Кому осваивать Дальний Восток?

 

Ни прежние программы социально-экономического развития российского Дальнего Востока, ни ныне разрабатываемые Министерством экономического развития не предполагали для экономического развития региона такого метода прорыва как использование иностранной рабочей силы стран АТР.

Демографические и миграционные проблемы территорий Востока России обсуждаются преимущественно с позиций сокращающегося местного населения или усиливающегося потока (незаконных) мигрантов из приграничных стран.

А вот каковы потенциальные возможности ускоренной капитализации этой территории за счет активного привлечения рабочей силы из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, и каков тот первичный набор инструментов и параметров институциональной среды, с помощью которых может быть обеспечено это решение?

То, что уменьшающееся население Дальнего Востока освоить громадную  территорию не сможет, не требует особых доказательств. Однако это пространство и  не сможет долгое время оставаться незаполненным. Значит, надо решить: для нас самих – живущих на этой территории и обладающих ею по праву – насколько эта часть страны, сопоставимая по масштабам с территориями США или Китая, – представляет собой жизненную ценность? Способны ли мы в режиме увеличивающихся затрат удерживать необъятные земли за счет ресурсов других территорий? Сможем ли эффективно осваивать богатейший регион с выгодой для себя, привлекательный для российского капитала и населения, для инвестиций и жителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона?

Территория российского Дальнего Востока остается малодоступной и малоосвоенной. В обозримой перспективе рассчитывать на активизацию здесь хозяйственной деятельности не приходится. На смену применявшихся инструментов и методов освоения прежних лет (ГУЛАГ, комсомольские призывы, оргнаборы и т.п.), ничего принципиально нового и ориентированного на результат не предложено. Относительно слабый поток мигрантов из бывших республик СССР и соседних провинций Китая незначителен и ориентирован на решение иных задач, не имеющих отношения к решению глобальных проблем освоения Дальнего Востока.

Если в реальных планах федерального центра не просматривается активное экономическое развитие восточных районов страны, то полагать, что тенденции последнего времени в развитии здесь социально-демографических и миграционных процессов  что-то ощутимо изменят, нет никаких оснований.  Численность населения еще более уменьшится, хотим мы того или нет, возрастет удельный вес лиц старших возрастов, сократится рождаемость и увеличится смертность. Миграционный прирост будет оказывать все меньшее влияние на структуру населения и его общее количество.

Политические решения последних лет на федеральном уровне  лишь внушают определенный оптимизм и порождают потребность поиска нестандартных источников для ускорения процесса освоения Дальнего Востока. Опыт прошлых лет и сохраняющееся по инерции представление о  привлечении  сюда дополнительной рабочей силы, ориентируют и практические решения, и обсуждение проблем в научных кругах в направлении стимулирования рождаемости, привлечения мигрантов из европейской части страны или русскоязычного населения стран СНГ.

Однако сколько-нибудь серьезного обсуждения возможностей привлечения рабочей силы из стран северо-восточной и юго-восточной Азии до последнего времени так и не было. Вместе с тем, анализ миграционных потоков в этой части планеты: трудовые мигранты, сезонные рабочие, студенты и потоки другого качества, показывают, что это мощный стимул, как в привлечении дополнительных инвестиций, так и серьезный импульс экономического развития. Так что у российского Дальнего Востока  есть хороший шанс при налаживании соответствующей инфраструктуры мобильности рабочей силы заполучить новый источник живого труда. Он позволит существенно повысить уровень капитализации богатейшей территории в относительно короткие сроки, улучшить инвестиционную привлекательность региона и существенно активизировать здесь экономическую деятельность.

Российский опыт привлечения иностранной рабочей силы незначителен. У нас не создана соответствующая инфраструктура управления мобильностью. Отсюда - совокупность проблем, в том числе и криминального характера. Решение  миграционных ситуаций  находится исключительно в сфере компетенции Министерства внутренних дел, система управления которых абсолютно не призвана к формированию качественного состава и целевой ориентации потоков, идущих извне. И, тем не менее, нельзя упустить шанс ближайших 10 лет - потом наверстать упущенное будет крайне сложно.  Коль  скоро стратегической целью экономического развития России является широкомасштабный выход на рынки АТР, когда российский бизнес принимает на себя значительную часть рисков по инфраструктурному обустройству, важно оценить соотношение реальных усилий и масштаб затрат, обеспечивающих конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность нашей территории.

