Будущее создается сегодня

– Сергей Петрович, рыбохозяйственный комплекс Сахалинской области по праву входит в число ведущих в нашем регионе. Приведу лишь один красноречивый факт: в рекордную путину-2009 именно островные рыбаки выловили лосося больше, чем все их соседи по Дальнему Востоку, – свыше 300 тысяч тонн. Вдобавок они же и переработали основную часть взятой в прибрежье рыбы. Но наверняка это – не единственная характеристика сложившегося у вас, как сейчас модно говорить, рыбопромышленного кластера?


– О том, что за последние 10 - 15 лет у нас сформировался именно кластер, можно судить по видам деятельности около тысячи входящих в него предприятий и организаций различных форм собственности. Конечно, здесь есть такие традиционные виды, как добыча и переработка водных биоресурсов, судоремонт, производство тары и т.п. Конкурентоспособность комплекса усиливают также отраслевые учреждения, обеспечивающие надежные прогнозы по ресурсам ВБР, подготовку квалифицированных специалистов для добывающего флота и береговых перерабатывающих предприятий, научно обоснованное развитие искусственного и естественного воспроизводства тихоокеанского лосося. На общий результат работают и наши многочисленные смежники, предоставляющие энергию, различное сырье и оборудование, транспортно-логистические, строительные и прочие услуги.


Безусловно, те же самые составляющие можно найти и в рыбохозяйственных комплексах других приморских регионов страны. Но еслиприсмотреться к внутренним связям нашего комплекса, то можно увидеть и отличие. Оно заключается в том, что в свое время региональные органы власти сумели убедить рыбаков строить свой бизнес комплексно, или, если хотите, – инновационно. Ведь как было прежде? Промысловый флот добывал рыбу, береговые предприятия ее перерабатывали, государственная система рыбоводных заводов пополняла общую природную кладовую – словом, каждый специализировался на чем-то своем и будущее развитие видел исключительно в рамках дальнейшего наращивания имевшихся мощностей или смены технологий на более современные. Мы же поставили перед рыбаками принципиально иную задачу – выстроить свою деятельность таким образом, чтобы каждый ее вид давал возможность развиваться другому, а в итоге выстраивалась бы система взаимосвязей, пронизываюшая весь комплекс как по управленческой вертикали, так и по бизнес-горизонтали. В итоге в островной области сегодня многие предприятия замкнули цикл использования и сохранения водных биоресурсов. Именно так работают компании «Гидрострой», «Пиленга», «Компас плюс» и другие, занятые как воспроизводством рыбы и морепродуктов, так и их переработкой.


И их число продолжает расти. В конце августа на юго-западе Сахалина сдан в эксплуатацию уже 37-й по счету рыбоводный завод области. Предприятие, рассчитанное на закладку 15 млн штук икринок кеты, построено рыболовецкой артелью «Доримп». Эта артель – градообразующее предприятие в местном селе,уже почти 10 лет занимается прибрежным промыслом и производит довольно широкий ассортимент изделий рыбопродукции. Вполне типичный представитель рыбохозяйственного комплекса. Именно она и начала в 2008 году строить свой рыбоводный завод. На следующий год грянул экономический кризис, но рыбаки упорно продолжали свое дело, завершив его нынешним летом. Согласитесь, они могли потратить более 51 млн рублей на что угодно – от реконструкции собственной рыбопереработки до отдыха всей артелью, скажем, на Канарах. Почему же сделали другой выбор? В «Доримпе» понимают: будущее создается сегодня, причем своими же собственными руками. Так уж сложилось, что к западному побережью Сахалина лососевых походит в несколько раз меньше, чем к югу или востоку острова. Дать работу живущим здесь людям можно, лишь строя рыбоводные заводы, которые обеспечат возврат лососевых в местные реки и солидную добавку доступных рыбных ресурсов. И местные органы власти полностью поддерживают каждую такую инициативу. Правительство области, например, пошло на создание с артелью «Доримп» государственно-частного партнерства, выделив из местного бюджета на строительство нового рыбоводного завода более 13,7 млн рублей. И это – лишь один из примеров помощи малому и среднему бизнесу со стороны местных органов власти.


