в страны АТР.


Отмечая в прошлом году 200-летие транспортного ведомства России, дорожники еще раз, оглядываясь на пройденный путь, пытались по-новому оценить значение тех или иных событий во времени для развития дорожного хозяйства страны, определить ошибки, мешающие продвижению отрасли вперед. Вот одна из самых существенных – разрозненность действий. Возникшая в рыночных условиях региональная неравномерность транспортной инфраструктуры, особенно в восточной части страны, стала ограничивать развитие единого экономического пространства, в результате чего различия между субъектами РФ приняли недопустимую пестроту. Преодолеть эту региональную раздробленность, сконцентрировать целенаправленно совместные действия как федеральных, так и региональных властей, на мой взгляд, призвана Транспортная стратегия России на период до 2030 года, ставящая целью превратить географические особенности страны в ее конкурентные преимущества.


Долгосрочных и хорошо составленных на бумаге программ и раньше было немало. Но все же реальным импульсом в развитии нашей отрасли на современном этапе стали решения Государственного совета, заседание которого состоялось в Ярославле в 2006 году, и четкие поручения президента РФ во исполнение намеченных там планов. Речь тогда шла о материально-техническом состоянии дорожной службы. И объемы финансирования этого важнейшего хозяйства из федерального бюджета стали планомерно возрастать. Так, выделенные в 2008 году средства выросли в 1,7 раза по сравнению с 2006 годом! Одним из главных событий для дорожной отрасли стало принятие Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…», ставшего фундаментом дорожного законодательства. А до этих пор, к сожалению, дорожное хозяйство оставалось единственной крупной отраслью экономики, не имевшей своего базового нормативного акта. Даже такое понятие, как «автомобильная дорога», не имело четкой формулировки.


Сегодня дорожники действуют в ясно очерченном правовом поле. Правительство Российской Федерации также утвердило документы о классификации автомобильных дорог, нормах отвода земель, приняло ряд других нормативных актов. Утверждено более 10 национальных стандартов в области безопасности движения, геометрических параметров дорог, расчетных нагрузок и габаритов.


– Одним из самых слабых звеньев в дорожной отрасли, как не раз говорили дальневосточники, было содержание имеющихся дорог – как закон повлиял на эту проблему из проблем?


– Важнейшая инновация в законе - закрепление принципа финансирования ремонта и содержания дорог общего пользования по утвержденным нормативам денежных затрат. С 2008 года начался поэтапный переход на нормативное финансирование федеральных автодорог. Так, если в 2007 году из федерального бюджета на дорожно-эксплуатационные работы было выделено 45 млрд рублей, то в 2008-м объем финансирования увеличился уже до 66 млрд. Однако в условиях кризиса темпы дальнейшего перехода на нормативное финансирование содержания и ремонта федеральных автодорог в определенной мере снизились. В то же время за счет передачи в федеральную собственность новых маршрутов, требующих существенных затрат на содержание и ремонт, происходит увеличение сети федеральных дорог. В этих условиях одним из путей повышения эффективности расходования бюджетных средств в дорожной отрасли является заключение долгосрочных контрактов на содержание автодорог.


Как ни сложно, но именно в кризисном 2009 году, на год раньше запланированного, была завершена реализация подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Ускорение, заданное в предыдущие годы, позволило выполнить многие задачи программы до кризиса. В целом она внесла очень серьезный вклад в развитие автодорожной инфраструктуры в стране. Вот ее некоторые результаты: за период действия программы построено и реконструировано 22,599 тыс. км автомобильных дорог, в том числе 3,909 тыс. км федеральных и 18,690 тыс. км региональных. Выполнен капитальный ремонт 30,7 тыс. км федеральных и 96,1 тыс. км региональных дорог. Введено в эксплуатацию несколько знаковых объектов в ключевых транспортных узлах.


Что касается Дальнего Востока, то здесь завершено строительство участков федеральной дороги «Колыма» в Республике Саха (Якутия) общей протяженностью 66,7 км, ликвидированы все грунтовые разрывы на этой трассе. И, конечно, тогда одним из основных достижений стал ввод по второй стадии (с асфальтобетонным покрытием) свыше 700 км автомагистрали «Амур» (Чита - Хабаровск). Программа предусматривает важный блок мероприятий по повышению безопасности движения на федеральных автодорогах. Будут разрабатываться комплексные схемы обустройства трасс объектами дорожного сервиса, площадками отдыха, способствующими улучшению обслуживания водителей и пассажиров.