Даже на локальных участках дальневосточного пространства с наибольшей плотностью инфраструктуры мы проигрываем ближайшим соседям. Достаточно сравнить плотность железнодорожных и автомобильных магистралей, количество аэропортов, средств коммуникации, жилья, объектов социальной инфраструктуры, например,  побережья трех стран вдоль Японского моря (российские субъекты – Приморский и  Хабаровский края, Сахалинская область и западное побережье Японии,  восточное побережье Республики Корея). Мы  уступаем по этим показателям,  и преодолеть этот разрыв усилиями только бизнеса невозможно. Необходима долгосрочная программа привлечения государственных инвестиций, плюс решение вопроса о привлечении рабочей силы в масштабах, адекватных этим инвестициям. При этом соотношение между квалифицированным трудом и не требующим высокой квалификации труда таково, что задача может быть решена через обращение на близлежащие рынки труда стран АТР.

Задачи федерального и регионального уровней, обеспечивающие привлечения дополнительной рабочей силы:

Источником ускоренного освоения территории Востока России может рассматриваться широкомасштабное привлечение иностранной рабочей силы, и потенциальным рынком труда для ее решения могут выступать страны АТР. Но в России отсутствует опыт вовлечения в сферу хозяйственного освоения территорий в больших количествах иностранных рабочих. С другой стороны, – свободные кадры  поставляются в Европу, в страны североамериканского континента, в Австралию, где десятилетиями складывался опыт вовлечения иностранной рабочей силы, с соответствующей инфраструктурой управления мобильностью и правовой базой.

Решения наших миграционных проблем требует более совершенной законодательной базы, создания рыночной инфраструктуры управления мобильностью рабочей силы, и формирование самого рынка труда.

Пока российская законодательная система регулирования миграционных процессов ориентирована на ужесточение контроля за стихийно въезжающими на территорию России потоками мигрантов. Такой подход практически не влияет на снижение уровня незаконной миграции, и не содержит в себе функции селективного отбора иностранных специалистов под региональные задачи.

Несовершенная законодательная база, запутанная система исполнения законов, включающая многочисленные подзаконные акты, дублирование функций, многоходовые согласовательные инстанции – все это создает питательную среду для коррупции, а большинство мигрантов против своей воли становятся вне закона.  Это снижает привлекательность региона для квалифицированных специалистов и не является сдерживающим фактором для потока неквалифицированных мигрантов, иностранных граждан с низким уровнем образования, которые любой ценой и любыми методами, включая и криминальные, пытаются решать свои проблемы.

Собственно, фиксируются стихийные процессы трудовой миграции, потоки, которые формируются за пределами региона или страны. Целевые установки мигрантов не обязательно совпадают, а часто противоречат интересам данной территории. Инициатива, а значит, финансовые и прочие ресурсы, обеспечивающие приток мигрантов, находятся вне компетенции региона, а поэтому и силовые воздействия, и законодательные акты, направлены на преодоление, переориентацию этих целевых установок, подавление инициатив, исходящих извне.

На ситуацию можно повлиять только в том случае, если миграционный поток мы начнем формировать по другую сторону государственной границы. Наиболее эффективно такой механизм используют американцы, организуя по всему миру, в том числе и в России, обучающие центры, в которых происходит тщательный отбор наиболее подготовленных слушателей, с последующим приглашением их в США. Так решается задача привлечения в страну перспективной талантливой молодежи. Иного качества рабочей силы требует  ускоренное инфраструктурное обустройство территории Востока России. Формирование потока мигрантов, который бы стал частью региональной программы повышения уровня капитализации территории за счет строительства железнодорожных и автомобильных магистралей, возведения жилья и социально-инфраструктурных объектов – вот тот критерий, который должен лежать в основе отбора, обучения и переподготовки требуемых кадров.

Современная ситуация в регионах страны характеризуется тем, что Федеральная миграционная служба формально согласует квоты на привлекаемую иностранную рабочую силу через систему заявок от предпринимателей и местного бизнеса, аккумулируемых в субъектах Федерации, и переправляемых наверх. Механизм взаимодействия субъекта Федерации с федеральным центром работает, и не порождает сколько-нибудь существенных проблем. Основной его недостаток в том, что между формированием заявки и моментом ее реализации проходит много времени: ситуация меняется, требуются уже другие специалисты, тогда как удовлетворяется заявка на рабочую силу прошедшей конъюнктуры.  

