Далекая Якутия становится близкой

Республика Саха (Якутия) расположена в северо-восточной части Евразийского материка. Общая площадь континентальной и островной территории республики составляет 3103,2 тыс. кв. км, более 2/5 территории находится за Северным Полярным кругом, почти вся представляет собой зону сплошной вечной мерзлоты. Якутия - самая крупная административно-территориальная единица в мире и, соответственно, самый крупный субъект Российской Федерации. Протяженность республики в широтном направлении 2500 км, в меридиональном – 2000 км. Расстояние от Якутска до Москвы наземным путем – 8468 км.


По объему валового регионального продукта на душу населения Якутия входит в десятку ведущих субъектов Российской Федерации. По валовому объему промышленного и сельскохозяйственного производства является абсолютным лидером в Дальневосточном федеральном округе.


Жизнедеятельность Республики Саха (Якутия) с ее огромной территорией, на тысячи километров удаленной от крупных промышленных центров России, во многом определяется состоянием и эффективностью функционирования транспортной инфраструктуры. Якутия является одним из регионов России, где уровень транспортной доступности серьезно сдерживает экономическое развитие и не соответствует потребностям общества.


Плотность железных дорог в расчете на 10 тыс. кв. км составляет всего 1,7 км (13,7 км – по ДВФО, 50 км – по РФ).


Большая часть грузопотока приходится на водный транспорт. Развивается автомобильная сеть республики. Развит воздушный транспорт. В республике действуют 32 аэропорта.


Для преодоления сложившейся диспропорции в уровне транспортной доступности в Республике Саха (Якутия) разработаны важнейшие документы по развитию транспортной инфраструктуры: Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия) до 2025 года, Государственная целевая программа развития транспортного комплекса республики на период до 2015 года, которые увязаны с Транспортной стратегией России до 2030 года, со Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года, с федеральными целевыми программами «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» и «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».


Основой Целевой программы развития транспорта в Республике Саха (Якутия) является строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Кердем - Якутск (Нижний Бестях).


Кердем - очередной этап стройки


Укладка рельсов до станции Кердем (на правом берегу реки Лены в 80 км от г. Якутска) – это завершение первого этапа строительства пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) протяженностью 363 км. С начала строительства освоено 26,36 млн рублей. В 2013 году железная дорога дойдет до станции Нижний Бестях (напротив г. Якутска), где уже начато формирование мощного транспортного узла. Финансирование этого объекта обеспечено федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в полном объеме. Далее предстоит строительство второго пускового комплекса от станции Правая Лена с совмещенным мостовым переходом через р. Лену в районе Якутска до станции Якутский речной порт (левый берег).


Исполнение поручения председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина 30 ноября 2009 года о синхронизации строительства обоих пусковых комплексов железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск затянулось. Но формирование бюджетных проектировок на 2011 год и плановый период (2012 - 2013 годы) завершено. Доведенные Минтрансу России лимиты бюджетных ассигнований ФЦП «Развитие транспортной системы России» на 2011-2013 годы предусматривают бюджетные ассигнования из федерального бюджета на строительство второго пускового комплекса всего 2527,5 млн рублей, что составляет только 6% от проектных объемов финансирования за этот период.


Выступая на совещании с участием министра финансов России Алексея Кудрина, первый заместитель председателя правительства Якутии Анатолий Стручков отметил, что есть предложения потенциальных генподрядчиков о возможности сокращения сроков строительства мостового перехода до четырех лет и обеспечения завершения работ в 2015 году за счет применения новых технологий мостостроения. Есть и предложения республики рассмотреть 2011 год как подготовительный период рабочего проектирования и закупа в период навигации материально-технических ресурсов, заказа металлоконструкций заводского изготовления для полномасштабного начала работ по строительству мостового перехода в осенне-зимний период 2011 - 2012 годов с завершением их в 2015 году.


Что касается финансирования, то предлагается внести на рассмотрение Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на 2011 год и плановый период (2012 - 2013 годы) вопрос о выделении дополнительных лимитов бюджетных ассигнований из федерального бюджета на строительство второго пускового комплекса от станции Правая Лена с совмещенным мостовым переходом через р. Лену до станции Якутский речной порт (левый берег).


