«Проблема аукционов требует урегулирования на законодательном уровне»

– Наша компания основана в 1992 году и, по сути, является правопреемником двух строительных организаций: магаданского завода крупнопанельного домостроения (ЗКПД) и собственно нашей организации, – рассказывает директор ООО МСК А. М. Смехов. – Сегодня в ней трудится 132 человека, в том числе 15 человек – это инженерно-технических работников, и 4 – административно-управленческий аппарат. В рамках выигранных аукционов мы ведем работы по ремонту зданий сферы образования и здравоохранения, наши объекты расположены в таких поселках области как Омсукчан, Ягодное, в городе Сусумане. Заканчиваем строительство канализационной системы в пос. Ола. Большой объем работ связан с ремонтом, асфальтированием, бетонированием дорожного полотна, наши объекты расположены на разных участках колымской трассы. Коротко говоря, строим и ремонтируем все, обладаем для этого всеми необходимыми ресурсами: и кадровыми, и материально-техническими. Не так плох север, как его малюют


– 132 человека – не маленький коллектив.


– Да, и основной костяк – это кадровые работники слившихся строительных организаций, опытные, грамотные и квалифицированные специалисты, способные решать задачи любой сложности. В этом отношении мне, считаю, очень повезло.


У нас, к слову, работает очень много людей, некогда покинувших Колыму навсегда. В разгар системного кризиса экономики 90-х годов, ударивших по строительству очень больно, люди все распродали, и уехали, как тогда казалось, на материк навсегда, на постоянное место жительства. Но… прошло время, и многие стали возвращаться, потому что все-таки не так север плох, как его малюют… Только на нашем предприятии из вернувшихся работает человек 10, не меньше.


– Опыт – дело хорошее, его трудно переоценить. Но он нарабатывается годами и десятилетиями, а значит имеет и обратную строну медали – возраст. Насколько остро стоит для вас проблема привлечения молодых специалистов, испытываете ли вы потребность в их притоке и как решаете эти проблемы?


– Действительно, сегодня средний возраст более чем половины структуры нашего штата – около 50 лет. Поэтому молодежь привлекаем, охотно берем на практику студентов факультета промышленного и гражданского строительства магаданского политехникума, в числе других организаций строительной индустрии, таких как ООО «ТД Полиметалл», ЗАО «НБЛзолото», ООО «Востокмонтажспецстрой», ОГУП «Магаданмост», ООО «Магаданская строительная компания», ОАО «Магадангеология», ОГУП «Магаданмост» участвуем в ярмарках вакансий, в частности, проводимых на базе нашего Северо-Восточного государственного университета.


Мужская работа


– Многие после практики остаются работать на постоянной основе?


– Не поверите, ни одного человека.


– А почему, Александр Михайлович?


– Строительство – тяжелый хлеб. Вот, например, мастер. У него масса обязанностей, целый день - на стройке, и крутится как белка в колесе: заказ материалов, отслеживание поставок, связь с массой организаций, заполнение кучи бумаг и журналов, он же отвечает за технику безопасности на объекте, за жизнь людей, и ответственность на нем - колоссальная. Это действительно тяжелая, нервная работа, молодые на нее не особенно рвутся, не хотят.


– А за какие деньги «не хотят»? Может, платите мало?


– Да ни за какие не хотят, поверьте, есть масса возможностей устроиться получше. А зарплата у нас у рабочих около 30 тысяч в месяц, у тех, кто работает на разного рода механизмах: экскаваторах, бульдозерах, самосвалах, автопарковщики, погрузчиках, в том числе и малых – до 50.


– Но и тем не менее, вы говорите, более половины штата – молодежь, значит, они все-таки приходят на производство. Как вы строите работу с ними, что делаете для того, чтобы закрепились, остались? И какие сложности в этой связи испытываете, с чем они связаны? Устраивает ли вас уровень профессиональной подготовки?


