Гарант энергетической безопасности

Растущий спрос на энергоносители (и в первую очередь на нефть и газ) как в индустриальных, так и в развивающихся странах становится решающим фактором геополитической борьбы. По прогнозам многих экспертов до 2015 года наступит максимум добычи нефти в мире, а затем будет наблюдаться её спад со всеми вытекающими последствиями. В связи с этим перспективным является выбор региона, который можно взять за основу для разработки модели успешного развития региона на ближайшую перспективу.


На наш взгляд, таким экспериментальным центром может стать Северо-Восточная Азия (СВА). Предпосылкой этому является наличие здесь стран различных по промышленному и экономическому развитию, энергетическим и людским ресурсам, политическим системам, ядерному потенциалу, истории, религии.


В мире мало подобных регионов, где все больше обостряются противоречия и достаточно глубоко спрятаны явные признаки этого обострения. Многие понимают, что пройдёт 15 - 20 лет, и если ничего не предпринимать, то ситуация может выйти из-под контроля и привести к последствиям, которые трудно спрогнозировать. Основное противоречие: неравномерность распределения ресурсов, прежде всего - энергетических, без которых невозможно перспективное развитие здешних стран. Фундаментом формирования модели перспективного развития Северо-Восточной Азии может послужить разработка Концепции сотрудничества стран СВА в нефтегазовой сфере на 2010 - 2030 годы.


Как известно, нефтегазовая сфера продолжает определять развитие государств региона Северо-Восточной Азии. Она в ближайшие годы будет только усиливаться. Ускоренное развитие здесь экономики уже вызывает рост спроса на энергоресурсы в таких странах, как Китай, Япония, Республика Корея, их зависимость от импорта нефти составляет 50, 99 и 97% соответственно.


Значительная доля импортных энергоресурсов этих стран ориентирована в основном на Ближний Восток, Австралию. Россия же - вторая крупнейшая в мире нефтедобывающая и крупнейшая газодобывающая страна (около 13% мировой добычи нефти и около 21% газа) – экспортирует в страны СВА не очень много – 3% от всего своего экспорта.


Что длительно сдерживало приток сюда российских энергоресурсов? Прежде всего – слабость транспортных магистралей: только железная дорога связывает Дальний Восток с нефтедобывающими регионами Сибири. Затем – отсутствие нефтеналивных терминалов на тихоокеанском побережье России. Ориентированность производителей нефти и газа на традиционные схемы поставок в Европу, не требующих существенных затрат на транспортировку и обустройство новых месторождений. Недостаточная изученность запасов месторождений нефти и газа, нестабильность рынка сбыта: северо-восточные территории Китая ориентировались на значительные запасы собственного угля, Японию сдерживают проблема северных территорий и заключенные долгосрочные контракты на поставку энергоносителей с другими странами, Корею – наличие стабильных долгосрочных поставщиков энергоресурсов.


Предлагаем рассмотреть основы Концепции сотрудничества стран СВА в нефтегазовой сфере на ближайшую перспективу.


Цели, задачи и приоритеты Концепции


Главная ее цель – обоснование создания единого подхода к нефтегазовой сфере стран СВА, способного не только обеспечить регион углеводородным сырьём, нефтепродуктами, продуктами газонефтехимии, но и создать условия для стабильного устойчивого развития стран СВА.


Для достижения этого с учетом реализации основных положений стратегий развития России, КНР, Республики Корея, Японии на перспективу необходимо до 2030 года обеспечить решение следующих двух задач: дать прогнозные оценки уровню добычи нефти и газа в странах СВА в средне- и долгосрочной перспективе с учетом предполагаемой нефтегазоразведки и оценить перспективы внутреннего потребления нефти, нефтепродуктов и газа в странах СВА на основе расчетов оптимального топливно-энергетического баланса региона с учетом его рациональной структуры.


Необходимо провести обоснование создания в странах СВА единой производственно-транспортной инфраструктуры для разведки, добычи и переработки углеводородов в целях обеспечения региона сырьем и нефтепродуктами; создания транспортных коридоров для передачи по магистральным нефтегазопроводам углеводородного сырья на переработку и использование; создания условий для привлечения иностранных инвестиций с целью реализации единого подхода к нефтегазовой сфере стран СВА; создания международного консорциума по планированию, организации и реализации основных проектов в нефтегазовой сфере стран СВА.


На наш взгляд, есть вполне благоприятные предпосылки для создания единого подхода к нефтегазовой сфере стран СВА:


– наличие значительной сырьевой базы нефти и газа в регионе,


– большие потребности в нефтепродуктах и газе и их стабильный рост,


– необходимость совершенствования и оптимизации регионального топливно-энергетического баланса стран.


