Нефтяные горизонты Находки

– Историки говорят, что подходы к бухте Находка во времена освоения тихоокеанского берега десятилетиями оставались пустынными лишь потому, что «бездорожье препятствовало развитию хозяйствования и культуры». Ныне же – это первый транспортный узел Приморья, служащий для России открытыми воротами в страны АТР. Расскажите, Олег Геннадиевич, о составляющих экономики городского округа? И как при вашем руководстве живется в этом прекрасном городе людям?


– Находкинский городской округ имеет хороший потенциал, устойчивую тенденцию развития транспортного узла, промышленных предприятий, так и социального комплекса. Особенностью последних двух лет я считаю то, что нам удалось стабильно пройти трудный кризисный отрезок времени. Направление, которое принято в Находке по развитию промышленных предприятий, транспортно-логистической системы, строительству объектов соцкультбыта и жилья правильное. Идёт поступательное движение вперёд.


Главная задача местных властей – забота о населении. Люди города должны жить в комфортных условиях: чтобы в домах было тепло, шла холодная и горячая вода, горел свет и всегда существовала возможность для трудоустройства человека, перспективного развития и обучения. У нас, что называется, круглогодично идет ремонт жилья и восстановление школ, улучшаются условия в детских садах.


У города есть прекрасная перспектива стать крупнейшим российским транспортно-логистическим центром. Вошел в строй нефтепорт в Козьмино, предстоит строительство крупнейшего НПЗ. И параллельно решаются проблемы социальные. К примеру, компания «Транснефть» во Врангеле строит целый микрорайон для работников своих предприятий. А компания «Роснефть» сооружает микрорайон в Находке, где предусмотрены все социальные объекты. Спецнефтепорт в бухте Козьмино был построен меньше, чем за два года – в кратчайшие, рекордные сроки. И теперь он имеет не только экономическое, но и политическое значение – Россия впервые получает выход к странам АТР здесь, на Дальнем Востоке, с новыми видами продукции - нефтью и нефтепродуктами. Этот трудовой подвиг наших строителей, уверен, оценят по заслугам. В Козьмино ударно трудились компании «Коксохиммонтаж», «Инжтрансстрой» и наша замечательная компания «Комплекс», которую возглавляет Инесса Александровна Пестерева.


– В программе социально- экономического развития Находкинского городского округа на 2009 - 2011 годы однозначно сказано: «Способствовать достижению программных целей будет обеспечение экономической стабильности, основанной на правительственных решениях, состоящих в создании диверсифицированного производственного комплекса округа, новых производств, связанных с нефтехимической отраслью».


– Все крупные инвестиционные проекты в Находке, о которых я говорил выше, стабильно работают. Выходит на плановые показатели спецморнефтепорт в бухте Козьмино. Весной началось строительство нового основания нефтяной платформы в «сухом доке». Для работников проекта построен жилой комплекс на 400 мест, реконструирована канализационная и водоснабжающая системы поселка Врангель. В ремонт инженерной инфраструктуры компания-застройщик вложила 30 млн рублей.


В стадии подготовки и реализации находится ряд других крупных проектов. Это самый современный в России Приморский нефтеперерабатывающий завод. В районе северного промузла сдана Находкинская гелиевая станция для экспорта этого газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Корейская корпорация «Самсунг» рассматривает возможность строительства завода по производству трансформаторов, которыми Находка будет снабжать не только Россию, но и весь мир.


Экономическое развитие невозможно без развития социального - строительства жилья, объектов соцкультбыта, модернизации инженерной инфраструктуры. В 2009 году в городе сдано около 60 тыс. кв. метров жилья. В начале года сдан 30-квартирный дом для служащих погранвойск. В следующем году начнется строительство двух 120-квартирных домов для военнослужащих. Приоритетной задачей на перспективу является решение острой проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилфонда.