Железная дорога на протяжении почти 100 км идет в условиях ледового комплекса, когда основание железной дороги представлено льдонасыщенными, обыкновенными, вечномерзлыми грунтами. Это создает дополнительные трудности. Строители выполнили массу мероприятий по сохранению вечной мерзлоты в основании. Это и применение сезонных охлаждающих установок, плит пенополиэстирола как в основании насыпей, так и в теле земполотна, а также горизонтальные навесы для охлаждения и промораживания основания насыпи и многие другие мероприятия. Строительство шло в условиях жесточайшего климата – морозов в -40, -50 градусов. Работы велись круглогодично, круглосуточно, не прерываясь ни на один день.


За это время сложился мощный коллектив подрядных организаций, который слаженно работал на протяжении строительства всей линии.


РАБОТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ


– Очень важно, – отмечал в одном из своих выступлений генеральный директор Корпорации «Трансстрой-Восток» Александр Дудников, – что есть хорошее взаимодействие в этот период реализации проекта между генеральным подрядчиком ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» и федеральным заказчиком – Федеральным агентством железнодорожного транспорта и его подразделением ФГУП «Единая группа заказчика». Сложился хороший коллектив проектных организаций под руководством генпроектировщика – института «Проекттрансстрой» – системы предприятий «ПСК Трансстрой». Линейное строительство, коим является железнодорожное, порой выходило за пределы выполнения только объемов целевых задач.


Начало строительства уже опережающими темпами проговаривалось в кабинетах правительств России и Республики Саха (Якутия). С опережением закладывались основы вопросов финансовых, имущественных, определялись целевые задачи строительства, и потом уже эти планы доводились непосредственно до генподрядчика и воплощались в деле. Это являлось залогом успеха на протяжении всего периода строительства.


Транспортные строители очень надеются, что эта связка и опережающее решение вопросов федерального и республиканского правительств останутся хорошим примером и будут использованы в дальнейшем решении вопросов второго пускового комплекса: строительства от Кердема до Бестяха и от Бестяха на Якутск на левый берег Лены вместе с мостом через реку Лену.


Якутский транспортный узел


Наряду со строительством железной дороги до г. Якутска приоритетной задачей является формирование опорной сети автомобильных дорог. Это строительство и реконструкция федеральных автомагистралей «Колыма», «Лена», «Вилюй» и региональных «Амга», «Алдан». Первые две свяжут Амурскую область, Транссиб и БАМ через республику с юга на север с Магаданом, вторые, являясь продолжением друг друга, соединят побережье Охотского моря и Хабаровский край через республику с востока на запад с Иркутской областью.


В Якутске сформируется мощный транспортный узел на стыке федеральных и региональных автодорог, железнодорожной и водных магистралей, авиатранспорта. Формирование опорной сети дорог даст мощный импульс освоению богатейшего ресурсного потенциала республики, обеспечению конституционного права населения на свободу передвижения.


В последние годы правительством Республики Саха (Якутия) проведена большая работа с федеральными министерствами по включению в федеральные целевые программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» и «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» строительства и реконструкции автомобильных дорог, формирующих круглогодичную опорную сеть республики.


Опережающее развитие транспортной инфраструктуры обеспечит мультипликативный эффект программ освоения и развития Востока страны, позволит ускорить освоение месторождений, поступление средств в бюджеты всех уровней от реализации конечного продукта этих проектов и, самое главное – обеспечит повышение качества жизни населения.


В результате реализации транспортной стратегии к 2025 году будет завершено создание всесезонной единой опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест»; 22 района республики (из 35), занимающих 48% территории, где проживает свыше 90% населения республики, будут иметь надежную транспортную связь с центром республики и близлежащими районами; 96% выпускаемых товаров и услуг в республике будет находиться в зоне круглогодичного транспортного обеспечения.


Юрий КАРПОВ.

г. Якутск    



← Назад в раздел