Виктор ИШАЕВ: «Уверен, что совместными усилиями мы сможем решить основные проблемы рыбной отрасли»

Добыча и переработка морепродуктов всегда игралаважную роль в экономическом развитии Дальнего Востока России.


Из девяти субъектов Федерации округа в шести рыбное хозяйство занимает одно из ведущих мест. В общем объеме промышленного производства рыболовство и переработка рыбы в прибрежных дальневосточных регионах составляют порядка 15 - 17 %, при этом для Камчатского края этот показатель значительно выше (50 - 60%). В рыбной отрасли работают более 150 тысяч человек (около 40 % от общего числа работающих в рыбном хозяйстве России). На Дальний Восток приходится 65 % всего российского улова.


Не случайно государство уделяет особое внимание развитию рыбной отрасли на Востоке России. Вводятся эффективные меры административного регулирования, совершенствуются таможенные правила, идет активная пропаганда потребления рыбопродукции. В отрасли сделано достаточно много для того, чтобы повысить эффективность работы предприятий, строятся новые и модернизируются имеющиеся перерабатывающие производства.


Ответственные государственные задачи возлагаются на рыбоохрану. Важно оперативно пресекать любые браконьерские проявления. Защита российских биоресурсов – это основа национальной безопасности Дальнего Востока и всей страны. К сожалению, сфера добычи и реализации рыбопродукции, а также ее экспорт стали плодородным местом для развития коррупционных возможностей и браконьерства. Проведенный нами сравнительный анализ данных экспорта водно-биологических ресурсов Федеральной таможенной службы России и таможенной статистики Министерства финансов Японии показал, что цифры не просто не совпадают, а катастрофически расходятся. Российская таможня утверждает, что в первом квартале 2010 года вывезено 7 364,6 тонн морепродукции, а по данным японских коллег, ввезено в страну из России 26 983,1 тонн. Погрешность в 3,7 раза – недопустима.


Очевидно, что крайне необходимо реализовать комплекс мер по развитию береговой инфраструктуры по приемке, хранению и переработке рыбной продукции, чтобы рыбодобывающим предприятиям было экономически выгодно и целесообразно доставлять весь улов на российский берег.


На Дальнем Востоке растет вылов рыбы, но на своих прилавках и столах россияне рыбу не видят. В Москве продается норвежская рыба, а не наша – дальневосточная. В этой связи мы выступаем за необходимость снижения транспортных расходов по доставке водных биологических ресурсов и продуктов их переработки по территории Российской Федерации. Очень важно ввести государственное регулирование железнодорожных тарифов с целью расширения возможностей транспортировки готовой рыбной продукции до мест ее потребления. Я уже обратился к председателю правительства России с просьбой рассмотреть возможность компенсировать 50 % железнодорожного тарифа на перевозку ряда грузов из центральных районов России на Дальний Восток и обратно. В этот перечень, конечно же, мы включили рыбную продукцию.


Сырьевая база водно-биологических ресурсов Дальневосточного бассейна составляет 26 млн тонн и может обеспечивать вылов рыбы и морепродуктов в объеме 3 млн тонн в год. Фактически среднегодовой улов за 2000-2009 гг. составил 2,1 млн тонн.


В 2009 году в рыбной отрасли, несмотря на влияние экономического кризиса, отмечались положительные тенденции. Вылов водно-биологических ресурсов рыбаками Дальнего Востока составил 2472,2 тысячи тонн, или 113,9 % к уровню 2008 года. Лидирующие позиции по вылову биоресурсов занимают Камчатский (34%) и Приморский (27 %) края, Сахалинская область (26,5 %).


Выпуск пищевой рыбопродукции предприятиями округа составил 2239,8 тысяч тонн, что на 9,6 % выше уровня 2008 года. При этом выпуск рыбных консервов уменьшился на 22,4 %.


Для развития рыбной отрасли Дальнего Востока нам необходимо увеличивать выпуск готовой собственной продукции. Сегодня, к сожалению, 80 % продукции – это рыба первичной переработки. В общем объеме экспорта свежая и мороженая рыба составляет 87,9 %. Получается, что страны, которые не ловят рыбу, зарабатывают на морепродуктах в десятки раз больше. Порой мы сталкиваемся вообще с парадоксальной ситуацией, когда продаем соседям замороженную рыбу, а затем у них в два - три раза дороже покупаем филе, а в пять - шесть раз дороже сушенную, копченую, консервированную рыбную продукцию. Подавляющее большинство береговых рыбообрабатывающих цехов и заводов выпускают продукцию с низкой степенью обработки, неконкурентоспособную, не отвечающую требованиям мировых стандартов.


Важно эффективно использовать имеющуюся ресурсную базу – рационально пользоваться биоресурсами. Не брать рыбу и отдавать ее за копейки, а выпускать хороший товар. Не продавать на внешний рынок замороженную рыбу, а развивать глубокую рыбопереработку.


Мы не можем вечно быть интегрированными в мировую экономику в качестве сырьевого придатка. Ресурсы истощаются. Надо задуматься над тем, что мы оставим нашим потомкам.


