Владимир ГРИГОРЬЕВ: «Федеральный центр должен прислушаться к регионам»

  – В апреле нынешнего года делегация нашего министерства и депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) принимала участие в расширенном заседании комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию, экологии. Вел заседание председатель комитета Евгений Туголуков. Главной темой разговора стала охрана окружающей среды как предмет взаимодействия законодательных и исполнительных органов Российской Федерации и нашей республики. Это не первый опыт совместной работы с депутатами Госдумы. Министерство и ранее принимало участие в разработке и совершенствовании законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.


Уникальный опыт


– В республике вся природоохранная работа строится на основе четко сформулированной государственной экологической политики, которая признана одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Якутии. Ее реализация возложена на Министерство охраны природы РС (Я). За 15 лет наработан огромный опыт, а главное – сформирована единая система управления охраной природы и природопользованием. Проведена структурная перестройка системы министерства, соответствующая требованиям федерального законодательства и полноценно выполняющая все переданные федеральные и республиканские полномочия. С 2007 г. субъектам переданы полномочия в сфере лесных и водных отношений, животного мира, соответственно, и ответственность кратно увеличилась, в несколько раз возрос объем выполняемых министерством функций. Сегодня в составе Министерства охраны природы РС (Я) четыре департамента: биологических ресурсов, лесных и водных отношений, а также охотничьего хозяйства, 30 государственных учреждений, государственное автономное учреждение и государственное унитарное предприятие.


Второй очень важный аспект – создание соответствующей нормативной правовой базы. Постоянно вносятся изменения в действующие республиканские законы и подзаконные акты в соответствии с федеральным законодательством. Только за последние три года издано 14 указов президента РС (Я), более 400 постановлений и распоряжений правительства, принято 11 законов республики. Среди субъектов РФ мы одними из первыхприняли такие важные законы, как «Об экологическом образовании и просвещении», «Об экологическом мониторинге РС (Я)», «О государственном экологическом контроле РС (Я)», «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об охоте и охотничьем хозяйстве», «Об отходах производства и потребления», «О радиационной безопасности населения и окружающей среды РС (Я)» и др.


Для эффективной реализации переданных полномочий и функций в области охраны природы и рационального природопользования, в том числе по выработке государственной экологической политики, нормативно-правовому регулированию и управлению, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, важна работа по развитию государственно-частного партнерства. Только совместными усилиями органов госвласти, бизнеса и общественности мы можем добиться положительных результатов в природоохранной деятельности. Потому это направление мы считаем одним из приоритетных. Министерство на основе заключенных соглашений тесно сотрудничает с федеральными органами природоохраны, действующими на территории республики, со всеми муниципальными образованиями, заинтересованными министерствами, ведомствами, научными и общественными организациями республики, а также с предприятиями-природопользователями, в том числе с АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Якутгазпром» и другими.


Почему это важно? Сегодня в Якутии быстрыми темпами разворачиваются проекты «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 года». В ближайшие годы предстоит крупномасштабная работа, связанная с созданием новых бюджетообразующих отраслей: нефтегазовой, металлургической, урановой, угольной и золотодобывающей. В этих условиях природоохранная деятельность должна развиваться такими же быстрыми темпами, даже порой опережая промышленное развитие. Отрадно отметить, что за последние годы крупные промышленные компании стали вкладывать немалые средства в природоохранные мероприятия. Например, АК «АЛРОСА» разработала комплексную программу по улучшению экологической обстановки в зоне ее деятельности на пять лет на общую сумму более 2,0 млрд руб.


С 2002 г. практикуется решение природоохранных проблем программно-целевым методом. Действует республиканская целевая программа «Охрана окружающей среды РС (Я) на 2007 - 2011 гг.» с объемом финансирования более 2 млрд рублей, что позволяет системно проводить работу в области охраны окружающей среды. Кроме этого республика на паритетных условиях участвует в федеральных программах.


Сохранить и приумножить


У нас есть уникальный опыт по сохранению и расширению биоразнообразия. 12 лет назад мы начали проект по реакклиматизации овцебыков в арктической зоне Якутии. Сегодня поголовье этих животных составляет более 700 голов. Чтобы заселить данным видом новые территории, в 2009 г. мы дополнительно завезли 27 овцебыков из Таймыра, в нынешнем планируем привезти следующую партию из Красноярского края и за пять лет довести поголовье овцебыков в Арктической зоне Якутии до 1000, то есть до состояния стабильной самостоятельной популяции.


