Виталий БАСЫГЫСОВ: «Главный принцип нашей работы – открытость»

– Виталий Николаевич, какова роль Ил Тумэна в создании государственности республики?


– В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип предусматривает, прежде всего, наличие выборных народом органов власти. С этих позиций роль парламента как института народного представительства трудно переоценить. Что касается нашей республики, то у нас эти процессы начались с первых альтернативных выборов Верховного Совета 12-го созыва. Госсобрание (Ил Тумэн) – его правопреемник. В отличие от большинства других законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Ил Тумэн является не только представительным и законодательным, но еще и контрольным органом госвласти.


В последние годы произошли большие изменения в порядке избрания депутатов. Государственное Собрание (Ил Тумэн) первых двух созывов было двухпалатным. Третий и четвертый, ныне работающий созыв – однопалатный, состоящий из 70 народных депутатов. Изменилось и избирательное законодательство. Если в первых трех созывах депутаты избирались только от избирательных округов, то сейчас 50 % депутатского корпуса избрано от избирательных округов по мажоритарной системе, а вторая половина, впервые в истории республики, – по принципу партийного представительства. И это тоже веление времени, партийное строительство в нашей стране продолжается, и я не исключаю, что на будущих выборах парламент республики будет сформирован полностью по партийным спискам. Это позволяет партии, имеющей большинство в парламенте, более мобильно реализовывать свою программу, учитывая при этом мнения других партий, имеющих фракции в законодательном органе.


– Как изменилась работа с приходом политических партий?


– Это особая тема. С одной стороны, казалось бы, работать проще, так как партия, имеющая конституционное большинство в парламенте, может провести любое решение, какое считает нужным. С другой – это большая ответственность, и уже не одного депутата-одномандатника, которого завтра могут и не избрать, а целой политической партии, определившей свою программу на многие годы вперед и несущую ответственность за ее реализацию. Что касается механизма работы фракций политических партий в Государственном Собрании (Ил Тумэн), а их у нас три и одна депутатская группа, то он заключается в том, что накануне пленарного заседания во фракциях проходит обсуждение вопросов, включенных в повестку. В результате принимается решение - по каким вопросам необходимо проголосовать консолидированно, а какие оставить на свободное голосование, на усмотрение народных депутатов. Именно это помогло конструктивно провести работу по наделению полномочиями президента РС (Я) нового главу республики Егора Борисова и утвердить новый состав правительства. Кандидатуры президента, вице-президента, председателя правительства и его заместителей, а также руководителей ключевых министерств обсуждались не только на заседаниях профильных комитетов, но и во фракциях политических партий. Там же была задана и большая часть вопросов, так что к пленарному заседанию депутаты пришли с уже принятыми решениями.


Говоря о роли партий в парламентской деятельности, нельзя обойти вниманием изменения в федеральном избирательном законодательстве, которые произошли совсем недавно по инициативе президента РФ Д. Медведева. На осенней сессии 2010 года мы эти дополнения внесем в наше законодательство, проекты уже разработаны, но действовать они будут с нового созыва Государственного Собрания.


– Большая часть принимаемых парламентом законов носит социальный характер.


– И это правильно, ведь мы живем в социальном государстве, и это закреплено в нашей Конституции. Поэтому мы принимаем законы, облегчающие жизнь социально незащищенных слоев населения: инвалидов, стариков и детей. Много внимания уделяется законодательной основе образования, здравоохранения и жизни коренных малочисленных народов Севера. Например, нами был принят закон «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)». Ведь если человек кочует, он не пользуется благами цивилизации и конституционными правами на бесплатное образование и медицинское обслуживание. Это неправильно. Закон о кочевых школах восполняет этот пробел. Теперь для таких школ утверждаются учебные программы, и дети имеют возможность получить образование. С развитием же информационных технологий их возможности повышаются, ведь на компьютерных дисках можно возить целые библиотеки. Уже сегодня технически это возможно даже в самых отдаленных районах. Вопрос лишь в цене такого оборудования. Пока это очень дорого. В первом чтении принят, впервые в мире, закон о кочевой семье, который позволит решить другие социальные проблемы.