На уровне частных проблем бизнеса данный механизм, при его низкой эффективности, тем не менее, срабатывает. Но для масштабных задач, например, инфраструктурного обустройства территории региона, когда требуется вовлечение наряду с частными  и государственных инвестиций, и соответствующего количества живого труда, – а именно такого класса задача стоит перед территориями Востока России – применяемого механизма регулирования миграционных потоков оказывается недостаточно.

В этой ситуации, пожалуй, механизм частно-государственного партнерства может оказаться наиболее эффективным. На уровне государства определяются долгосрочные цели, под реализацию которых обеспечиваются федеральные гарантии, а бизнес берет на себя функцию обустройства, отбора и предложения на рынке труда рабочей силы определенного качества и с гарантией поставки требуемого количества в установленные сроки.

В обеспечении эффективного функционирования такого механизма управления процессами трудовой миграции предлагается, наряду с государственными органами, задействовать систему неправительственных, некоммерческих и общественных организаций. Их главной задачей является обеспечение ответственности и прав трудящихся мигрантов в сопряжении с экономическими интересами  органов местного самоуправления и российских работодателей с государственными службами, регулирующими миграционные процессы.

Практические меры:

создание системы негосударственной поддержки мигрантов, целевого оказания им гуманитарной, социальной и юридической помощи, а также предотвращение злоупотреблений и противоправных действий в области оказания помощи и услуг трудящимся-мигрантам .

формирование рекрутинговой системы по привлечению иностранных специалистов требуемой квалификации из-за рубежа, когда подбор работников за рубежом будет проводиться по заявкам российских юридических и физических лиц с учетом требований, предъявляемых работодателями с соответствующей их подготовкой  к работе в российских условиях, а, следовательно, и  повышение эффективности использования их в экономике страны.

Для построения механизма регулирования миграции предлагается:

1. Создать Международную биржу труда, что является первым шагом в налаживании эффективного миграционного регулирования, причем, не только за счет средств федерального бюджета, но и привлечения частного российского капитала.

2. Упростить процедуру регистрации и легализации трудовой деятельности мигрантов, как важное направление усовершенствования законодательства о трудовой миграции. Сложность процесса регистрации - основная причина роста числа незарегистрированных мигрантов и, как следствие, потери контроля над массовыми перемещениями и снижение управляемости процессами миграции.

3. Процедуру регистрации из разрешительной сделать уведомительной. За МВД РФ сохраняются учетные и контрольные функции, как держателя банка данных об иностранных гражданах на территории РФ, в соответствии с Законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

4. Инфраструктуру обеспечения процесса регистрации развернуть как сеть пунктов (терминалов), создаваемых с привлечением российского частного капитала (на базе миграционных трудовых бирж), которые были бы: повсеместными, общедоступными, унифицированными, работающими по единому стандарту.

5. Упростить процедуру продления временного пребывания мигрантов в РФ.

Легализация мигранта должна также централизованно проводиться в пунктах, создаваемых на базе миграционных трудовых бирж. Работодатель по соглашению с биржей получает готовую «очищенную» рабочую силу. Проводимый в настоящее время эксперимент по легализации граждан СНГ непосредственно на рабочем месте не должен стать нормой, так как во многом не увязывается с интересами безопасности страны и потребностями рынка труда в рабочей силе.

Хорошим средством предотвращения использования работодателями труда мигрантов-нелегалов стало повышение ответственности в первую очередь работодателя, предусмотренное административным законодательством, когда, например, за каждый выявленный случай налагается штраф, многократно превышающий официальную стоимость легализации мигранта на территории РФ.

6. Предлагается обязательное страхование мигранта на случай административного выдворения. Каждый въезжающий на территорию РФ трудовой мигрант обязан застраховать расходы по его административному выдворению. Таким образом, в случае совершения им правонарушения, влекущего административное выдворение, все издержки покрывает страховая компания.

На уровне региональных структур целесообразно разработать меры, связанные с обустройством вынужденных мигрантов, включив эти меры в региональные программы социально-экономического развития.

г. Владивосток



← Назад в раздел