Другим успешным проектом является завоз в 2006 году 30 лесных бизонов из Канады. В устье реки Буотамы впервые создан и полноценно функционирует питомник «Усть Буотама». Бизоны успешно пережили уже четвертую зиму в условиях резко континентального климата Якутии.


С 2005 г. ведутся работы по охране и мониторингу белого медведя. Предпринятые республикой усилия по охране белого журавля, находящегося на грани исчезновения и занесенного в Красную книгу Международного союза охраны природы и РФ, тоже дали реальные результаты – популяция белого журавля выросла.


Для пропаганды охраны редких видов в нашей республике создан зоопарк «Орто-Дойду» – подведомственное учреждение министерства, который является самым северным зоопарком в условиях вечной мерзлоты в Российской Федерации.


В знании - сила


– Как бы ни были велики усилия Министерства охраны природы, если в общую работу не будут вовлечены население, школьники, студенты, больших результатов нам не добиться. Потому так важно экологическое образование и просвещение. Соответствующий закон уже принят, кроме того, в республике постановлением правительства принята Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения в РС(Я) до 2020 г., но об успешной реализации некоторых статей закона говорить пока рано.


Еще в январе 2008 года Президент РФ Д. Медведев на заседании Совета безопасности РФ по вопросам экологии поручил изучить возможность преподавания в школе ее основ. Тогда в ведущих российских экологических организациях заявили, что введение в школах предмета "экология" является необходимым шагом, ведь это позволит вырастить экологически грамотное поколение. Данные мысли глава государства недавно подтвердил в своем видеоблоге, оставив запись, посвященную Всемирному дню окружающей среды.


Большие надежды мы возлагаем на открытие в Якутске Северо-Восточного федерального университета, приоритетным направлением деятельности которого будет подготовка специалистов по обеспечению экологической безопасности, рациональному природопользованию, применению новейших природосберегающих технологий.


Наши предложения


Конечно, проблем в нашей сфере предостаточно, и они характерны для всей России. В первую очередь – связанные с тем, что природоохранные отношения, экологическая деятельность регулируются несвязанными, зачастую противоречащими друг другу законами. Практика показывает, что решение проблем и задач регионов зависит и от того, как федеральный центр проведет оптимальное распределение объектов контроля и полномочий между федеральными и региональными органами государственного управления с обязательным привлечением органов местного самоуправления.


Обеспечение населения качественной питьевой водой – проблема № 1, поскольку от этого зависят здоровье, продолжительность и качество жизни населения. Несмотря на богатые ресурсы пресной воды, существует множество проблем с доступом граждан, проживающих в сельской местности, к централизованным системам водоснабжения. Жители республики вынуждены использовать для питьевых целей воду, не соответствующую установленным требованиям. Необходимо разработать федеральную государственную программу, которая смогла бы в порядке софинансирования оказать субъектам РФ существенную поддержку для решения этой важной проблемы. Своя региональная программа должна быть и в каждом субъекте.


В апреле этого года, выступая на заседании Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, мы поставили ряд вопросов, требующих скорейшего решения именно со стороны законодателей, которые не всегда при принятии законов учитывают региональные особенности. Нужны законодательные акты, учитывающие интересы жителей регионов, государства и бизнеса, при этом подзаконные акты не должны противоречить принятым законам и их соответствие должно контролироваться законодательным органом.


Нами представлены в Госдуму РФ конкретные предложения, которые должны устранить пробелы в действующих законах, регламентирующих охрану окружающей среды. Речь идет о ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пожалуй, одном из самых спорных в действующем законодательстве. Это не голословное утверждение. Достаточно сказать, что в данном законе не определено понятие рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, что не позволяет отграничить данный вид рыболовства от промышленного, любительского и спортивного. В результате закон не учитывает интересов коренного населения, для которого рыболовство является основой существования. Кроме того, законом не предусмотрено приоритетное право объединений народов Севера при проведении конкурсов на предоставление рыболовных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.


Есть пробел и в федеральном законе «Об охоте». В перечне территорий осуществления промысловой охоты не предусмотрены охотничье-промысловые угодья территорий традиционного природопользования, образованные в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях, части территорий традиционного природопользования и территорий лицензионного изъятия охотничьих ресурсов в особо охраняемых природных территориях (ООПТ) регионального и местного значения.


