Дороги, которые мы выбираем

Дорожный знак... в кабинете


В кабинете директора ООО «Мехдорстрой» Сергея Ефимова прямо у входной двери, на железном сейфе, сваренном, вероятно, еще во времена «Дальстроя», стоит металлический километровый знак. Какого цвета он был изначально, трудно определить, как и возраст. Но то, что ему не меньше трех четвертей века, можно утверждать смело. Сейчас он желтый, в нескольких местах пробит пулями, но цифры километража на нем – 614-357 – хорошо сохранились, как были, так и остались черными.


Этот знак был установлен на автодороге «Вилюй» еще в сталинские времена. Тогда она была лишь трактом, по которому в свое время проехал в Вилюйскую ссылку писатель-демократ Чернышевский. Позже дорога была проложена до «алмазного» города Мирный. Теперь же продолжается ее строительство дальше на запад до соединения с Иркутской областью.


Но в то время, когда дорожный знак перекочевал в кабинет Сергея Ивановича,отрезок автотрассы от Якутска до Мирного был проезжим только зимой. Только в октябре 2005 года были ликвидированы так называемые грунтовые разрывы, после чего было обеспечено круглогодичное движение автомобилей, дорога заработала на полную мощность.


Символично, что на открытие дороги тогда, пять лет назад, некоторые представители делегаций районов прибыли на оленьих упряжках и верховых лошадях. Ведь более века назад эту дорогу начинали сооружать с помощью такой гужевой «техники». Потом ее неоднократно модернизировали. Но круглогодичной она стала только теперь. И свой существенный вклад в эту работу внесло как раз предприятие «Мехдорстрой».


Чего это стоило, Сергей Иванович выразил пять лет назад одной фразой: «Ну, нам и досталось!..» Те, кто ездил по этой трассе, кто ее восстанавливал, доводил до ума, хорошо его поняли. Ведь каждый километр приходилось отвоевывать у болот и озер, преодолевать участки, на которых тонули бульдозеры и скреперы, когда породу для насыпи приходилось доставлять за десятки, а то и сотни километров.


Однако сейчас он называет тот период строительства золотым для предприятия. Тогда благодаря усилиям президента Якутии Вячеслава Штырова, правительства республики удалось обеспечить нормальное финансирование реконструкции дороги, а немного позже она получила статус федеральной. Сергею Ивановичу за эту, и не только за эту работу было присвоено звание «Заслуженный строитель РС (Я)». Почти за десять лет до этого события он уже был награжден знаком «Почетный дорожник России». Вместе со своим предприятием он переживал и взлеты, и падения, деноминации и дефолты. Так что можно понять, почему он относит тот период работы на «Вилюе»к золотым.


Дальше, дальше...


Дальше была такая же работа на автодороге «Амга». Когда-то она соединяла столицу Якутии с Охотским морем. Потом этот выход к морю был забыт, и только в последние годы наметились усилия по его восстановлению. Но та его часть, которая пролегает по территории республики до границы с Хабаровским краем, продолжала действовать, соединяя несколько районов. Однако и там существовали грунтовые разрывы. И там "Мехдорстрою" приходилось преодолевать и видимые, и непредвиденные трудности. Порой вахты механизаторов оказывались вообще отрезанными от внешнего мира в тайге на несколько недель в периоды разлива рек или ледостава, так что связь поддерживалась только по радио. Бывало, что цистерны под горючее переправляли самосплавом на буксирах моторных лодок, чтобы избежать простоев техники. Одна из молодых мастеров участка, Ольга Журина, и сейчас вспоминает эту эпопею не то что с содроганием, но и без восторга. Но и здесь все работы были закончены точно в запланированные сроки.


Почти одновременно прокладывалась и автодорога на север – от Якутска в Кобяйский район республики. И там «болота сплошные», и там живут люди, и там богатейшие месторождения углеводородов.


Вообще, «Мехдорстрою» очень везет на работу в самых гиблых местах. Но такая уж у строителей дорог профессия – прокладывать новые пути и делать их привлекательными для людей. Места эти так становятся жилыми, а трассы, их соединяющие становятся дорогами жизни.


Подспорье, особенно важное в период кризиса


С 2006 года предприятие стало заниматься не только строительством дорог, но и их содержанием. Эта работа относительно стабильная, приносящая доход. Почти все дороги от Якутска до границ с районами – в ведении «Мехдорстроя», плюс ледовая переправа через реку Лена. Здесь нет задержек с финансированием, так что предприятию выгодно иметь надежный заработок, и отношение к этому делу самое что ни на есть добросовестное. Сергей Иванович особенно сердится, когда видит, как сами водители относятся к дорогам, по которым ездят ежедневно, выкидывая мусор прямо на ходу.