Конечно, в отсутствие федерального закона «Об аквакультуре» островные предприятия, занятые разведением гребешка или трепанга, действовали безо всякой надежды на окупаемость своих проектов, большинство из них вынуждено было свернуть такую работу. Но в искусственном выращивании лососевых нам удалось добиться кардинальных изменений. Сегодня из 37 рыбоводных заводов на Сахалине и Курилах лишь 11 – государственные, то есть содержатся за счет федерального бюджета. Остальные либо возведены частным бизнесом, либо взяты им в долгосрочную аренду. В результате частно-государственная система РЛЗ нашей области выпускает ежегодно около 740 млн штук молоди лососевых, что составляет более 80 процентов всего общероссийского производства очередных поколений ценных пород рыбы.


Естественно, все эти годы продолжалось и развитие береговой рыбопереработки. Созданные у нас мощности позволяют ежегодно перерабатывать более 3,4 млн тонн водных биоресурсов, что вполне сопоставимо с общероссийским уловом. Понятно, что их загрузка пока оставляет желать лучшего, поэтому мы ставим перед рыбаками очередные задачи: переход береговых предприятий на круглогодичную деятельность, развитие глубокой переработки ВБР, внедрение инновационных технологий. А отраслевую науку нацеливаем, в том числе и мерами финансовой поддержки из областного бюджета, на поиски дополнительных сырьевых ресурсов, новых промысловых видов и районов лова. Ведь именно прибрежное рыболовство и является одной из основ жизнедеятельности и дальнейшего развития приморских территорий. Только в нашем рыбохозяйственном комплексе занято более 18 тысяч человек, а его ежегодные налоговые отчисления в областной бюджет превышают 1 млрд рублей.


– И тем не менее проблем у рыбаков всегда хватало. Помогло ли их решению совещание, которое провел недавно в Петропавловске-Камчатском глава российского правительства Владимир Путин?


– Безусловно. Нас не могло не порадовать стремление правительства убрать административные барьеры на пути рыбопродукции и, в частности, предоставить право по контролю за ее качеством от моря до берега Росрыболовству, а от берега до потребителя – Роспотребнадзору. Слишком уж много контролеров здесь завелось. По подсчетам наших рыбопромышленников, только для получения непонятно кому нужных справок в Россельхознадзоре каждому из них пришлось заплатить в прошлом году до 300 тысяч рублей! А ведь эти затраты включаются в конечную цену рыбопродукции и изымаются из кармана рядового покупателя, который задает наболевший вопрос: «Почему рыба – такая дорогая?..»


На развитие приморских регионов нацелено и решение правительства о предоставлении доступа судам прибрежного рыболовства в экономзону страны. Рыба границ не признает, и, когда она уходила из прибрежной зоны дальше в море, наши промысловики не могли освоить уже выделенные ресурсы. Мы поддерживаем и предложение полпреда президента в ДВФО Виктора Ишаева о госдотациях на железнодорожные перевозки рыбопродукции с Дальнего Востока. Причем в контексте справедливого замечания главы российского правительства о том, что тарифы на перевозки не должны расти в период лососевой путины. Несомненно, подбодрило наших рыбаков и стремление Владимира Путина помочь в решении проблемы камчатских ярусоловов и сахалинских стеркодеров, большая часть которых пока не смогла выйти на промысел. Впрочем, наверное, нет нужды перечислять все озвученные на минувшем совещании инициативы правительства, главное, чтобы их реализация не затянулась.


– Но ведь наверняка есть и проблемы, которые остались пока вне рамок прошедшего на Камчатке совещания?


– Одна из них – несовершенство нормативно-правовой базы. Скажем, в числе поручений, данных президентом РФ на совещании в Астрахани еще в 2007 году, было такое: передать полномочия по управлению прибрежным рыболовством в приморские субъекты федерации. К сожалению, оно до сих пор не реализовано. В результате государство, местные органы власти и рыбаки не использовали возможности, которые гарантировали получение дополнительных налогов, прибыли и даже валютоемкой продукции. Вот вам пример: в нынешнем году благодаря работе ученых удалось определить объем возможной добычи колючего краба в прибрежной зоне Южных Курил. Он не востребован российским потребителем, но зато хорошо закупается на зарубежных рынках. Однако аукцион по продаже квот на этот объект так и не был организован. Если бы право распоряжаться прибрежными ресурсами передали областному правительству – и сам конкурс давно бы состоялся, и рыбаки вышли бы в море, и бюджет получил бы дополнительные доходы. Остается надеяться на то, что внимание правительства к ведущей на Дальнем Востоке отрасли не ослабнет, а вопросы, которые настойчиво ставят наши рыбаки, пусть и не сразу, но будут решены.


Сергей Сактаганов.

г. Южно-Сахалинск      



← Назад в раздел