Были бы грузы, а портов на Сахалине хватает

ФГУ «АМП Сахалина» – это подведомственное учреждение Федерального агентства морского и речного транспорта, созданное в 2001 году в результате слияния трех морских администраций портов: Корсакова, Холмска и Шахтерска. На ФГУ «АМП Сахалина» возложены функции осуществления административно-властных полномочий во всех морских портах острова. В зону ответственности учреждения входят восемь портов, к которым дополнительно приписаны морские терминалы, расположенные по всему Сахалину. Структура ФГУ «АМП Сахалина» представляет собой фактически бассейновую администрацию портов, перспектива создания которых активно рассматривается Росморречфлотом.


Целью деятельности ФГУ «АМП Сахалина» на основании Федерального закона о морских портах № 261 от 08.11.2007 г. является организация торгового мореплавания в морских портах Сахалина и за их пределами в установленных зонах ответственности Российской Федерации, выражающаяся в непосредственном регулировании транспортных процессов в морских портах и на подходах к ним, организации надлежащего функционирования портовых и региональных систем и объектов обеспечения безопасности мореплавания, ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и защите морского судоходства и портов от незаконных актов, совершении юридически значимых действий в интересах граждан и юридических лиц.


На сегодняшний момент в зону ответственности ФГУ «АМП Сахалина», возглавляемого капитаном морского порта Корсаков Евгением Валерьевичем Чебаковым, входят морские порты Пригородное, Корсаков, Невельск, Холмск, Шахтерск, Александровск-Сахалинский, Москальво, Поронайск.


Островное положение Сахалинской области предопределяет ведущую роль морского транспорта в транспортной инфраструктуре региона, как в обеспечении внутренних потребностей Сахалина, так и в реализации транспортно-экономических связей острова с континентальными районами Дальнего Востока. Паромной переправой Холмск - Ванино остров связан с материком. Кроме этого морской транспорт играет главную роль в осуществлении международных перевозок. В настоящее время линейное судоходство представлено международными линиями: грузовой контейнерной Пусан - Ванино - Корсаков и паромной Вакканай - Корсаков.


С начала 2000-х годов развитие Сахалина характеризуется интенсивной разработкой нефтегазовых шельфовых месторождений. При их разработке и строительстве объектов инфраструктуры использовались морские порты. В хорошем состоянии находятся причалы ООО «Сахалинский западный морской порт» в порту Холмск и в порту Москальво для завоза технологического оборудования, материалов и техники. В Холмском морском порту проведены дноуглубительные работы, восстановлен причал № 3, сейчас выделены средства на реконструкцию и ремонт причала № 8 и паромной переправы. Есть опреденные проблемы в морском порту Корсаков, но все они решаются, разрабатывается проект строительства морского вокзала. Введена в действие Система управления движением судов. В поселке Пригородное Корсаковского района Сахалинской области построен первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Для отгрузки СПГ и нефти построен и в декабре 2008 года запущен в эксплуатацию уникальный морской порт Пригородное, на церемонии открытия которого в феврале 2009 года присутствовали президент Российской Федерации и первые лица Японии, Голландии, Англии.


Так как Сахалин расположен в нескольких климатических поясах, то навигационные условия портов различны: порты, расположенные в южной и юго-западной частях острова (Пригородное, Холмск, Корсаков и Невельск), обеспечивают круглогодичную навигацию, остальные морские порты открыты для навигации с середины весны до конца осени.


Морские торговые порты Холмск и Корсаков являются самыми крупными портами области с круглогодичной навигацией. Практически все грузы, следующие в область паромами или транспортными судами, проходят через них. Именно здесь расположено большинство фирм и компаний по обслуживанию грузополучателей и грузоотправителей. В этих портах имеются склады временного хранения таможенных грузов. Остальные порты осуществляют грузовые операции транспортных судов в навигационный период весна - осень и, в основном, на рейде. Это главным образом отгрузка на внутренний рынок и на экспорт угля, металлолома, обслуживание нефтегазовых проектов.


1. МОРСКОЙ ПОРТ ПРИГОРОДНОЕ


Расположен на южном побережье Сахалина, в северо-восточной части залива Анива, и является самым крупным портом острова, специализирующимся на отгрузке углеводородного сырья.


