Юрий МОСКАЛЬЦОВ: Современное состояние рыбной отрасли

Современное состояние рыбной отрасли страны и дальневосточного бассейна в том числе можно расценивать как жалкие остатки былой мощи великой морской рыболовной державы, каковой являлся СССР еще двадцать лет назад. Применительно к дальневосточному бассейну это пять миллионов тонн, а в целом по стране – 11,2 млн тонн и первое место в мире по добыче рыбы и морепродуктов. Говорю это с горечью в душе, поскольку имею возможность сравнения: что было и что стало! Конкретно в 2009 году добыча рыбы в целом по стране составила 3,7 млн тонн, по дальневосточному бассейну – немногим более двух миллионов тонн. Рыбаками бассейна полностью оставлены все районы Мирового океана, весь флот сосредоточен только в северо-западной части Тихого океана, а если говорить конкретнее, то это Охотское и Берингово моря. Разве может долго выдержать такой пресс сырьевая база этих морей? Если сюда добавить немыслимое браконьерство в последние 10 - 12 лет, то становится совсем грустно. ДОРОГУ СУДЬБОНОСНЫМ РЕШЕНИЯМ!


В последние годы, надо признать, со стороны президента России и правительства РФ рыбной отрасли и вопросам ее развития стало уделяться немало внимания. Создана и функционирует специальная правительственная комиссия по вопросам рыбной отрасли во главе с первым заместителем премьера В.А. Зубковым, который с завидной регулярностью проводит заседания с рассмотрением наиболее актуальных проблем отрасли. Принимаются судьбоносные решения через соответствующие поручения министерствам и ведомствам. Президент РФ и премьер-министр неоднократно вникали в проблемы рыбной отрасли, понимая ее значимость в решении продовольственной программы страны, давали соответствующие поручения.


Однако анализ хода выполнения этих поручений высшей власти удручает: большинство из них тонет, как в океане, в бюрократических коридорах министерств и ведомств. В результате – глобальные проблемы отрасли годами остаются нерешенными. Вспоминается совещание в Астрахани, которое провел президент 30 августа 2008 года. Протокол поручений, подписанный по его итогам, включал как раз решение наиболее острых проблем рыбной отрасли. Однако… многие ответственные задания остались невыполненными.


В свое время рыбаки возлагали надежды на закон «О рыболовстве». В конце 2004 года (после десятилетних мытарств) он наконец-то вышел в свет. Закон, безусловно, далекий от совершенства, тем не менее этот основополагающий документ определил направление работы рыбной отрасли в правовом поле в рыночных условиях. Росрыболовство с участием рыбацкой общественности провело в течение последних трех - четырех лет значительную работу по совершенствованию отдельных положений закона путем издания десятков нормативных актов, тем самым приблизив положения закона к реальной обстановке.


Теперь, имея квоты биоресурсов на 10 лет, рыбаки, казалось бы, получили возможность планировать свою работу на некоторое время. Однако реальная обстановка складывается совсем иначе. В конце 2007 года внесена поправка в рыбацкий закон, которая позволила предприятиям отрасли производить плату за пользование биоресурсами в размере 15 % от ставок прежних лет в том случае, если объем производимой ими рыбной продукции составляет не менее 70 % от всего объема товарной продукции предприятия. Последовал вздох облегчения. Однако ненадолго. Уже в канун нового, 2008 года тихо и незаметно была внесена поправка в Налоговый кодекс: указанный выше порядок платы за пользование биоресурсами сохраняется только при условии выпуска рыбной продукции из собственного рыбного сырья. Продукция же из привлеченного сырья из общего объема исключается. У 70 % предприятий собственного сырья из расчета работы на год не хватает. И они приобретают его у тех, у кого оно в избытке. В итоге – все эти предприятия вновь стали платить 100 % за пользование биоресурсами, какплатили раньше.


А ДАЛЬШЕ - ТИШИНА!


У рыбаков нет уверенности в завтрашнем дне. Кто из них мог бы предположить, что в 2008 году дизельное топливо будет стоить 1400 долларов за тонну? В пять и более раз выше, чем в 2005 году. В связи с такими накрутками многие предприятия бассейна не смогли выдержать ценового удара «под дых» и отозвали свой флот из районов промысла. В других странах, таких как Франция, Норвегия, Латвия, правительства сравнительно быстро отреагировали на подобный беспредел и определили компенсацию на топливо в объемах до 50 % затрат на его приобретение. У нас же – тишина! На неоднократные обращения рыбаков «Как жить дальше?» – полное молчание.