– Какова эффективность принимаемых законов и какую работу парламент проводил по ликвидации последствий экономического финансового кризиса?


– Начну со второй части вопроса. Задачи по преодолению последствий мирового финансового, экономического кризиса потребовали скоординированной, слаженной работы исполнительной и представительной власти как с федеральным центром, так и в республике. В 2009 году принято на 50 законов больше, чем в предыдущем, более спокойном. За весеннюю сессию этого года уже принято 65 законов республики. Причем большинство из них были рассмотрены оперативно, так как кризис не позволял расслабляться. В бюджет республики были своевременно внесены изменения, направленные на социальную защиту населения, поддержку предприятий, реализацию других антикризисных мероприятий. Усилия властей всех уровней были направлены на сохранение социальных достижений. Невзирая на сложности, сохранена социальная стабильность, исполнены все социальные обязательства государства. Это и уровень заработной платы, реальных доходов населения, уровень пенсионных накоплений, меры социальной поддержки граждан. По сравнению с 2008 годом в 2009-м Ил Тумэн принял в два раза больше законов социальной направленности.


Но кризис – это не только проблемы, но и новые возможности. Нам предстоит сделать более эффективной нашу экономику, укрепив производственную базу, насколько это возможно, диверсифицировав экономику, придав ей более инновационный характер. Перед парламентом стоит задача – создать законы, которые бы обеспечили переход нашей экономики к экономике нового типа - инновационной. Новое законодательство станет одним из главных факторов большой и сложной работы, направленной на повышение качества жизни, реализацию крупных инвестиционных проектов, развитие наметившегося перехода к инновационной экономике.


Что касается эффективности принимаемых законов, то мы осуществляем контроль за исполнением наших законов. Это записано в нашем регламенте и Конституции РС (Я). В целях регулирования контрольных функций парламента республики принят закон «О Контрольном комитете Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я)», согласно которому задачами Контрольного комитета являются контроль и выявление нарушений исполнения доходных и расходных статей государственного бюджета республики, контроль за распоряжением республиканскими бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и драгоценных камней, определение эффективности и целесообразности распоряжения собственностью, обеспечение исполнения республиканских законов и постановлений Госсобрания. Эффективной формой деятельности в сфере парламентского контроля являются организация и проведение парламентских слушаний и «правительственных часов» по вопросам реализации законов РС (Я). С 2008 по 2010 год мы провели 21 парламентское слушание и 31 «правительственный час» по самым актуальным вопросам жизни республики.


Как правило, значительную часть повестки пленарных заседаний Ил Тумэна занимают вопросы по приведению нашего законодательства в соответствие с федеральным.


Это не совсем так, хотя доля истины в этом есть. Но речь идет не о каких-то наших недоработках. Это объективный процесс, направленный на создание единого правового пространства. Другое дело – причины выявляющегося несоответствия нормативных правовых актов разной юридической силы. Это нестабильность самого федерального законодательства. В федеральные законы часто вносятся изменения, и субъекты России зачастую просто не успевают за ними. Примеров тому достаточно. Возьмем 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в который более чем пятьюдесятью законами внесены изменения и дополнения. Во-вторых, федеральное законодательство в отдельных случаях само противоречиво. Это касается земельного законодательства. Пока федеральный законодатель не наведет там порядок, субъектам Федерации трудно принимать такие правовые акты, чтобы они не вошли в противоречие с федеральными. Кроме того, и это уже из области «сколько юристов – столько мнений», иногда органы юстиции и прокуратуры трактуют отдельные нормы федерального законодательства таким образом, что мы не можем с этим согласиться. В результате – акты прокурорского реагирования, судебные процессы. Если мы оказываемся правы, то норма республиканского закона продолжает действовать, если в суде побеждают наши оппоненты, то мы на очередном пленарном заседании приводим в соответствие федеральным оспоренную норму. И, наконец, последнее: понимая всю важность работы по приведению республиканских правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, мы проводим собственный мониторинг принимаемых федеральных законов. И, если они требуют внесения изменений в наши республиканские правовые акты, профильный комитет готовит законопроект и вносит его на рассмотрение Государственного Собрания.