Среди других долгосрочных направлений работы администрации является переход городских котельных с мазутного топлива на уголь. Грядет зима, которая нас не застанет врасплох.


– Исторически Находка делала ставку на развитие предприятий по перевалке нефти и нефтепродуктов, как для всего Дальневосточного побережья и российских морей, так и для стран АТР. И вот сооружен порт для стран АТР…


– А теперь у нас будет еще и перерабатываться нефть. Приморский нефтеперерабатывающий завод, по значимости и объемам станет заводом № 1 в России. Сейчас, скажу, даже рассматривается два его проекта. Один предполагается разместить в Партизанском районе, а другой – в Восточном порту. В связи с этим много идет разговоров об экспертизах проекта. Главное в том, что государственную экологическую экспертизу объект успешно прошел. Проект – 520 томов специальной документации. НПЗ – режимный объект. Нужно отчетливо понимать, что идея строительства НПЗ возникла не на голой почве – это огромный шаг в освоении всего Дальнего Востока, развитие долгожданного внешнеэкономического сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.


– Не вылилась ли как раз такая экономическая политика страны в необходимость строительства здесь – на побережье – специального нефтеналивного порта «Козьмино», служащего конечной точкой грандиозного трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан»? Как будут дальше развиваться его мощности?


– Что касается порта «Козьмино», как конечной точки грандиозного нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», то он не случайно так необыкновенно быстро сооружен. И теперь работа его отлажена, как часы, что видно по показателям перегруза. Но «Козьмино», скажу вам, не просто очередной порт на побережье, это и сливная эстакада в Партизанском районе, новый железнодорожный узел, отправка нефти по трубам, нефтеперерабатывающая отрасль, четко отлаженная логистика по отправке нефти непосредственно покупателям. Вот последние сведения: к началу сентября 2010 года портом отгружено 100 танкеров грузоподъемностью 100 тысяч тонн, перевалив 10-миллионную отметку. Козьмино выходит на плановые показатели - 15 млн тонн в год! Это первая очередь порта. Одновременно ведутся работы по второй. В этом году очень активно идет монтаж емкостей объемом 50 000 тонн и в порту, и на грузовой станции, сливной эстакаде, чтобы обеспечить объем перевалки сначала до 30 млн тонн нефти, а в перспективе на 50 млн тонн нефти в год. Безусловно, это дает городу определенные экономические выгоды, придает серьезный вес Находке не только как морскому транспортному узлу, но и как промышленному центру.


Что я имею в виду? Именно новые современные производства. Взять дальнейшее строительство бетонного основания буровой морской платформы в «сухом доке» в районе порта Восточный. Таких объектов на Дальнем Востоке больше нет. В июне 2012 года новая конструкция будет готова, и тогда «сухой док» опять заполнят водой, как это случилось еще в 2003 - 2005 годах, когда в рамках шельфового проекта «Сахалин-2» мы впервые разработали «сухой док» во Врангеле под строительство оснований буровых платформ. И вот опять скоро, убрав перемычку с морем, на понтонах переправят платформы к месту эксплуатации, через Японское и Охотское моря. Вокруг «сухого дока» сейчас разместились около 15 производственных корпусов – цех для сборки конструкций и технологических трубопроводов, сварочный и окрасочный, открытые склады для сыпучих грузов и складские ангары для технологических компонентов, металлоконструкций и многочисленного оборудования, столовые и раздевалки. На объекте достаточно полно используется отечественное сырье и ресурсы: песок, гравий и цемент – приморские, металл в основном российский, за исключением нескольких тысяч тонн стали с титаном. Несколько приморских заводов задействованы на изготовлении отдельных элементов металлоконструкций.


Стройка оснащена собственными очистными бытовых вод. Сооружение основания буровой платформы поражает не только масштабами самого объекта, но и количеством работающих. Сейчас на объекте трудится несколько сот человек, но в ближайшее время их будет уже около двух тысяч, в том числе от 150 до 300 иностранных специалистов из Финляндии, Норвегии, США и других стран. Как отмечают эксперты, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» - только начало освоения российского дальневосточного шельфа, а в будущем потребуется не менее 30 морских буровых платформ.