Порт выполняет функцию по перевалке СПГ и сырой нефти, добываемых в рамках проекта «Сахалин-2». Доступен для морских судов круглый год. Отгрузка СПГ осуществляется через специальный терминал на судно-газовоз, нефть загружается в танкер через выносное причальное устройство. Оператором морского порта является компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани». Перевозить нефть и газ в страны АТР будут специально построенные для этого суда ледового класса «Гранд Анива», «Гранд Мария», «Гранд Мерея». Планируемый судозаход - 160 газовозов, 100 танкеров в год при выходе завода СПГ на проектную мощность.


2. МОРСКОЙ ПОРТ КОРСАКОВ


Расположен на южном побережье Сахалина, в северо-восточной части залива Анива, и является одним из самых крупных портов острова.


Порт выполняет функцию по перевалке народно-хозяйственных грузов области, строительных грузов и грузов снабжения для нефтегазовых работ на шельфе, грузов экспортно-импортных направлений, а также является основным портом, обеспечивающим связи с Курильскими островами.


Доступен для морских судов круглый год.


На внешнем рейде могут находиться суда с осадкой до 15 м; на внутреннем – с осадкой до 7,5 м (возле пирсов – до 7 м).


Специальных защитных сооружений акватории порт не имеет. Некоторой защитой являются причальные сооружения (Северный и Южный пирсы).


Причальный фронт состоит из 21 причала, в том числе 15 грузовых, из которых два – нефтеналивных и четыре - вспомогательного назначения.


Пропускная способность порта составляет около 2 млн тонн.


3. МОРСКОЙ ПОРТ ХОЛМСК


Холмский морской порт расположен на западном побережье Сахалина, в вершине залива Невельского (Татарский пролив, Японское море). Навигация в порту круглогодичная.


Наличие железнодорожной паромной переправы, обеспечивающей связь Сахалина с другими районами России, определяет первостепенное положение порта для экономики области.


Холмск, как и Корсаков, выполняет функцию по перевалке грузов снабжения Сахалинской области, строительных материалов и грузов снабжения для освоения месторождений нефти и газа на шельфе Сахалина, а также экспортно-импортных грузов. Важное место в работе порта занимает созданная в 1998 году база снабжения работ по реализации проекта «Сахалин-2». Основу грузооборота порта составляют грузы, следующие через паромную переправу Ванино - Холмск.


В порту имеются девять причалов длиной 844 м, пять из которых – грузовые, четыре – вспомогательного назначения. Причалы порта (мелководные и глубоководные) расположены по периметру ковша. Глубины у грузовых причалов – от 7,2 до 9,5 м.


Существенным недостатком паромного комплекса является недостаточная защищенность акватории причала-1 от волнового воздействия. В настоящее время проводится реконструкция паромного комплекса.


Фактические мощности по грузообороту составляют около 6 млн тонн.


4. МОРСКОЙ ПОРТ ШАХТЕРСК


Расположен на западном побережье Сахалина, в вершине залива Гаврилова.


Период навигации – 270 суток. Занимаемая площадь – 9,3 га, имеются резервы территориального развития.


Порт специализируется на отгрузке угля. Обработка транспортных судов производится на рейде и на специализированном комплексе. Причальный фронт порта расположен в ковше и включает в себя четыре причала общей протяженностью 290 м. Специализированный угольный причал расположен с внешней стороны корневой части Западного мола, в районе причала № 4. Длина причала в результате реконструкции увеличена и после окончания строительных работ составит 152 м. Причал позволяет принимать суда смешанного (река-море) плавания грузоподъемностью до 5000 тонн.


Возможности порта по отгрузке грузов составляют 1 млн тонн.


Морские порты, Александровск-Сахалинский, Москальво, Поронайск имеют незначительный грузооборот.


Подходит к завершению работа, проводимая в соответствии с требованиями постановления правительства РФ № 773 от 16.12.2006 г. «О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами» по реорганизации ФГУ «АМП Сахалина» путем присоединения рыбного порта Холмск. 28 августа 2009 года к ФГУ «АМП Сахалина» присоединены рыбный порт Невельск и морские терминалы Северо-Курильск, Курильск, Южно-Курильск, Крабозаводск на Курильских островах. Уже установлены границы портов распоряжением правительства РФ (кроме п.Шахтерск).


В работе ФГУ «АМП Сахалина» налажено взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и субъекта по вопросам морской деятельности, пограничной политики, безопасности и другим вопросам, требующим координированных действий.




← Назад в раздел