– Какие законопроекты находятся сейчас в портфеле Государственного Собрания (Ил Тумэн)?


– В планах законопроектной деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) на второе полугодие 2010 года находятся очень важные законопроекты: бюджетные, социальные, регулирующие трудовые отношения работника и работодателя в сфере образования и культуры.


Конечно, в первую очередь это вопросы бюджета Республики Саха (Якутия). Во втором полугодии 2010 года мы внесем изменения в ряд финансовых документов республики. Это законы о внесении изменений в государственный бюджет на 2010 год, «О налоговой политике РС (Я)», «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в республике». Будут приняты бюджеты республики будущего года, Территориального фонда обязательного медицинского страхования и государственный прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества республики на 2011 год.


Среди базовых законов, которые парламент Якутии намерен рассмотреть на осенней сессии, находится ряд совершенно новых законопроектов: «О доступном жилье для сельских жителей (Ипотека для села)», «О дополнительных социальных гарантиях медицинским работникам – молодым специалистам, направляемым на работу в северные и арктические районы РС (Я)», «Об особом режиме отопительного сезона в арктических и северных улусах РС (Я)», «О Земельном кодексе РС (Я)». В новых редакциях будут приняты законопроекты «Об охоте и охотничьем хозяйстве» в республике и «Об особо охраняемых природных территориях».


В сфере трудовых отношений Ил Тумэн примет базовый закон «О порядке и условиях осуществления внутриведомственного государственного контроля за соблюдением трудового законодательства», а в сфере бизнеса и предпринимательства – законопроект «О социальной ответственности бизнеса», актуальность которого ни у кого не вызывает сегодня вопросов.


Особое внимание уделим сельскому хозяйству, поэтому будет рассмотрен совершенно новый законопроект «О развитии сельского хозяйства в РС (Я)», кроме того, внесем изменения в ряд раннее принятых законов, регулирующих сферу сельского хозяйства.


Конечно, всегда было и остается актуальным законодательство в области образования и культуры. Госсобрание (Ил Тумэн) намерено принять законопроект, ранее рассмотренный в первом чтении, «О дошкольном образовании» и базовый закон «О культуре».


Что касается коренных малочисленных народов Севера, то будет окончательно принят законопроект «О кочевой семье», а также новые базовые законы «О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера» и «О национально-культурной автономии РС (Я)».


Парламент также намерен рассмотреть и направить свои законодательные инициативы в Государственную Думу. Это изменения в Жилищный кодекс РФ, а также в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции» (в части отнесения пива к алкогольной продукции)».


– Каковы формы общения с избирателями?


– Здесь мы руководствуемся такими принципами, как информационная открытость, полнота и достоверность предоставляемой информации. Впервые на последнем пленарном заседании была осуществлена прямая трансляция в сети Интернет. Кроме того, в зале пленарного заседания оборудованы специальные места для граждан, а в самом здании парламента – специальные помещения, откуда граждане могут наблюдать за ходом пленарного заседания.


На официальном сайте парламента появились разделы, в которых представлена информация об использовании Госсобранием выделяемых бюджетных средств по итогам года, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера народных депутатов республики, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, государственных гражданских служащих аппарата и членов их семей.


В здании нашего парламента оборудованы специальные пункты подключения к сети Интернет для граждан, посещающих Государственное Собрание (Ил Тумэн), у входа в здание установлен сенсорный информационный терминал с информацией о законодательном органе республики.


К началу осенней сессии планируется завершение реконструкции зала заседаний, что позволит проводить видеоконференции. В Ил Тумэне есть своя Общественная приемная, в которой все депутаты осуществляют прием по утвержденному графику. В нее обращаются сотни граждан за помощью и поддержкой. Люди находят не только ответы на свои жизненно важные вопросы, но и получают реальную помощь в решении конкретных проблем. Все чаще стали проводиться выездные заседания, круглые столы. Наша республика – один из немногих в стране регионов, где исполнительная власть уже много лет отчитывается перед населением. Совместные группы руководителей министерств, ведомств, а также депутатов Ил Тумэна объезжают все без исключения улусы, наслеги республики и встречаются с населением. Такая форма прямого общения с народом дает нам прекрасную возможность сверить свои действия и планы с чаяниями жителей нашей республики. На каждом таком мероприятии у населения возникает множество вопросов, наказов, предложений. На следующем отчете правительство докладывает об их исполнении.