С 2009 года в соответствии с постановлением правительства РФ введен новый порядок, согласно которому вся продукция, выработанная в Мировом океане, должна быть доставлена на таможенную территорию РФ для декларирования и оплаты таможенных пошлин в случае отправки ее на экспорт. Цель благородная. Какой же руководитель предприятия будет против того, чтобы накормить свой народ разнообразной рыбной продукцией и довести ее потребление до 20 кг и более на душу населения! Но при этом никто не удосужился внимательно изучить состояние сегодняшнего рынка потребления рыбной продукции, наличие холодильников в рыбных портах и в городах России. На деле оказалось, что подобный рынок в стране практически отсутствует. Максимум, что могут делать дальневосточные рыбаки, – отправить в страну с большим трудом около 100 тысяч тонн минтая, столько же сельди, 200 - 250 тысяч тонн лосося. Это наиболее массовые объекты промысла.


В 2009 году при вылове более 500 тыс. тонн лосося и с учетом краткосрочности его промысла все остановилось: береговые холодильные мощности полностью забиты, транспорт стоит в портах, железнодорожных мехсекций, а они на 70 % в частных руках, не хватает, высокие ставки железнодорожных тарифов – и пошло-поехало...


В итоге львиная доля улова лосося ушла на экспорт по ценам, далеким от планируемых. А в стране (кому удалось рыбу реализовать) цена за 1 кг лосося составила всего… 30 рублей! Получился продовольственный коллапс: огромный недобор средств и недовылов лосося только по Камчатке составил 25 тысяч тонн!


Такая рыбалка напоминает ситуацию прежних времен в сельском хозяйстве: сначала – «битва» за урожай, а потом – «борьба» с великим урожаем.


В целом решение о доставке рыбной продукции в порты правильное! Но оно до конца не продумано и принято преждевременно. В результате рыбаки понесли огромные потери: в виде уплаты таможенных пошлин, увеличения транспортных платежей, простоев промыслового флота в районах промысла из-за отсутствия транспорта, вынужденного, исполняя распоряжения, заходить в порты для оформления.


Обратного пути от принятого решения нет. Выход один – надо объединить усилия всех ведомств, чтобы решить вопрос о создании условий для максимальной реализации рыбной продукции по всей стране, как было раньше во времена Росрыбпромсбыта, Дальрыбсбыта и прочих бассейновых сбытовых контор. С учетом важности этой проблемы в решении продовольственной программы страны нужна целевая государственная программа, рассчитанная на три - пять лет; необходимо предусмотреть строительство расчетного количества холодильных мощностей, создание магазинов «Океан», восстановление железнодорожного подвижного состава, следует ввести умеренные тарифы. И, что особенно важно, – создать заслон импорту таких видов рыбной продукции, которыми российские рыбаки могут сами обеспечить страну. Спрашивается: зачем импортировать норвежскую сельдь, когда собственную девать некуда?


Когда встречаешься с руководителями рыбацких предприятий в рамках ассоциаций и непосредственно на предприятиях, то единственное, что они убедительно просят: не менять правила игры хотя бы в течение пяти - шести лет. Другими словами, не мешать им работать! И с этим трудно не согласиться.


Кому-то же пришла в голову идея о создании рыбных бирж, через которые якобы будет реализовываться вся рыбная продукция. Ни опыта, ни условий в стране нет. За рубежом он складывался десятками лет и носил добровольный характер. У нас же непродуманно и, опять же, преждевременно хотят силовым методом загнать всех на биржи. Что из этого получится – никому не известно. Известно одно: «Хотим – как лучше, а получается – как всегда!». Если в перспективе и будут нужны эти биржи, то к этому необходимо подходить постепенно: может быть, попробовать на какой-то отдельной территории, скажем – на Камчатке, в Приморье, Мурманске, при условии добровольности участия.


Беспокоит рыбаков проталкивание идеи «квота под киль». Авторы ее выдвинули такую идеологию, что якобы это позволит решить вопрос строительства нового рыбопромыслового флота. При этом горе-экспериментаторы умалчивают о том, что это потребует практически полностью перечеркнуть основные положения «Закона о рыболовстве».


Доли распределены предприятиям, прошедшим нешуточный отбор, на десять лет. Кто же позволит ломать уже принятый порядок? Так логично размышляют оптимисты, а им в ответ тоже совершенно логично звучит: «У нас, в нашей стране, все возможно!».


РЫБУ - ЗА БОРТ!


Действительно, следует обратить внимание на еще один вопиющий факт принятого нового решения. До сих пор рыбакам неизвестно: какие силы сумели провести поправку в закон «О рыболовстве», в результате которой вся выловленная рыбная продукция, произведенная при проведении научно-исследовательских работ и контрольного лова, должна полностью измельчаться и выбрасываться за борт. Поправка действует с января 2009 года. То, что эта поправка антигосударственна, аморальна и асоциальна, сейчас ясно даже рядовому рыбаку. А ссылаться на то, что это способствует рациональному использованию ценных биоресурсов и их сохранению, может только безграмотный в рыбацком деле или глубоко ненавидящий свою страну человек.


