Таможня дает добро

Развитие таможенных органов на Дальнем Востоке имеет уже более чем 100-летнюю историю. Таможенная служба на Дальнем Востоке развивалась по мере освоения восточных окраин России. Дальневосточный регион был включен в общую систему таможенной охраны во второй половине XIX века.


С 60-годов XIX века дальневосточная окраина жила в условиях порто-франко. Сооружение великой Сибирской железнодорожной магистрали, а затем и Китайско-Восточной железной дороги кардинально изменило ситуацию. Участь порто-франко была предрешена. Дальний Восток долженстать неотъемлемой частью таможенной территории России. В 1899 году царское правительство сделало первый шаг, ознаменовавший вхождение дальневосточных территорий в систему общероссийской таможенной службы – в главных портах России на Тихом океане - Николаевске и Владивостоке – были учреждены четыре должности таможенных чиновников «для осмотра и очистки пошлиною товаров». Установленный в этих портах таможенный надзор носил временный характер и вводился на период до создания таможен. 1901 год – важная веха в развитии таможенной службы России на дальневосточных рубежах. 23 мая 1901 года последовало высочайшее утверждение мнения Государственного совета «Об учреждении таможен в городах Владивостоке и Николаевске». С этой даты прошло уже 109 лет. За это время таможенная служба на Дальнем Востоке не раз переживала периоды расцвета и упадка.


Современная история развития ДВТУ началась в 1990 году.


7 августа 1990 года приказом Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете министров СССР № 182 было создано Дальневосточное управление государственного таможенного контроля СССР.


Первоначально в подчинении управления находились 12 таможен.


В соответствии с приказом ГТК России от 03.06.1992 № 197 «Вопросы Дальневосточного таможенного управления» ДВУ ГТК СССР было переименовано в Дальневосточное таможенное управление, получив, таким образом, нынешнее название.


За прошедшие двадцать лет в ДВТУ не раз менялись структура, названия подразделений и таможен, а также их количество. Но и сегодня Дальневосточное таможенное управление остается самым крупным по занимаемой территории региональным управлением Федеральной таможенной службы России.


20 лет на страже экономических интересов России


За двадцать лет ДВТУ перечислило в федеральный бюджет более 900 млрд рублей. Таким образом, каждый дальневосточный таможенник пополнил государственную казну на 180 млн рублей.


Дальневосточными таможнями за два десятилетия оформлено более 2,2 миллионов грузовых таможенных деклараций. Торговый оборот через таможни ДВТУ за эти годы составил более 600 млн тонн стоимостью почти 200 млрд долларов.


За двадцать лет таможенными органами ДВТУ пресечено более 100 тысяч правонарушений в области таможенного дела. Причем, в настоящее время почти половина заведенных дел об административных правонарушениях относится к группе наиболее противоправных, так называемых «контрабандообразующих».


Подразделениями дознания дальневосточных таможен за эти годы возбуждено более 4,5 тысяч уголовных дел. Стабильно высокой остается доля уголовных дел, возбужденных по оперативным дан-ным, так в 2009 году этот показатель составил – 89%.


Преемники Верещагина на Дальнем Востоке


Сегодня на страже экономических интересов России на Дальнем Востоке стоит 5 506 таможенников.


В настоящее время в состав ДВТУ входят 15 таможен (13 приграничных, 1 внутренняя (Якутская) и Дальневосточная оперативная таможня) и 51 таможенный пост.


В Дальневосточном федеральном округе созданы 2 особых экономических зоны: особая экономическая зона на территории Магаданской области и портовая особая экономическая зона на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.


С августа 2009 года в регионе деятельности Благовещенской таможни функционирует временный пункт пропуска «Сковородино-Мохэ», созданный для оформления товаров, предназначенных для строительства нефтепровода «Сковородино-Мохэ».


С конца прошлого года начал работу специализированный морской нефтеналивной комплекс в бухте Козьмино Приморского края, который является частью единой нефтепроводной системы по маршруту Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область) - Козьмино (Приморский край). Грузопоток нефтеперегрузочного комплекса составляет от 4 до 6 танкеров (грузоподъемностью 150-300 тыс. тонн) в месяц.


Кроме того, в рамках поручения председателя правительства РФ установлен временный морской грузопассажирский пункт пропуска на о. Русском на период строительства объектов саммита АТЭС-2012.


Дальний Восток граничит с развитыми и быстро развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Протяженность внешней границы Дальнего Востока составляет 25 575 км, в том числе: сухопутная с Китаем и КНДР – 2 575 км и морская – 23 000 км. Особое географическое положение способствует интенсивному развитию международных связей.