Не менее эффективными методами работы с избирателями являются такие формы общения, как прямой телевизионный и радиоэфир, во время которых любой житель республики может задать интересующий вопрос. В формате прямого эфира два раза месяц выходит радиопередача «Парламентский вестник» на Национальной вещательной компании «Саха», раз в месяц – радиопередача «45 минут в пятницу». Кроме этого прямой эфир с участием председателя парламента, председателей комитетов проходит на телеканалах НВК «Саха» и ГТРК «Саха» в рамках передач «Разговор с избирателем» и «Парламентское обозрение».


Еще одна интересная форма общения с избирателями – онлайн-конференции на интернет-сайте парламентской газеты «Ил Тумэн».


– Виталий Николаевич, вы ведете большую общественную работу…


– В прошлом году я был утвержден членом президиума Совета по взаимодействию Совета Федерации ФС РФ с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов (Совета законодателей), избран руководителем комиссии по вопросам региональной политики и по делам национальностей. В нынешнем – членом Президиума Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе, сопредседателем Комиссии Ассамблеи по вопросам законодательного обеспечения образования, культуры, науки и наукоемких технологий. А в конце мая – представителем Госсобрания (Ил Тумэн) в Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья. На заседаниях Совета законодателей представители регионов обсуждают свои законодательные инициативы и предлагают их уже в качестве консолидированных законодательных инициатив. Это законопроекты, касающиеся совершенствования бюджетных взаимоотношений, снижения налоговых ставок, создания сельскохозяйственных потребительских рынков. Ассамблея российских законодателей призвана облегчить работу региональных парламентов по прохождению их инициатив. Работа ассамблеи будет вестись по двум направлениям. Первое- анализ законопроектов, уже внесенных региональными парламентами в Госдуму. Второе – рассмотрение предложений по законотворческой работе от регионов.


– Большое внимание Ил Тумэн уделяет и работе со СМИ.


– Это очень важно, потому что помогает сделать нашу работу максимально прозрачной и открытой. Для освещения деятельности Госсобрания аккредитовано 77 журналистов. Чтобы облегчить работу СМИ, абсолютно все документы, с которыми работают депутаты, открыты на официальном сайте Ил Тумэна. Там же можно, не выходя из редакции, следить за ходом пленарных заседаний – с июня на сайте Ил Тумэна идут прямые видеотрансляции. На сайте размещаются стенограммы пленарных заседаний. Добавьте регулярные пресс-конференции, брифинги. Госсобрание (Ил Тумэн) сотрудничает не только с республиканскими СМИ, но и с федеральными средствами массовой информации. Налажены неплохие связи с «Парламентской газетой», «Российской газетой», информационными агентствами РИА «Новости», Интерфакс, ИТАР-ТАСС, Regions.ru, REGNUM, Федерал-пресс, «Клубом регионов».

Большое внимание уделяется работе с дальневосточными СМИ – информационными агентствами, газетами и журналами. В связи с этим хотелось бы особо отметить «Парламентскую газету на Дальнем Востоке», которая регулярно освещает деятельность якутского парламента, народных депутатов республики, размещая оперативную, достоверную и объективную информацию. Только у меня это пятое интервью «Парламентской газете на Дальнем Востоке». Отрадно, что с этим авторитетным изданием сотрудничают ведущие журналисты Якутии. Считаю, что газета нашла своего читателя, заняла собственную нишу на информационном рынке Дальневосточного федерального округа. Редакция делает очень многое для правового просвещения дальневосточников, является подспорьем в работе законодателей всех регионов ДВФО. Искренне поздравляю весь коллектив редакции и главного редактора Валентину Александровну Братчикову со знаменательной датой! Желаю новых творческих успехов, неиссякаемого оптимизма, счастья и благополучия! Уверен, что наше сотрудничество продолжится. Марина КОЛБАСИНА.      



← Назад в раздел