Сегодня рыбохозяйственная наука из-за недостатка бюджетного финансирования полностью парализована, что обернется для рыбаков уже в 2011 - 2012 годах резким сокращением ОДУ практически по всем объектам промысла. О каком увеличении вылова до 4,5 - 5,0 млн тонн до 2012 - 2013 годов может идти речь при таком отношении к нашей рыбохозяйственной науке? Можно предположить, что бюджетное финансирование будет увеличено в два - три раза, что маловероятно при дефиците бюджета страны. Ну, предположим, положительное решение. В этом случае потребность в средствах для проведения полноценных научно-исследовательских работ будет не более 50 % от необходимого объема средств. Для сравнения: весь объем средств, выделенных на российскую рыбохозяйственную науку, ныне не превышает объемов финансирования только одного института морских исследований в Норвегии (в пересчете по курсу – 4 млрд руб.). К этому следует добавить средства от реализации продукции, произведенной при проведении исследовательских работ. Все попытки ассоциаций рыбопромышленников, включая Всероссийскую, в 2009 году отменить эту поправку, не увенчались успехом.


Хочется думать, что в 2010 году здравый смысл одержит верх, и эта антигосударственная поправка будет исключена из закона.


ЦЕПЬ НЕРЕШЕННЫХ ПРОБЛЕМ


Среди многочисленных «не решаемых» проблем отрасли особняком стоят надуманное разделение единого промыслового запаса ВБР на квоты в исключительной экономической зоне и прибрежные квоты, необходимость перехода всех рыбацких предприятий на единый сельхозналог, независимо от численности работников, оборот долей с целью использования их как залога при получении кредитов банка. Рыбаки прибрежных предприятий ждут - не дождутся ускорения принятия закона «Об аквакультуре». Наиболее острой остается проблема обновления флота. На эту тему особенно в последние два - три года идут бесконечные рассуждения: где и на какие средства строить новый рыбопромысловый флот. По расчетам Росрыболовства, до 2020 года нужно построить не менее 300 судов. Этому важнейшему вопросу для отрасли было посвящено совещание в Мурманске под председательством В.В. Путина. Во Владивостоке руководитель отрасли А.А. Крайний сказал рыбакам: «Достаточно полемики по этому вопросу и давайте определимся: какие суда вам нужны, в том числе крупнотоннажные, для работы в открытом океане, средне-малотоннажные суда, и где будем строить?». Совершенно правильная постановка вопроса. Правильные шаги - создана рабочая группа для обобщения поступающих предложений и принятия решения. Но при любом раскладе ясно: новые суда стоят дорого, и без государственной поддержки тут не обойтись.


Правительство по понятным причинам настаивает на строительстве судов на отечественных верфях. Но нам на местах хорошо известно, в каком состоянии сегодня находится отечественная судостроительная отрасль и сколько времени понадобится, чтобы ее восстановить. В ближайшие годы, даже при наличии рабочих проектов, приобретенных за рубежом, у себя мы ничего не построим. Исходя из этого, надо поддержать существующее мнение о том, что строить суда временно нужно за границей – Норвегия, Германия, Польша, Корея… Там их сегодня сделают экономически эффективными, с новой современной технологией выпуска продукции, с наименьшими энергозатратами. Роль государства в этом случае должна быть в определении заказа и оплаты за постройку с последующей передачей по программе лизинга рыбакам.


Думается, что в ближайшее время данная схема наиболее реальна. Безусловно, необходимо начинать пробное строительство на отечественных верфях в первую очередь средне- и малотоннажного флота. Пока будет раскручиваться маховик по строительству нового флота, без модернизации существующего флота не обойтись, для чего законодательно нужно освободить рыбаков от уплаты таможенных пошлин при ввозе в Россию комплектующих и технологического оборудования, не производимых на нашей территории. Хочется верить, что проблема обновления флота, о которой последние 15 лет идут только разговоры, при условии объединения усилий государства и рыбаков сдвинется с мертвой точки.


Россия всегда была и должна быть великой морской рыболовной державой. Для этого у нее есть все: сырьевая база, кадры, промысловый флот с учетом его обновления, прекрасная база для подготовки будущих офицеров рыбацкого флота.


Все это возможно при условии разумного комплексного подхода к решению проблемы и с категорически обязательным обсуждением с рыбацкой общественностью (ВАРПЭ, ассоциации, Общественный совет при Росрыболовстве) возникающих проблем, прежде чем по ним будут приняты решения.


Юрий МОСКАЛЬЦОВ.



← Назад в раздел