Уникальное географическое положение региона создает широкие возможности экспорта как нефти и газа, так и продуктов их переработки.


Что же мешает энергетическому единению?


1. Отсутствие комплексного соглашения о сотрудничестве в нефтегазовой сфере стран СВА.


Принятые ранее соглашения не содержат системного подхода для обоснования развития сотрудничества в нефтегазовой сфере, в частности, это в большей степени соглашения о намерении или реализации только локальных проектов. Всё это в совокупности делает крайне неопределенными сроки и этапы формирования единого подхода к нефтегазовой сфере стран СВА.


2. Отсутствие согласованной политики государств СВА, попытки проводить независимую политику в нефтегазовой сфере без учета интересов других государств.


Эффективное развитие в нефтегазовой сфере невозможно без согласованной политики стран СВА, так как страны находятся в неравных условиях по наличию ресурсов, кадровому и технологическому потенциалу, уровню экономического развития и др. Только совместное участие стран в нефтегазоразведке, обустройстве месторождений, добыче углеводородов, их транспортировке, переработке позволит решить задачу создания единого нефтегазового комплекса, устойчиво функционирующего и способного решать геополитические задачи долгосрочного сохранения существующей расстановки сил в СВА.


3. Отсутствие сформировавшейся политики государств в отношении недропользования разведанных нефтяных и газовых месторождений, право геологического изучения и разработки крупных месторождений, предполагаемых потенциальных отечественных и иностранных партнеров. Это связано с тем, что в последние годы Россия столкнулась с негативными действиями компаний, в недропользование которых были переданы уникальные месторождения углеводородов, на разведку и обустройства которых в свое время были затрачены огромные государственные финансовые вложения, но эффективность их отдачи в настоящее время в целом недостаточна.


Как известно, первым шагом в направлении реализации выгодного сотрудничества может являться строительство крупнейших нефтегазопроводов на Дальнем Востоке России. Так, при сооружении крупного нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» совмещаются значительные экономические и геополитические интересы России в целом и стран СВА. Начало строительства газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток, а затем - Якутия - Хабаровск имеет важнейшее значение как для развития региона, так и для перспективного обеспечения природным газом стран СВА


Сырьевая база и состояние нефтеразведки


На Дальнем Востоке и в Республике Саха (Якутия) сосредоточено 55 месторождений нефти с извлекаемыми запасами около 200 млн тонн категорий АВС1 и 160 млн тонн категории С2. Согласно предварительной оценке, выполненной академическими институтами России, на территории и акватории Дальнего Востока разведанные запасы нефти составляют около 410 млн тонн, в том числе на шельфе Охотского моря около 165 млн тонн. Предварительно оцененные запасы нефти соответственно составляют около 250 млн тонн, в том числе на шельфе - 150 млн тонн. Нефть рассматриваемых регионов отличается высоким качеством, превосходящим по основным параметрам даже российский экспортный стандарт. В основном это легкие и низкосернистые сорта. Большая часть доказанных запасов нефти Дальнего Востока имеет плотность менее 0,87 г/см3, при этом около 80% – содержание серы менее 0,5%.


Разведанные запасы природного газа составляют на Дальнем Востоке около 2000 млрд м3, в том числе на шельфе Охотского моря около 730 млрд м3, предварительно оцененные запасы равны более 1300 млрд м3, в том числе на шельфе Охотского моря более 250 млрд м3.


Разведанные запасы нефти и газа в пределах Якутии и Дальнего Востока могут обеспечить создание нового центра добычи углеводородного сырья, позволяющего полностью удовлетворить потребности Дальневосточного федерального округа в нефти и газе. Обеспечить совместно с Восточной Сибирью возможность экспорта нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (в первую очередь – в Корею, Китай, Японию и США). Увеличение экспорта углеводородов на соответствующие рынки в значительной степени будет зависеть от доразведки месторождений нефти и газа в регионе.


При анализе возможных экспортных запасов нефти и газа для стран СВА следует учитывать и запасы Западной Сибири и шельфа северных морей. Уже сегодня в связи с глобальным потеплением рассматривается возможность транспорта нефти и газа по Северному морскому пути при условии разведки и обустройства месторождений шельфа северных морей и строительства заводов по сжижению газа.


Для успешного участия России в реализации Концепции сотрудничества в нефтегазовой сфере в СВА необходимо учитывать, что Россия видит свое присутствие на тихоокеанском побережье как равноправного стратегического партнера, способного оказывать влияние на развитие всех событий, происходящих в регионе. Более того, обладая большими ресурсами, в том числе нефтегазовыми, Россия готова стать гарантом энергетической безопасности в регионе при условии учета её интересов.


Александр Гульков, директор Института нефти и газа, профессор, доктор технических наук.

г. Владивосток      



← Назад в раздел