С учетом принятых законодательных актов дорожная отрасль становится полигоном для отработки прогрессивных управленческих механизмов, решения сложных технических и организационных задач. Федеральное дорожное агентство участвует в реализации еще девяти федеральных целевых программ, шесть из которых направлены на развитие региональных автодорог. В их числе: «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», Программа строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта.


В рамках ФЦП, предусматривающей развитие Дальнего Востока и Забайкалья, предстоит решить уникальные с инженерной точки зрения задачи строительства моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный, мостового перехода через бухту Золотой Рог во Владивостоке, автодорог в его пригородной части. Строительство крупных и сложных объектов, имеющих крайне важное значение для развития регионов, предусмотрено в Хабаровском крае, на Камчатке и Сахалине.


В 2010 году усилия будут сконцентрированы на следующих приоритетах. Это объекты Дальневосточного саммита АТЭС и Олимпиады-2014, другие объекты, завершаемые в этом году. Приоритетным на автомобильных дорогах остается строительство объектов, непосредственно влияющих на повышение безопасности движения. Это устройство линий освещения, установка современных типов ограждений, строительство пешеходных переходов на разных уровнях. Еще один приоритет – реконструкция мостов, находящихся в ремонто-непригодном состоянии.


– Президент страны Дмитрий Медведев неустанно твердит об инновационном обеспечении производства, ибо это путь качества и быстрого развития предприятий. Какие знаки в данном направлении расставлены у дорожников?


– Решить поставленные стратегические задачи в условиях ограниченности бюджетных ресурсов можно только с приданием развитию дорожного хозяйства инновационного характера. Почему вопрос нами ставится именно так? За последние годы транспортная ситуация в стране изменилась принципиально: выросли объемы перевозок, нагрузки на ось транспортных средств, интенсивность движения. И сегодня уже невозможно обеспечить нормативный срок службы дорожных конструкций на основании технических решений, разработанных 10, 20, а порой и 30 лет назад


Обозначу перспективные направления разработки и внедрения эффективных инноваций в дорожной отрасли. Прежде всего, предлагается модернизация нормативной базы - технических регламентов, национальных стандартов, в том числе связанных с вопросами повышения качества дорожно-строительных материалов, обеспечения безопасности дорожного движения, внедрения современных методов проектирования, ремонта и содержания дорог. В ближайших планах Росавтодора – развитие интеллектуальных транспортных систем, которые регулируют движение, контролируют и предотвращают дорожные заторы. Уже сейчас Агентство активно внедряет на дорожно-эксплуатационных предприятиях автоматизированную систему диспетчерского управления транспортом с установкой на дорожной технике навигационных датчиков ГЛОНАСС.


Предполагается более широко применять геосинтетические материалы, которые улучшают технические характеристики дорожных конструкций и искусственных сооружений. Особое внимание уделяется разработке и внедрению различных добавок в асфальтобетоны для повышения качества и увеличения срока службы дорожных покрытий. Кроме того, будет изучена возможность расширения применения в строительстве автодорог цементобетона. И все это – только небольшая часть новаторских решений, которые позволят значительно повысить качество федеральных и других магистралей, дорожных сооружений и сократить сроки их строительства.


– Наша региональная газета очень внимательно следит за строительством дорог на Дальнем Востоке – ее издательство «Восток России» выпустило к 200-летию транспортного ведомства России объемную книгу «Транспортные меридианы Дальнего Востока». И не раз журналисты писали о ваших плодотворных поездках по краям и областям Тихоокеанского региона. Расскажите подробнее о транспортных объектах, имеющих особое значение для развития всего дальневосточного транспортного комплекса.


