Представлять и отстаивать интересы людей

– Листаю книгу «История приморского парламентаризма», выпущенную к юбилею законодательной власти края, – столько в ней описано замечательных дел, что в газете невозможно их даже перечислить. Но расскажите, Виктор Васильевич, хотя бы о некоторых итогах деятельности депутатского корпуса, скажем, четвертого созыва.


– Приоритетным направлением с самого начала работы законодателей явилась разработка программ социально-экономического развития края. Именно в такомприоритетном ключе обсуждались и состоялось принятие краевого бюджета на 2007 год, разработка новой редакции Устава Приморского края и блока законов о муниципальной службе. Для обеспечения законодательной базы местного самоуправления депутаты упорно вели работу над законопроектами о разграничении имущества между муниципальными районами и городскими округами и поселениями, входящими в их состав.


И в течение первых двух лет работы депутатского корпуса четвертого созыва был принят ряд новых краевых целевых программ, внесены изменения в уже действующие. Немало дискутируя, депутаты приняли такие программы, как «О развитии сельскохозяйственного производства в Приморском крае», «Здоровое поколение», «Развитие физической культуры и спорта в Приморском крае», «Охрана объектов животного мира Приморского края».


Большое внимание они уделяли подготовке законодательной базы, необходимой для реализации на территории Приморья крупных инфраструктурных проектов: строительства нефтегазового комплекса и проведения форума АТЭС. Депутаты утвердили краевую целевую программу «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» и внесли существенные изменения в программу «Дороги края». Развитию и укреплению экономики края призваны способствовать и разработанные приморскими законодателями законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» и «О научной, научно-технической деятельности и научно-технической политике».


А в дальнейшем – в 2009 году – немаловажным направлением деятельности Законодательного Собрания явилось принятие мер по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса. Среди рациональных мер были и создание специальной комиссии из числа депутатов, и сокращение собственных расходов, и многократная корректировка бюджета с целью оптимизации расходов и перераспределения средств. Отрадно, что в Приморье удалось не только удержать на высоте экономические показатели, но и определить цели дальнейшей работы. Все это закреплено в утвержденной Законодательным Собранием Стратегии развития Приморского края до 2025года.


– Видимо, депутаты работали слаженно?


– Так случилось на выборах, что из 40 человек депутатского корпуса 30 оказались либо членами партии «Единая Россия», либо ее сторонниками. Потому у нас сформировалась фракция единомышленников, обеспечивающая необходимое большинство голосов при обсуждении тех или иных важных проблем и законов. Говорится это вовсе не для демонстрации «мощи» ведущей партии, а к тому, что партийный Устав в некоторой степени дисциплинирует «единороссов» на решение основополагающих проблем, на реализацию депутатских инициатив, на согласование их с планами административных органов, а не на определенный самодепутатский «пиар», которого, кстати, теперь стало гораздо меньше.


Полагаю, наша дальнейшая политика верна в том смысле, что большинство депутатов Законодательного Собрания настойчиво хотят и дальше в полном объеме разворачивать социальные программы, но с тем условием, что надо постоянно думать и просчитывать, как пополнять доходную часть краевого бюджета. Она у нас постоянно растет, но надо, чтобы рост шел за счет повышения производительности труда, ввода новых объектов промышленного производства.


Здесь пока результатами похвастаться не можем, они далеко не показательные. Поэтому, когда нам предлагают начать те или иные социальные программы и на них попросить новые деньги у правительства, то тут надо остепениться: оно и так оказалось щедрым: выделило на ближайшие несколько лет почти 550 млрд рублей на развитие Приморского края – по разным аспектам, по разным направлениям деятельности. Не всякая территория такими преференциями может гордиться. Поэтому я считаю, что быть чрезмерными просителями – не совсем корректно. Вот быть эффективными распорядителями данных финансов, энергичными исполнителями утвержденных программ – наша задача. На этом участке у приморских законодателей работает контрольно-счетная палата, которая со своей стороны привлекает внимание губернатора, администрации, департаменты к возникающим проблемам.


– Особая ответственность, Виктор Васильевич, Законодательного Собрания лежит в плане четкого взаимодействия с администрацией края в сфере подготовки к саммиту АТЭС. В чем это конкретно проявляется? Ибо отработанный у вас механизм «Законодательное Собрание – администрация Приморья» является примером взаимоотношений для других регионов Дальнего Востока…


– 2009-й стал для Приморья годом начала реализации самых смелых и масштабных проектов. Проведение в 2012 году саммита АТЭС «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» является значимым событием дляВладивостока, способным преобразовать его в крупный индустриальный, научный, деловой и туристический центр Дальневосточного региона. Создание законодательной базы, направленной на реализацию мероприятий по обеспечению проведения саммита АТЭС, – одна из актуальных задач Законодательного Собрания.


Представители администрации края регулярно отчитываются депутатам Законодательного Собрания об исполнении закона Приморского края «О краевой целевой программе «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе на 2008-2011 годы».


Колоссальные деньги, выделяемые на строительство региональной инфраструктуры, требуют эффективного расходования. По мнению краевых депутатов, вопросы эффективности и своевременности использования бюджетных средств находятся во главе угла. Важно, чтобы деньги не только дошли по адресу, но и были максимально разумно и результативно использованы


О том, какие средства направляются на модернизацию края, депутатов информирует вице-губернатор Приморского края Владимир Балан. В его докладе в мае текущего года прозвучала следующая информация: всего запланировано 65 мероприятий, 48 из них – объекты строительства. Общий объем средств, который планируется затратить на различные проекты, – 553 млрд рублей. Среди них масштабный объект – газопровод «Сахалин - Хабаровск - Владивосток», его стоимость – 248 млрд рублей внебюджетных средств. На объекты собственно АТЭС – около 230 млрд рублей.