При принятии последних изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях федеральный законодатель не учел обширность территории России, ее труднодоступность, финансовую затратность перемещений должностных лиц из центральных органов административной власти в отдаленные местности для урегулирования мелких админстративных нарушений. Вводимые изменения существенно ограничивают перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, что осложняет не только работу по осуществлению государственного водного, лесного контроля и надзора, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, но и осуществление субъектами РФ переданных полномочий. Вступившие изменения в КоАП РФ также существенно ограничивают исполнение субъектами РФ полномочий по осуществлению государственного контроля в области водных отношений, ведь по территории Якутии, например, протекает свыше 700 тысяч рек и на ней располагается более 800 тысяч озер. В связи с этим мы предложили Комитету Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии инициировать вопрос о внесении изменений в КоАП РФ в части расширения перечня должностных лиц, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, с включением должностных лиц территориальных подразделений (госинспекторов) и подведомственных учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ.


Строго по закону. Но...


Мы должны стремиться к цивилизованным методам работы с природопользователями. Сегодня нет четкого законодательного обеспечения экономических методов регулирования природопользования, не хватает подзаконных актов к ФЗ «Об охране окружающей среды». Необходим закон, который позволит заинтересовать природопользователя во вложении достаточных средств на природоохранные мероприятия. Нужно совершенствовать систему платежей за загрязнение окружающей среды, приняв ФЗ «О плате за негативное воздействие», а чтобы он работал на все сто, разработать подзаконные акты, учитывающие экологизацию производственной деятельности, включая внедрение инновационных технологий для модернизации экономики и технологии производства, снижения негативного воздействия на окружающую среду.


Еще в 2008 году мы говорили о совершенствовании государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, которое должно основываться на внедрении экономических механизмов. Для его развития мы тогда рекомендовали создать на федеральном уровне целостную систему экономики природопользования, разработать и внедрять экономические методы управления охраной природы и природопользованием, которые позволили бы в полной мере обеспечить финансирование природоохранной деятельности субъектов. Решение этой задачи может быть облегчено ускорением принятия Госдумой РФ ФЗ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», «Об экологическом страховании», «Об экологическом аудите». Мы в свое время, не дождавшись федерального центра, хотели инициировать принятие такого закона на региональном уровне, но у субъектов нет на это права. Тогда в рамках подписанного Соглашения о взаимодействии между Госсобранием (Ил Тумэн) РС (Я) и Комитетом Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию, экологии внесли предложение об ускорении принятия этих законов на федеральном уровне.


Эти вопросы становятся актуальнее и острее в связи с экологической катастрофой в Мексиканском заливе, последствия которой несоизмеримо велики. Это урок для всего человечества.


На федеральном уровне необходимо создать правовые условия для реального использования экономических механизмов управления качеством окружающей среды, думать о том, чтобы промышленные объекты находились в совершенном состоянии и, наконец, сделать все, чтобы работы на крупных проектах осуществлялись в строгом соответствии с экологическим законодательством.


Для оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти и предприятий-природопользователей в систему показателей управления социально-экономическими процессами и производственной деятельностью необходимо включать экологические составляющие в области охраны окружающей среды и природопользования, внедрение инновационных, природо-энергосберегающих технологий.


Дмитрий Медведев в своем выступлении на заседании президиума Госсовета (май 2010 г.) отметил о необходимости единой госполитики в сфере охраны окружающей среды, поставил конкретные задачи по усовершенствованию системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, переходу на современные технологии, установлению жесткой ответственности за экологические правонарушения. Мы полностью поддерживаем эту линию и хотим, чтобы за этим последовали реальные дела.


Якутия – это большие запасы природных ресурсов при повышенной уязвимости природной среды, уникальности проживающих этносов и экологической значимости для всей планеты. Все это диктует необходимость создания эффективной системы партнерских отношений всех ветвей власти для обеспечения экологической безопасности. Я надеюсь, что в федеральном центре прислушаются к нашему мнению и мы общими усилиями создадим целостную систему природощадящего хозяйствования, направленную на процветание Российской Федерации.

Марина КОЛБАСИНА. г. Якутск



← Назад в раздел