– Производственные, практические навыки у многих на вполне приемлемом для молодых специалистов уровне, а вот трудовой дисциплине, ответственности за свое дело приходится учить. Тому, что работа должна быть выполнена в срок, и выполнена хорошо. Ну а для того, чтобы закрепились, надо обеспечить нормальный заработок. Поэтому у нас развита система, схожая с советской школой наставничества, и одна из основных задач наставника – научить делать выработку и, соответственно, зарабатывать деньги. Тогда появляется интерес, вкус к работе, нарабатывается опыт, человек приживается, и способен достойно себя обеспечивать. Хотя деньги в строительстве, повторюсь, легкими не бывают, достаются тяжело. Но зато и работа настоящая, мужская. Вообще строительство – своеобразный барометр состояния общества, его экономики. Если ремонтируются, возводятся новые объекты, повсюду стоят башенные краны, прокладываются дороги, значит, государство развивается, движется вперед. А когда стройки замирают – это верный и один из самых объективных признаков стагнации, регресса, тут не обманешь.


Жизнь идет?


– И как с этой точки зрения вы оцениваете сегодняшнее состояние территории?


– Судите сами. Важнейшие стройки области хорошо известны – Усть-Среднеканская ГЭС, общая техническая готовность которой составляет более 85 процентов на пусковом комплексе, и около 40 – в целом по строительству. Строятся автодороги Палатка - Кулу - Нексикан, Колыма, терапевтический корпусМагаданской областной больницы, школа в пос. Армань, очистные сооружения биологической очистки сточных вод в г. Магадане. В результате реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Магадан он уже сегодня способен принимать в любую погоду все типы воздушных судов, и работы, направленные на его полную модернизацию, оснащение современной техникой, продолжаются.


В прошлом году завершен капитальный ремонт 32 многоквартирных домов, еще на 20 объектах работы продолжаются, сокращается аварийный фонд области. Вообще жилищное строительство существенно увеличилось в последнее время, в этом году запланировано большое количество дополнительных квадратных метров, и работы ведутся. Конечно, до прежних объемов, когда сдавали по 10 пятиэтажек в месяц, нам далеко, сейчас хорошо, если 1 - 2 в год сдают, но ведь и это хорошо, особенно с учетом провалов прежних лет. А сейчас худо-бедно, но люди вселяются в новые дома.


На работы по содержанию автодорог и искусственных сооружений в этом году выделено более 223 миллионов рублей. Областной целевой программой предусмотрено и проектирование. Сегодня идет сбор исходных данных, трассировка и разработка проекта рабочей документации на первые 25 километров начала строительства автодороги Омсукчан - Кубака - Омолон. Если говорить о финансировании, то на этот год предусмотрена сумма порядка 14 миллионов рублей. Важным направлением дорожной отрасли остается строительство и реконструкция уже имеющихся дорог. Они осуществляются в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Общий объем планируемого финансирования на этот год составил около 474 миллионов рублей, и запланированные работы ведутся.


Вообще, в прошлом году, несмотря на сокращение финансирования, после капитального ремонта в регионе введено 11 объектов дорожного строительства, а это не так уж мало. В частности, открыто движение через отремонтированные мосты через р. Боровую и Хаблю, р. Тенистый, Игуменовский, Дымный, Развальный, Сентябрьский. В 2010 году планируется ввести мосты через реки Мякит, Верхний Нексикан и Паутовую.


Насколько я знаю, губернатор продолжает активную работу с федеральным центром по вопросам финансирования строительства новых мостов через реки Олу и Колыму, автомобильной дороги Омсукчан - Омолон - Комсомольский - Анадырь. Конечно, Москва равняет наши аппетиты на свой лад, но многого и удается добиться, это факт. А за счет средств областного бюджета сейчас заканчивается строительство нового полотна участка дороги Ола - Магадан. Всего же на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений в нынешнем году уже израсходовано более 1214 млн рублей, это в полтора раза больше, чем в прошлом году. Большое финансирование планируется и по проекту «Новые дороги России» партии «Единая Россия».


О ресурсах и снижении себестоимости


– Ваша организация способна заниматься строительством, возведением новых объектов, но вы специализируетесь по большей части на ремонтах, почему?


– Это объективно. Для того, чтобы строить, надо иметь из чего, и по приемлемым ценам. В этом отношении у нас свою нишу занимает строительная организация, включающая в себя завод крупнопанельного домостроения, гендиретор В. Головань. Собственный завод – важное условие снижения себестоимости строительства того же жилья. Иначе его никто не будет покупать. Во что обходится доставка, насколько велика доля транспортной составляющей в любом производстве на Колыме – общеизвестно. А строительство в этом отношении очень затратно.


– Тем не менее, для своих нужд под собственные объемы вы сами поставляете материалы?