Из-за отсутствия правовой базы, регламентирующей деятельность рыбоводных предприятий, состояние искусственного воспроизводства в субъектах округа находится на низком уровне. Имеющиеся мощности рыбоводных заводов, их недостаточная загрузка не обеспечивают необходимую сохранность и расширение ресурсной базы рыболовства.


Специфика рыбной отрасли, проявляющаяся в высокой энерго- и фондоемкости, длительном периоде окупаемости капитальных вложений, предопределяет потребность рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий в привлечении долгосрочных кредитов. Вместе с тем российские кредитные организации слабо ориентированы на удовлетворение потребностей предприятий рыбохозяйственной отрасли.


Особое беспокойство вызывают высокий уровень физического износа и моральное старение флота и обрабатывающих производств.


Около 70 % рыбопромысловых судов эксплуатируются сверх нормативного срока. Сдерживается освоение новых районов и объектов лова в открытом океане. Сегодня судам по 20 - 25 лет. К сожалению, судостроительные заводы на Дальнем Востоке не загружены, а рыбаки приобретают суда заграницей. Крайне важно развивать лизинг. Лишь незначительная часть предприятий может приобрести суда без лизинга.


Стоит отметить положительный опыт благовещенских корабелов. В Благовещенске на старейшем судостроительном заводе Приамурья началось производство современных промысловых судов класса «море - река». Сегодня завод полностью обеспечен заказами, работают все его мощности. Сахалин и Камчатка начали получать современные рыболовецкие сейнеры, причем по выгодным ценам.


Как известно, в начале июня состоялось заседание Совета Безопасности Российской Федерации, посвященное вопросам развития судостроения в стране. Озвученные на заседании факты шокируют – российское гражданское судостроение сегодня составляет 0,4 % от мирового судостроения. До 15 июля будет согласован и внесен в Государственную Думу законопроект о мерах по поддержке судостроения и судоходства в РФ. Он будет предусматривать меры, которые в свое время использовались при создании судостроения в Корее, Японии и Китае. Это – организация судостроительных кластеров, освобождение их продукции от большей части налогов, а ввозимых комплектующих – от налогов и импортных пошлин. В частности, по этому пути шел Китай, который за 20 лет создал с нуля свое судостроение. Центр выстраивания партнерских отношений с зарубежными судостроителями будет находиться в Приморье. Специальное отделение морской техники появится в создающемся Дальневосточном федеральном университете, где будут готовить специалистов для судостроения на Дальнем Востоке.


Основная масса гидротехнических сооружений терминалов (причалы, молы и т.п.) построена в 50 - 60-х годах прошлого века, имеет значительную изношенность или находится в аварийном состоянии, что не позволяет увеличить пропускную способность и грузооборот терминалов, обеспечить безопасную эксплуатацию причалов, применение современного погрузо-разгрузочного оборудования.


Государство планирует, что в перспективе наиболее интенсивными темпами будет развиваться именно обрабатывающее производство Дальневосточного бассейна. За период реализации Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года в Дальневосточном бассейне будет введено около 50 % общего ввода мощностей, из которых более 60 % составят мощности консервного производства и 20 % – холодильных установок.


В перспективе внутренний рынок Российской Федерации в условиях экономической стабилизации, роста доходов населения потребует значительного расширения ассортимента рыбной продукции, особенно в сторону продукции, готовой к употреблению. В перспективе предусматривается увеличение удельного веса рыбных товаров улучшенного ассортимента в общих объемах товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы с 66,9 % в 2008 году до 85,7 % в 2020 году. Предусматривается увеличение выпуска рыбных консервов на береговых предприятиях, основной рост которых планируется в Дальневосточном бассейне, где возможен рост их объемов из таких видов сырья, как сайра, кальмары, водоросли.


Согласно Стратегии приоритетным направлением развития рыбоводства в Дальневосточном федеральном округе станет выращивание водных биоресурсов, чему способствуют природно-климатические и гидрологические условия прибрежных акваторий. Об этом свидетельствует успешный опыт соседних стран – Японии, Кореи и Китая.


В первую очередь в стране будут осуществляться мероприятия по развитию морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота Владивостокского, Петропавловско-Камчатского, Хасанского, Невельского, Холмского морских портов.


Кстати, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрены средства на предоставление субсидий на возмещение части затрат рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов сроком на 5 лет, в сумме 150,6 млн рублей. В бюджете предусмотрено 239,1 млн рублей на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры. Государство выделило также 187,4 млн рублей на поддержку желающих создать в регионах специализированные рынки по реализации рыбной продукции и 31,3 млн рублей на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования.


Уверен, что совместными усилиями органов власти всех уровней, ассоциаций рыбаков и рыбопромысловых организаций мы сможем решить основные проблемы отрасли, увеличить вылов рыбы, сделать бизнес рентабельным, приносящим доход государству и улучшить жизнь рыбаков и их семей.

   



← Назад в раздел