Дорожникам и без того несладко. Ведь только-только привели дороги в порядок после весенней распутицы. В период половодья, когда пострадало сразу несколько сельских районов, предприятие тоже включилось в ликвидацию последствий стихийного бедствия. Кстати, с ним до сих пор еще не расплатились за эту работу, выполненную за счет собственных средств. Но прошло несколько недель, проливные дожди едва снова не вывели дороги из строя. Техника теперь большей частью тяжелая, так что дорожники, особенно грейдеристы, бульдозеристы, порой просто не успевают высыпаться, проводя все время на трассе.


Задержки с финансированием строительных работ, естественно, ощущаются, выручает как раз работа по содержанию дорог. «Но все равно, – говорит Сергей Иванович, – строить надо. Конечно, это ненормально, когда цена топлива в один день поднимается на шесть рублей. Стоимость услуг автомобилистов поднялась сразу на сорок процентов. Подорожали скальные породы, гравий. Прибыль резко пошла вниз. Мы скальник возим на отсыпку за 400 километров, гравий – за 300. Запасные части растут в цене, зарплата садится. Техника ломается, надо ее обновлять, приобретать новую. Но все равно дела останавливать нельзя. Приходится выкручиваться. Завтра вот новый грейдер, российский, берем, два бульдозера китайских взяли на свои средства. Зарплату еще платить умудряемся».


«Надо Россию убедить»...


Эту фразу Сергей Иванович произнес об оценке работ по содержанию автодороги «Вилюй», которые приходится выполнять дорожникам в связи со спецификой местности, в которой они производятся.


– Вот высыпали мы четыре тысячи кубометров грунта в полотно дороги, спрофилировали. Через неделю здесь же образовались пучины. Снова все восстановили. Ветерок продул, можно ехать. Но прошли дожди, приезжаем на это же место: справа – болото, слева – озеро. Куда сыпать? Пока на 98-м километре все сделали, на 91-м тяжелые машины все раздавили, начинай заново.


Но такие работы мы выполняем сверх плана, засобственные средства. Федералы же списывают это на то, что оплата таких работ не предусмотрена, а ремонт должен соблюдаться. Вот и доказывай, что мы работаем сверх плана…


– Вообще, – говорит Сергей Иванович, – на той же дороге «Вилюй» пока ничего крупного не сделано. Водопропускные трубы «плачут», расходятся, железобетонные кольца порой и вовсе разрушаются, не справляясь с водяным потоком. Есть и более серьезные точки. Если по-хорошему,дорогой надо заняться капитально, принимать решение, а не дожидаться, пока что-то рухнет, и только тогда мы начнем выходить из положения, совершая героические поступки. Своими силами просто невозможно привести к нормативам дорогу федерального значения. Конечно, можно людей поменять, руководителей наказать, назначить новых. Но от этого экономическая ситуация не изменится.


У нас все хорошие


Так оценил своих людей Сергей Иванович, отвечая на просьбу рассказать о тех, чья работа проходит на автодорогах, строящихся и действующих.


– Костяк у нас сохраняется, хотя приходит и молодежь. Хорошо работают экипажи бульдозеров. Николай Викторович Гоппе, пенсионер по возрасту, а в деле молодым не уступает. Сергей Дружинин, Александр Сарафанов, молодой, работает на тяжелом бульдозере, Александр Плютта – бригадир бульдозеристов-скреперистов. Денис Оборин – молодой, но уже начальник участка, еще два молодых мастера пришли. Михаила Кардаполова можно отметить – нормально справляется. Ольга Викторовна Журина была мастером участка, теперь заместитель директора предприятия. Братья Евдокимовы хорошо трудятся. Павел после армии к нам пришел, а сейчас у него уже дочери семнадцать. Женя уходил от нас, одно время трудился на другом предприятии, но вернулся. Значит, у нас все-таки не так уж плохи дела. Что там говорить, с таким коллективом работается в охотку!


Впереди у нас профессиональные праздники: в августе – День строителя, в октябре - День дорожника. Думаю, встретим их достойно. Заодно хочу поздравить и сотрудников вашей газеты с юбилейной датой – десятилетием. Хороших вам тиражей, верных подписчиков, читателей. Мы всегда рады сотрудничать с вами, благодарны за злободневные материалы, за честное освещение и неприятных событий, и радостных. Здоровья, всех благ вашей редакции.


Юрий Карпов.




← Назад в раздел