За первое полугодие 2010 года ДВТУ в федеральный бюджет перечислено 77,3 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (49,5 млрд рублей). Плановое задание на 1 полугодие 2010 года выполнено на 124%.


Защищая безопасность страны


Высокий профессиональный уровень позволяет сегодня правоохранительным подразделениям дальневосточных таможен не только расследовать нарушения таможенного законодательства, выявленные по результатам таможенного контроля товаров и транспортных средств, но и планировать и осуществлять операции по выявлению подготавливаемых каналов контрабанды и пресечению попыток недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности обойти таможенное законодательство еще на стадии приготовления.


Зачастую мероприятия по пресечению контрабанды проводятся совместно с ФСБ, с которой налажено тесное сотрудничество. Поскольку уголовно-процессуальное законодательство не позволяет таможенным органам проводить предварительное расследование по делам, совершаемым организованными преступными группами, при выявлении таких фактов сотрудники ДВОТ передают мате-риалы уголовных дел в подразделения ФСБ России, а сами ведут оперативное сопровождение этих дел.


Благодаря такому взаимодействию в 2008-2009 годах было выявлено более 160 фактов незаконного перемещения через таможенную границу леса и лесоматериалов, стоимость предметов совершенных преступлений превысила 180 миллионов рублей, пресечена деятельность нескольких хорошо налаженных контрабандных каналов, а участники организованных преступных групп получили заслуженное наказание.


За 6 месяцев 2010 года только сотрудниками ДВОТ было возбуждено 19 уголовных дел, где общая стоимость предмета преступления составила более 126 млн рублей.


На Дальнем Востоке несут службу 8 таможенных судов, базирующихся в Амурской, Владивостокской, Сахалинской, Хабаровской и Хасанской таможнях. Из них 4 – носят имена таможенников. Три больших таможенных судна несут свою нелегкую службу в дальневосточных морях. «Павел Верещагин» и «Виталий Кирсанов» – на Сахалине, «Петр Матвеев» – во Владивостоке. Среднее таможенное судно «Валерий Зубков» успешно борется с нарушителями на российско-китайской границе по реке Амур.


Успешно используются дальневосточными таможенниками в борьбе против контрабандистов и 4 вертолета: два Ка-32 – на Сахалине, один Ми-8 – на Камчатке и один Ми-8 в ДВТУ.


Специальные отряды быстрого реагирования созданы и успешно действуют в Благовещенской, Владивостокской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской и Хабаровской таможнях. Бойцы этих подразделений не раз успешно участвовали в спецоперациях по пресечению контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, обеспечивают безопасную работу таможенных органов.


Перспективные таможенные технологии - в жизнь


В условиях глобализации экономики, расширения международной торговли существенно повышаются требования к качеству и скорости выполнения процедур таможенного оформления и контроля.


В ДВТУ ведется планомерное сокращение среднего времени оформления грузовой таможенной декларации (ГТД). Если в 2007 году среднее время оформления одной грузовой таможенной декларации составило 10,2 часов, то в 2008 году – 8,4 часов, а в 2009 году – 6 часов.


Активное внедрение информационных технологий в России обуславливает развитие в ФТС России базы для обеспечения выполнения таможенных процедур с применением электронного обмена данными. В настоящее время таможнями ДВТУ применяется электронное декларирования посредством международных ассоциации сетей Интернет, а также технология удаленного выпуска, что позволяет осуществлять таможенные процедуры в электронной форме без необходимости предъявления документов на бумажных носителях.


Стратегической задачей ДВТУ является развитие электронной формы декларирования через Интернет. Сегодня техническими средствами для принятия грузовых таможенных деклараций через Интернет оснащено 40 таможенных органов региона (техническими средствами для принятия грузовых таможенных деклараций через Интернет оснащены все таможни, за исключением Чукотской).


Таможенные органы Дальнего Востока активно используют в работе мобильные инспекционно-досмотровые комплексы (МИДК).


На переднем крае


ДВТУ реализует положения Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе России. Цели и задачи Концепции широко пропагандируются среди представителей деловых кругов и заинтересованных территориальных органов исполнительной власти. Для детального разъяснения вопросов и координации действий проводятся ра-бочие встречи и консультативные советы с представителями бизнес-сообщества, министерств и ведомств администраций субъектов ДВФО. Ведь обязательный элемент Концепции, без которого она не получит своего развития, это государственно-частное партнерство.