– В рамках подготовки Владивостока к саммиту АТЭС-2012 я посетил недавно все участки реконструируемой федеральной автомобильной дороги М-60 «Уссури» и участок аэропорт Кневичи - станция Санаторная, а также осмотрел строящийся мостовой переход на остров Русский через пролив Босфор Восточный. Позднее принимал участие в рабочей поездке первого заместителя председателя правительства Российской Федерации И.И. Шувалова в Приморский край, в ходе которой обсуждались вопросы строительства и реконструкции объектов дорожного хозяйства к саммиту АТЭС-2012. Затем был на пленарном заседании IV Тихоокеанского экономического конгресса. В определенной степени испытываю удовлетворение от того, какими небывалыми темпами идет сооружение объектов. Но много возникает, безусловно, и проблем, которые приходится решать на разных уровнях. Особое внимание обращается на качество работ: 2012 год не за горами, и потому порой возникает спешка, хотя есть объекты явно к саммиту не предназначенные, с которыми можно было бы несколько повременить. И обратить внимание на трассы местного значения и даже федерального подчинения.

Пример тому – дорога Владивосток - Хабаровск – не самая лучшая, но и не самая худшая трасса и по своей пропускной возможности, и по нормативным требованиям. Нам очень хорошо известны все ее изъяны - регулярно проводится диагностика проблемных участков. Не так быстро, но их надо ликвидировать, все эти мероприятия есть в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», и вся реконструкция участков в рамках этой ФЦП точно будет произведена.


Сейчас нас заботит реконструкция двух дорожных участков от Владивостока до поворота на аэропорт. Работы здесь будут производиться в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012. Эти два участка подлежат реконструкции – будут ликвидированы пересечения в одном уровне, обозначатся пешеходные переходы в населенных пунктах и местах, затрудняющих движение. Идет реконструкция основной автомагистралиВладивостока. Это участок трассы М60 Хабаровск - Владивосток, проходящий по приморской столице от станции Санаторная до строящегося моста через бухту Золотой Рог.


В ходе строительства планируется реконструировать четыре моста, возвести путепровод длиной 608 погонных метров, создать три надземных пешеходных перехода, После завершения реконструкции на всем этом участке движение автотранспорта будет осуществляться по трем полосам в каждую сторону. Кроме того, для пешеходов предусмотрены тротуары шириной от полутора метров. Через два года, когда Владивосток примет саммит АТЭС, федеральная трасса Хабаровск - Владивосток полностью изменится.


Самый большой объем работ по реконструкции будет проведен в пригороде Владивостока - от поселка Кневичи до станции Санаторная. Здесь появится шестиполосное движение, улучшится качество дорожного покрытия, что позволит увеличить разрешенную безопасную скорость до 80 километров в час, а на отдельных участках дороги – до 100 километров. Предусмотрено строительство путепроводов, развязок и подземных пешеходных переходов, на всем протяжении трассы будет установлено современное освещение.


– Владивостокцам осталось недолго ждать и мучиться в бесконечных автомобильных пробках, когда изменится фасад тихоокеанской столицы России. Ведь вот пример: столько поколений мечтало о трассе «Амур», и презентация ее состоялась месяц назад.

– Выступая на торжественном митинге, наш министр Игорь Левитин назвал «Амур» стройкой века: «Сегодня мы можем сказать, что соединена вся дорожная сеть Российской Федерации. Я всех поздравляю с этой большой победой в дорожном строительстве, с праздником!» – сказал он. – Проект хотя и затратный - строительство автодороги обошлось в 70 млрд рублей, но стратегически важный для России. Новая задача, которая поставлена перед дорожниками, – не только содержание новой трассы в хорошем состоянии, но и реконструкция ее первых участков, построенных несколько десятилетий назад. Был дан старт автопробегу «Дорога к океану», участники которого намеревались дать оценку не только качеству дороги, но и состоянию придорожной инфраструктуры.


– Государственную оценку автодорожникам уже дал президент России Дмитрий Медведев в своем приветствии:


«И сегодня более двух тысяч километров автомагистрали успешно введены в эксплуатацию благодаря профессионализму и самоотверженному труду проектировщиков, инженеров, строителей. Это – долгожданное событие для жителей России. И особенно – для автомобилистов, которые получили возможность беспрепятственно проехать через всю страну».

 



← Назад в раздел