Маленькие сейнеры - большие перспективы

  Ставка на отечественное судостроение


Еще с советских времен у каждого судостроительного завода была своя ниша: одни возводили военные корабли, другие – гражданские суда. Благовещенский судостроительный завод в основном всегда занимался рыбопромысловым флотом. Начинали с буксиров – построили их более сотни для Дальневосточного региона, потом перешли на сейнеры, которые обслуживали прибрежное рыболовство. С 60-х годов здесь спустили на воду их более 600.


– Некоторые заводы в России давно ликвидированы. Нам удалось устоять, но потеряно и время, и мощности, – сожалеет об упущенном главный амурский корабел. – Рыболовецкая отрасль в целом пришла к тому, что 80 процентов задействованных судов исчерпали свой технологический ресурс. Их эксплуатация требует больших вложений в капремонт, а это приводит к повышению себестоимости рыбной продукции.


Два года назад премьер Путин заявил, что российский флот должен строиться на отечественных заводах, а не только за рубежом. Радует, что политика нашего правительства сегодня нацелена на возрождение судостроения в России.


– Вячеслав Степанович, какие в связи с этим перспективы у Дальнего Востока?


– Потребность дальневосточного бассейна составляет 560 единиц флота, которые необходимо построить до 2020 года. Уже решено, что в Приморье будут возводить два огромных судостроительных завода с участием иностранного капитала – южно-корейского и сингапурского. Одни будут заниматься буровыми платформами, другие – строить корабли для крупнотоннажного флота. Правда, потребуется еще лет пять, чтобы разработать и наладить серийное производство хотя бы двух типов судов, подходящих отечественным рыбопромышленникам по техническим характеристикам, поскольку Россия никогда не производила подобные виды судов, а покупала их у других стран.


А мы будем также строить маломерные суда для прибрежного судоходства, которые себя хорошо зарекомендовали. Наши сейнеры способны вести промысел не только в прибрежных морских водах, но и заходить в устья рек. По подсчетам специалистов, потребность в таких судах на Дальнем Востоке России высокая: более 200 единиц. Так что перспективы у нас хорошие.


Поддержка региона


Мы с Вячеславом Степановичем прервали интервью, чтобы выйти на берег и посмотреть, как спускают на воду новое судно. Это уже третий маломерный рыболовецкий сейнер, предназначенный для камчатских рыбаков, и шестой по счету изготовленный амурскими судостроителями с начала года. Согласно подписанным контрактам со стапелей до конца 2010-го таких должно сойти в Зею семь. И в перспективе, по словам корабелов, здесь будут производить по 16 сейнеров в год.


Для заказчиков – дальневосточных рыбаков – каждый обходится в сумму порядка 25 миллионов рублей. Реально его стоимость гораздо выше. Без финансовой поддержки регионального правительства завод не смог бы выпустить эту продукцию, признает Вячеслав Попов. Генеральный директор перечислил преференции, предоставленные Благовещенскому судостроительному заводу за счет областного бюджета:


– Мы получили государственные гарантии на 100 миллионов рублей. Благодаря инициативе нашего губернатора нам предоставили субсидирование ставки по банковским кредитам, льготу по налогу на имущество в объеме 1,6 миллиона и возмещают часть затрат на электроэнергию. Мы смогли снизить производственные затраты – в общей сложности на каждый сейнер субсидируется около 7 миллионов рублей. В результате от такой поддержки выиграли все: предприятие получило заказы от рыболовецких артелей, люди - работу, а бюджеты разных уровней - налоговые отчисления. Но мы считаем, что судостроительная отрасль должна иметь и поддержку из бюджета федерального. По соседству с нами сильный конкурент – Китай, который готов предложить аналогичные суда по еще более низкой цене.


Модернизация производства


Десять заказов на МРС для дальневосточных рыбаков заводу помог получить губернатор области Олег Кожемяко. Но в последние годы амурские корабелы не строили рыболовецкие сейнеры. Документация требовала доработки, да и требования рынка изменились.


– Мы проделали большую работу по модернизации. Наши специалисты усилили ходовую частью сейнеров. Мощность главного двигателя увеличили в полтора раза - раньше было 150 лошадиных сил, а сейчас 240. Промысловые лебедки ставим с гидравлическим приводом, их тяговые характеристики тоже в два раза возросли. Создали объединенный пульт управления судном и оборудовали его современными навигационными и поисковыми системами, – перечислил технические характеристики Вячеслов Степанович. – Все это позволило улучшить потребительские свойства сейнера.


Но перед нами постоянно стоял вопрос: чем пожертвовать – качеством или ценой?


С большими трудностями мы подобрали такое оборудование, которое устраивает и нас как производителей, и рыбаков.


– Вячеслав Степанович, где закупаете комплектующие?


