Нефтепровод под ключ

Китайский поток


Команда диспетчера, поворот рукояти, бурные аплодисменты – первая, можно сказать – тренировочная порция нефти ушла в трубу. В буквальном смысле. Путин, приложив руку к этому событию, показывает окружающим большой палец руки. Это знак – российская часть нефтепровода в Китай достроена. Она стала ответвлением от основной магистральной линии нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Мощность свежей «нитки» – 15 миллионов тонн нефти ежегодно.


– Идея этого проекта возникла лет шесть назад, когда мой большой друг председатель КНР Ху Цзиньтао был с визитом в Москве. Он поднял вопрос о строительстве нефтепровода в Китай, – окунулся в предысторию Владимир Путин на встрече с нефтяниками. – Велись диалоги, прорабатывались вопросы… Осуществление этого проекта важно для России с точки зрения выхода на бурно развивающиеся рынки КНР и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. До последнего времени основные поставки нефти велись нашим европейским партнерам, где общие ежегодные объемы достигают 120 - 130 миллионов тонн нефти. «ВСТО» вкупе с новым российско-китайским нефтепроводом и расширением мощности в перспективе может составить хорошую конкуренцию европейским поставкам.


Российский премьер посетил нефтепровод в рамках своего трехдневного визита по Амурской области. Сначала на площадке припарковалась небольшая желтая, и уже весьма известная, «Калина». Путин в будничных брюках и рубашке с подвернутыми рукавамивыбрался из-за руля, поздоровался с коллегами, послушал доклад о технических характеристиках нефтеперекачивающего объекта.


После открытия задвижки – выход на трибуну, обмен поздравлениями и общение с рабочими. Продвигаясь по живому коридору, Владимир Владимирович пожимал руки, отвечал на вопросы. Нефтяники не стали упускать момент – из толпы прозвучало предложение сфотографироваться.


– Давайте! – спокойно согласился премьер-министр.


Впрочем, важность события сопровождалась относительно буднично. Торжественность обстановки ограничилась узенькой ковровой дорожкой к «задвижке № 1» и небольшой сценой для приветствий.


Конец начала


Сами нефтяники и строители говорят: то, что происходит сейчас, не начало, а лишь… окончание. Открытие будет позже. Дело в том, что в настоящий момент завершилось строительство нефтепровода «Сковородино - граница КНР» (он же – российская часть нефтепровода «Россия - Китай», или как его еще называют «Сковородино - Мохэ»).


То есть Владимир Путин простым движением руки дал ход так называемой технологической нефти. После этого труба должна «ожить», пройти дополнительные обследования и подготовку к последующему, самому ответственному этапу – долгосрочным поставкам нефти в КНР.


Но и об этом можно будет говорить только после завершения «китайского», более протяженного этапа. Если по нашей территории нефтепровод проходит лишь около 70 километров и ограничивается приемо-сдаточным пунктом в Джалинде, то продолжение трубы в КНР превышает тысячу километров.


В то же время наиболее вероятным сроком открытия нефтепровода «Сковородино - Мохэ» называется середина будущей зимы. Правда, российские строители и нефтяники уже сейчас говорят об успехе «своей» части международного проекта. Межправительственное соглашение о строительстве южного ответвления нефтепровода ВСТО было подписано буквально в апреле 2009-го. Счет шел на дни.


– Мы строили эту маленькую трубопроводную систему «под ключ», – подчеркнул президент ЗАО «Пром-строй Групп» Михаил Полонский. – Были проблемы с погодными условиями, особенностями климата. Прошлой осенью ощущался дефицит теплых сухих дней, особенно важных для качественного проведения земляных и бетонных работ. Но мы успели до холодов возвести инфраструктуру, сети, пустить котельную, дать тепло в здания… Дальше – дело техники. Причем срок окончательной сдачи объекта планировался в октябре. Справились на два месяца раньше. На все ушло 485 дней.


Комплексный подход


Новый нефтепровод – далеко не последняя точка в российско-китайском взаимодействии. В ходе мероприятия прошли переговоры первого вице-премьера Игоря Сечина со своими китайскими коллегами о дальнейшем развитии сотрудничества.


– Сегодня утром мы говорили с руководителем Государственного управления по делам энергетики КНР Чжан Гобао, и наше сотрудничество предусматривает не только поставки, но и переработку нефти на территории Китая, – поделился подробностями Игорь Сечин. – Ведем переговоры об участии российских компаний в строительстве НПЗ в городе Тяньцзинь и строительстве 500 АЗС на территории Китая. Кроме того, китайские компании участвуют в добыче нефти на нашей территории. Это Иркутская область, Сахалин, и таким образом мы реализуем комплексный подход. То есть добыча, переработка, транспортировка и совместная реализация. Естественно, новое ответвление делает эту работу более эффективной.


Кроме того, сегодня же обсудили вопросы о поставках газа, угля. Если два года назад у нас поставка угля была минимальной, то в этом году уже порядка 12 миллионов тонн. Есть перспектива выхода на 15 миллионов и даже на 20 миллионов.


Разными путями - одним маршрутом


По большому счету нефтеперекачивающая станция «НПС-21» в поселке Сковородино не первый год в центре повышенного внимания властей. Кажется, не так давно здесь отмечали завершение строительства первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Помимо ответвления на Китай отсюда же стартовал «ВСТО-2», который в конечном счете позволит поставлять нефть в Приморье и далее в страны АТР. Пока вторая очередь активно увеличивает километры своей протяженности, сибирская нефть, дойдя по трубам до Сковородино, дальше путешествует по рельсам. Ежедневно через железнодорожный пункт налива нефти проходит по восемь составов, по 82 вагона в каждом.


После завершения второй очереди, которая предусматривает прямой трубопровод в приморский порт Козьмино, железнодорожники без дела не останутся. Они продолжат транспортировать сырье параллельно с основным трубопроводом. Таким образом, поставки нефти за рубеж возрастут на порядок.


Помимо этого продолжается работа по расширению мощности основной магистрали «ВСТО». Если сейчас она составляет 30 миллионов тонн нефти ежегодно, то после строительства пяти дополнительных нефтеперекачивающих станций, одна из которых появится в Приамурье, пропускная способность трубы увеличится до 50 миллионов тонн.


– Работа по расширению велась параллельно с завершением строительства «ВСТО-1», – отметил генеральный директор ООО «Востокнефтепровод» Виктор Бронников. – То есть изначально готовились к увеличению мощности. Площадки, подъездные пути, линии электропередачи подготовлены заблаговременно. Уже сегодня на всех пяти будущих станциях ведется строительство. До 80 процентов рабочих – это жители Амурской области и соседних регионов. Здесь очень сильные КиПовцы, энергетики, представители других специальностей. Мы рады, что опасения по поводу недостатка грамотных местных специалистов не оправдались.


Основные мощности НПС-21 в Сковородино – шесть резервуаров объемом по 50 тысяч кубометров каждый. Это одна из наиболее современных узловых нефтеперекачивающих станций. Подобные «меганасосы» есть в Тайшете (Иркутская область) и Талакане (Саха - Якутия). Кстати, общий объем инвестиций в «ВСТО» составит700 миллиардов рублей.

Андрей Анохин. Амурская область  


Олег Кожемяко, губернатор Амурской области:


– Амурская область – один из наиболее перспективных регионов по взаимодействию с КНР. Топливно-энергетическое сотрудничество с Китаем помогает интеграции в экономику АТР. В целом это благоприятно скажется на социально-экономическом положении региона. Это и работа местных жителей, и пополнение бюджетов, и другие немаловажные аспекты. Такие проекты мы всегда приветствуем.




← Назад в раздел