Концепцией предусмотрено создание в приграничных районах таможенно-логистических терминалов (ТЛТ) для целей осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза. Производство таможенного оформления и проведения таможенного контроля товаров непосредственно на ТЛТ позволит повысить скорость и качество таможенного оформления, свести к минимуму расходы участников внешнеэкономической деятельности, создаст предпосылки для декриминализации таможенной сферы.


Создавать ТЛТ планируется в регионах деятельности Биробиджанской, Благовещенской, Уссурийской, Хабаровской и Хасанской таможен. Сложившаяся таможенная и транспортно-логистическая инфраструктура позволяет в настоящее время рассматривать таможни Приморского края и Амурской области как наиболее перспективные для реализации Концепции в регионе деятельности ДВТУ.


В ДВТУ ведется работа по обеспечению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов. За 20 лет в Дальневосточном регионе выявлено более 600 попыток незаконного перемещения через таможенную границу РФ радиационно-опасных объектов, практически все пункты пропуска через государственную границу РФ оснащены стационарными таможенными системами обнаружения делящихся и радиоактивных материалов (СТСО ДРМ) «Янтарь» (207 систем).


Год от года растет количество выявленных таможенными органами товаров, обладающих признаками контрафактности. Так, если за 2009 год было выявлено и признано контрафактными 324 тыс. единиц товаров, то за 1 полугодие 2010 года выявлено и признано контрафактными 1,26 млн единиц. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года рост составил 400%.


Международное сотрудничество


Большое внимание уделяется в ДВТУ развитию международных контактов. Так, руководство ДВТУ встретилось с представителями дипломатических кругов Приморского края. Мероприятие вызвало большой интерес в дипломатических кругах. На встречу прибыли делегации Генеральных консульств Социалистической Республики Вьетнам, Корейской Народной Демократической Республики, Республики Индии, Республики Корея, Соединенных Штатов Америки, Японии, а также почетные консулы Канады, Королевства Таиланд, Республики Чили и Народной Республики Бангладеш.


ДВТУ взаимодействует по таможенной линии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с КНР.


Наиболее тесные контакты в ДВТУ налажены с Харбинской таможней, которая (в соответствии с внутренним законодательством) выполняет функции регионального таможенного управления. В тече-ние многих лет дальневосточные и китайские таможенники обмениваются делегациями во главе с начальниками ДВТУ и Харбинской таможни. Проводятся рабочие встречи, стажировки и совместные семинары по актуальным проблемам таможенного контроля. Представители ДВТУ помимо Харбина посещали города Суйфэньхэ, Дуннин, Муданьцзян, Дацин, Мишань. Китайские коллеги в свою очередь побывали в Хабаровске, Биробиджане, Благовещенске, Уссурийске.


В ДВТУ развивается таможенное сотрудничество и с Японией, контакты с которой на регио-нальном уровне насчитывают без малого 20-летнюю историю. Неоднократно ДВТУ посещали делегации таможенников из северных и западных префектур Японии, продуктивные контакты были с Генеральным консульством Японии во Владивостоке. Главное направление сотрудничества с японскими коллегами – борьба с социально опасными видами контрабанды.


С таможенными органами США сотрудничество осуществляется в основном по программе «Вторая линия защиты». Однако были и совместные семинары по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с «отмыванием денег». Представители ДВТУ неоднократно выезжали в США для ознакомления с работой таможенников.


Навстречу новым экономическим реалиям...


Свое 20-летие Дальневосточное таможенное управление встречает напряженной работой в условиях Таможенного союза.


1 июля 2010 года на смену российскому таможенному законодательству пришло наднациональное таможенное законодательство, прежде всего – Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). В целом ТК ТС либеральнее, чем Таможенный кодекс РФ, поскольку и сам Таможенный союз направлен на упрощение процедур перемещения товаров между Россией, Казахстаном и Белоруссией.


ТК ТС полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции).


Наднациональным органом Таможенного союза является Комиссия Таможенного союза. Далее идет национальное законодательство, это федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который представлен в Государственную Думу РФ. Вместе с тем, на время переходного периода, который продолжится до 1 января 2011 года, национальный Таможенный кодекс РФ будет действовать в части не противоречащей ТК ТС.


На время переходного периода в ДВТУ созданы и активно работают ситуационно-консультационный центр (по вертикали ФТС России - ДВТУ - таможни) и «горячие линии», которые действуют не только в ДВТУ, но и во всех таможнях.


Отделение по связям с общественностью ДВТУ.



← Назад в раздел