– География закупок широка: часть оборудования наше, российское, рулевые машины везем из Южной Кореи, пожарные насосы – из Германии, главные двигатели – из Китая…


– Однажды по центральному каналу показывали расследование, почему у нас часто разбиваются самолеты. Одна из доказанных технических причин гибели лайнера заключалась в том, что поставщики подменили отечественные детали, предназначавшиеся для ремонта крылатых машин, китайскими – менее дорогими, но, к сожалению, и менее качественными…


– Я тоже читал об этом. И знаю, что китайцы могут выпускать и качественный продукт, и откровенную халтуру. Мы работаем с проверенными партнерами, поэтому здесь не должно быть никакого подвоха. Допустим, мы закупаем двигатель у китайской фирмы, которая в день выпускает тысячу двигателей. Они перенимают опыт европейских стран. Кроме того, все оборудование для строительства судов, которое мы закупаем в КНР, проходит как китайский, так и российский регистр. То есть на территории Китая его принимает наша комиссия. К слову, суда с такими же двигателями несколько лет эксплуатируются на Камчатке - претензий нет. Думаю, что все комплектующие, которые мы используем, будут надежно работать.


Лизинг не выгоден


– Большая себестоимость судов – главная наша проблема. Цена вопроса должна быть приемлема для рыбаков и составлять примерно 700 000 - 800 000 долларов, – считает генеральный директор Благовещенского судостроительного завода. – Во всем мире судостроители получают дотации от государства. Иначе им не выжить. Причем государственная поддержка необходима не только нам, но и самим рыбакам. Мало кто из них может вывести из оборота значительные суммы, чтобы заплатить производителям за новое судно.


– А лизинг?


– Большинство лизинговых компаний требуют аванс в размере 20 процентов от стоимости судна, а среднегодовое удорожание имущества удерживают на уровне 14 - 16 процентов, что повышает стоимость флота на 60, а то и все 80 процентов. Рыбаки, как и мы, очень скрупулезно считают свои деньги, поэтому здесь обязательно должен быть паритет. Однако ценовая политика сегодня такова, что не позволяет нам развивать производство.


На протяжении уже нескольких месяцев мы занимаемся подбором лизинговой компании, которая предложит свои услуги с минимальным удорожанием. И пока безрезультатно. К сожалению, проработав с ВТБ-лизингом в Хабаровске четыре месяца, так ни к чему и не пришли. Сейчас Азиатско-Тихоокеанский банк взялся за создание лизинг-компаний – это так называемый эксполизинг. Но и там удорожание достаточно серьезное.


Мы рассчитываем, что Объединенная судостроительная корпорация, создавая лизинг-компанию, представит лучшие условия. По-прежнему не теряем надежды и на то, что Агролизинг примет участие в представлении услуг для строительства малых рыболовных сейнеров. Правительство нашей областиобратилось в Минсельхоз с этим вопросом. Ждем ответа.


Потребность в МРС достаточно большая. В перспективе мы готовы строить и суда, которые могут эксплуатироваться круглогодично. Дальность плавания у наших сейнеров ограничена, а круглогодичные позволят рыбакам уходить на большие глубины - у них высота надводного борта выше и запасы автономного плавания больше. Им не страшны суровые зимние условия и обледенение. Но и стоить такое судно будет более 100 миллионов.


Чтобы осуществить задуманное, нужно и проект иметь, и заказчика. Будет лизинг – решим эту проблему. Мы все в одной связке: появятся суда – появятся рыбаки, появятся рыбаки – будет больше рыбы, будет больше рыбы – больше будет возможностей на прилавках разнообразить наш рынок.


Нужны рабочие - жилье будет


На судостроительном заводе в Благовещенске есть мощности, профессиональный инженерно-технический состав, современные технологии. Чтобы выдавать больше продукции, надо увеличить количество рабочих мест. Сегодня здесь трудятся всего 450 человек, из них 350 – обслуживающий персонал и 100 - рабочие.


– Мы готовы увеличить число специалистов, задействованных непосредственно на производстве судов,до 200, – поделился планами Вячеслав Попов. – Губернатор уже поставил перед областным министерством образования задачу: заняться укомплектованием местных профтехучилищ молодежью, чтобы обучать ребят по нашему профилю. А нам нужны сегодня судосборщики, трубогибщики, судовые электромонтажники. Мы и сами набираем учеников для обучения на месте. Но при этом человек имеет лишь минимальную зарплату, на которую трудно прожить. А в профессиональном училище ребята на полном обеспечении – им предоставляются и питание, и одежда, и жилье. К слову, о жилье: чтобы молодые специалисты закрепились на заводе, глава области пообещал помочь нам в течение 12 - 18 месяцев построить малосемейное общежитие. А детским садом молодые семьи мы обеспечим.


Ирина Ворошилова.

г. Благовещенск  



← Назад в раздел