– Да, у нас наработаны давние и надежные связи с московскими дилерами – битум, цемент, арматура, трубы, краски, и прочее доставляем сами, контейнерами по «железке» до Ванино, потом морем. Вообще материалы стараемся использовать самые качественные, современные, без этого в нашем деле нельзя.


– А насколько ваш парк техники удовлетворяет потребностям, объемам и видам работ?


– С этим проблем нет. Техника у нас на уровне, преимущественно китайского и японского производства, всего более 80 единиц, для существующих объемов работ ее более чем достаточно, а чуть ли не половина простаивает. Запасные части доставляем морем от стран - производителей, у нас собственная ремонтная служба, работают целые бригады, хорошая база, она расположена в пос. Ола, мы в свое время выкупили для этих целей бывшее помещение «Ростелекома», и затраты оправдались. По крайней мере с ремонтом никаких сложностей не испытываем, и работы можем производить с использованием своей техники, в том числе малой, с учетом самых последних требований, новых технологий.


– А что это за новые технологии, и насколько они способны снизить себестоимость работ в строительстве?


– В разы! Сравните оштукатуривание стены вручную, теркой и мастерком, по старинке, и при использовании техники. Передвижная мини-штукатурная станция закидает стену за полчаса, соответственно и себестоимость падает. Причем экономится не только время, оплата человеко-часов, но и та же электроэнергия, а это – немалые деньги, как известно. Ведь при производстве работ важна каждая мелочь, экономить приходится на всем, и экономия должна быть за счет снижения затрат, не влияющих на качество работ.


К счастью, теперь практически все механизировано, постоянно появляется масса новых электро-, пневмо-инструментов, с самыми различными приспособлениями, сегментами, насадками. Кроме того, при использовании разного рода механизмов снижается травмоопасность на производстве, а сам труд становится менее тяжелым физически. Хотя подготовки требует большой, учиться приходится постоянно.


Ищет заказчик, ищет милиция...


– Александр Михайлович, а решение каких проблем отрасли вы считаете первоочередными?


– Необходимо на законодательном уровне урегулировать проблему аукционов. Смотрите, что получается сейчас. Генподрядчиком может стать любой, для этого ничего не надо, кроме условных ручки и блокнота. И этот генподрядчик, зачастую не имеющий никаких профессиональных знаний, способен прийти на аукцион и сбить цену, выиграть проведение работ по формальному признаку – по цене. Но практика показывает, что для качественного производства работ разбег цен не может превышать 10 процентов, это просто невозможно. А если вместо рубля вам предлагают купить услугу за 30 копеек, то это значит нарушение технологии работ, использование бывших в употреблении или некачественных материалов, и так далее, и так далее. И что получается? Пришел на аукцион некто Х, сбил цену, по сути, сорвал его, получил аванс, и все: пропал, растворился во времени и пространстве. А потом за ним, выигравшим объем работ и не пустившим на объект исполнителя, действительно способного произвести эти работы, месяцами бегают и заказчик, и прокуратура.


– Но как мне с ручкой и блокнотом прийти на аукцион, как получить разрешительные документы на производство работ?


– Да сплошь и рядом! Например, кредит в банке, и пожалуйста, есть возможность нанять необходимых для получения этих разрешительных документов специалистов: отдельно энергетика, специалиста ПГС, и так далее. Совместительство не запрещено, каждый из нанятых получил деньги за свой кусочек работы, не видя целого, или просто за то, чтобы не мешал. Вот и все, собственно говоря.


– И что делать, какие именно изменения законодательства нужны с вашей точки зрения?


– Социально значимые объекты должны, уверен, распределяться с ведома и при участии департамента строительства. Они должны заниматься сбором заявок на все текущие строительно-ремонтные работы, знать подрядчиков, способных их выполнить качественно и в срок, потому что располагают для этого всеми необходимыми ресурсами. Тогда и порядка, ответственности будет больше, а брака – меньше. Да, возможно, малые предприятия не удержатся, но, если есть желание работать, они не пропадут, просто для решения своих задач вынуждены будут объединить ресурсы. Укрупнение неизбежно, мы все равно к этому придем. А значит и не стоит даром терять время, рискуя качеством работ и самими строительствами и ремонтами.


Елена ВОДОЛАЖСКАЯ-КОЛЕСНИКОВА.

   



← Назад в раздел