А вот еще важная перспектива, о которой я упоминал: южнокорейская компания «Самсунг» готовит проект по строительству на территории городского округа завода по производству мощных трансформаторов с поставкой их не только в Россию, но и за рубеж через Восточный порт. Или тот же гелиевый завод. Строительство его в основном завершено, идет монтаж оборудования. Это высокотехнологичное производство, где будет работать около 100 человек, прошедших специальную подготовку.


– Насколько все новые объекты обеспечивают экологическую безопасность города у океана?


– Названные предприятия будущего с самыми современными технологиями, уникальным оборудованием, чтобы экология в городе оставалась чистой и не тронутой. Проблема не только важна, а все – и производственники, и администраторы ее понимают и решают, ибо Находка превращается нынче из города моряков и рыбаков в город нефтяников. Это, кстати, заметил и председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, посетив в сентябре вместе с губернатором Приморья Сергеем Дарькиным, все новые объекты. Я доложил им о том, что в процессе формирования предприятия нами предпочтение отдавалось специалистам с местного рынка труда. Благодаря реализации крупномасштабных проектов, в том числе спецморнефтепорта Козьмино, удалось существенно снизить уровень безработицы. По состоянию на 1 сентября в Находке зарегистрировано только 864 безработных или 1 процент всего трудоспособного населения.


Социальная программа на 2009 - 2011 годы, с которой я вас знакомил, опирается во многом и на строительство нового магистрального газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток» – он сыграет роль индикатора к дальнейшему развитию крупных транспортных и нефтехимических производств.


Приятно, что на сентябрьском выездном заседании Совета председателей представительных органов муниципальных районов Приморского края в Находке, говоря о новом стратегическом направлении развития промышленности города, связанном с работой на АТР, неоднократно в своем докладе председатель Законодательного собрания Виктор Горчаков подчеркивал, что "в городе на практике успешно реализуется принцип паритета «бизнес -власть». Собственно говоря, мы над этой проблемой упорно работаем, поскольку убеждены, что современное предпринимательство должно быть социально ответственным. Настоящий бизнесмен ориентирован не только на получение прибыли, но и на нравственные критерии. Это создание достойных условий своим сотрудникам, помощь в развитии региона и всего общества в целом. В свою очередь, власть не должна создавать административных барьеров для бизнеса. Следует бережно развивать треугольник отношений «власть - общество - бизнес». Выработать консолидированную позицию в вопросах социальной ответственности.


Я более чем убежден, что только благодаря взаимодействию бизнеса и власти Находка сегодня имеет высокие производственные показатели: на территории городского округа стало обрабатываться 80 процентов всего грузооборота приморских портов. Изменения в социальной жизни города тоже связаны с бизнесом - идет успешно строительство жилья и таких важных объектов, как магазины, спортивные сооружения; ремонтируются и реконструируются действующие социальные площади. В жилищном строительстве считается, что если город строит в год 5% нового жилья от существующего объема, то это показатель динамично развивающейся территории. В Находке это 3 млн квадратных метров. 5 % – 150 тыс. кв. метров. В 2009 году мы сдали около 60 тыс. кв. метров жилья, в 2010 году эту цифру перешагнем. Замечательные показатели. Таких темпов в Приморском крае другие города и районы не знают. Можно лишь сравнивать с Хабаровском, где традиционно строят очень много, активно работают по ветхому жилью. Кроме того, строятся и ремонтируются дороги, приводятся в порядок внутридворовые проезды, чтобы можно было комфортно жить, не тратить много времени на поездки. Это основные задачи, которые стоят перед администрацией, думой, бизнесом.


Валентина БРАТЧИКОВА.

   



← Назад в раздел