Средства, привлеченные к строительству объектов форума, работают на весь край, более того – на Дальний Восток. Причем деньги на АТЭС, вложенные в инфраструктуру Владивостока, составляют лишь малую часть общих вложений в Приморье. Остальные средства будут вложены в строительство нефте- и газопроводов, заводов по переработке нефти и сжижению газа, обеспечат газификацию районов края, их транспортную инфраструктуру, модернизацию энергетики, реконструкцию муниципальных ТЭЦ, создание судостроительных верфей. Будут созданы сотни рабочих мест в Находке, Уссурийске, Партизанске.


– Система самоуправления на местах, о которой вы говорили, несмотря на болезненные ломки, приходит к определенному совершенствованию.


– Государственная власть заканчивается субъектом. Дальше идет все то, что называется уровнем муниципальной власти – действующим ныне законом они разделены, это разные уровни власти. И они чисто формально, как записано в законе, независимы. Но это хорошее заявление обеспечивает независимость до той степени, пока дело не доходит до денег. Как только оно касается финансов, то выясняется, что все это не так просто. Например, 131-й Закон, который активно работает на территории Приморского края,выявил целый ряд проблем финансовой необеспеченности полномочий, которые записаны в законе. Второй неразрешенной проблемой остается отсутствие профессионализма у людей, которым доверена власть на местах, отсутствие четкого разделения в полномочиях между разными уровнями власти – все это закон до конца не отработал. В свое время мы вносили целый ряд предложений, но нам сказали: не спешите – нужно набраться опыта. Потому что Приморский край в числе нескольких территорий в качестве испытательного полигона стартовал по 131-му Закону несколько лет назад. А большинство краев и областей страны работают только год – с 2009-го.


В Приморском крае принят целый блок законов, направленных на эффективную работу системы самоуправления на местах. Это законы, регламентирующие разграничение муниципального имущества, наделение отдельными государственными полномочиями, а также о статусе и социальных гарантиях депутатов, лиц, замещающих муниципальные должности, о местном референдуме.


Как подчеркивалось в ходе недавнего круглого стола, проведенного в июне этого года на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, развитие местного самоуправления является одной из приоритетных задач, поскольку именно оно должно предоставлять гражданам возможность самостоятельно решать локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху. И хотя до настоящего времени местное самоуправление находится в состоянии становления, муниципальная реформа – уже свершившийся факт. В результате реформирования органы местного самоуправления начали работать на самом близком к населению уровне – в масштабах сельских и городских поселений, они приняли на себя ключевые функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах. И все же на фоне обширного перечня предметов ведения местного самоуправления находящаяся в его распоряжении доходная база выглядит недостаточной. На сегодняшний день 17 городских и 98 сельских поселений заключили соглашения и передали часть своих полномочий по исполнению вопросов местного значения муниципальным районам. Только около 30 поселений, входящих в состав муниципальных районов края, выполняют свои полномочия самостоятельно и в полном объеме.


– Какие, на ваш взгляд, законодательные меры необходимо разработать, чтобы они исполнились в полной мере – и в производственно-экономической сфере, и в отработке социальных программ: жилищного обеспечения, трудоустройства, развития малого бизнеса, социального благополучия пенсионеров и перспектив для молодого поколения?


– В планах краевого парламента на 2010 год – поддержка сельского хозяйства, модернизация лесной промышленности. У нас зафиксировано невыполнение показателей по лесной отрасли. Одна из причин - это изменение таможенных режимов и требований, которые предъявляют к лесникам. Но, тем не менее, вопрос становления уровня обработки лесной продукции по-прежнему актуален. Еще один вопрос, который беспокоит депутатов по механизму управления, – это ремонт жилья. В крае реализуется программа по капитальному ремонту многоквартирных домов. Но не везде этот процесс идет качественно и эффективно. Мы работаем с Фондом реформирования ЖКХ. Сейчас, чтобы обратиться к правительству с очередной просьбой о выделении целевого транша, мы должны отчитаться о расходовании выделенных средств за прошлый год. Но по ряду объектов в столице Приморского края есть вопросы. Программа по капитальному ремонту решает сразу несколько проблем. С одной стороны, улучшается качество жизни людей. Ведь многие дома не ремонтировались долгие годы. С другой – для реализации этой программы привлечено большое количество представителей малого бизнеса, для того, чтобы они могли принять участие в освоении денег.


Один из очень важных вопросов - это проблема высшей школы. Речь идет и о создании Федерального университета, и о том, что в ближайшие два - три года ожидается снижение числа выпускников средних школ. Возникает вопрос: как функционировать высшим учебным заведениям? У нас не хватает абитуриентов, отсюда, по всей видимости, возникает вопрос возможного укрупнения вузов. И особый вопрос, конечно, о месте и роли Федерального университета в общей схеме высшей школы Российской Федерации.


Актуальной для Приморья остается проблема подготовки трудовых ресурсов. Предприятия, которые сейчас начали восстанавливать свой потенциал, например «Прогресс» в Арсеньеве, «Звезда» в Большом Камне, предприятия Находки, потребуют профессиональных трудовых ресурсов. Поэтому ведется работа по укреплению законодательной и материальной базы, связанной с подготовкой трудовых ресурсов. Будем находить точки соприкосновения с Министерством образования Российской Федерации. Минобразования уже передало краю три профтехучилища. Депутатам предстоит искать деньги на их финансирование в бюджете края.


Вопросы задавал Николай БРАТЧИКОВ.

 



← Назад в раздел