Вслед за прилетом кукушки

«Новогодние куранты» для эвенков


«Когда впервые слышали раскаты грома, ветки ерника в правую руку брали, трижды обходили жилище по движению солнца и произносили следующее:


Арче, Арче!


Мы есть эвенки,


Мы арбагасы имеем,


Чтоб хорошо жили,


Чтоб не голодали.


Хорошим годом приходи.


Плохим годом не приходи…»


Так записан обряд благословления Нового года эвенками в приглашении на национальный праздник-фестиваль «Бакалдын», прошедший недавно в эвенкийской школе интернате села Первомайское Тындинского района.


Торжество, уходящее корнями в седую древность, всегда вызывало живой интерес всего коренного населения приамурского Севера. На Новый год, начинавшийся у эвенков, когда начинала куковать кукушка, собирались в обусловленном заранее месте кочевые роды. Охотники и оленеводы состязались в ловкости и, как сейчас принято говорить, в профессиональном мастерстве. Их жены и дочери выясняли, кто лучше споет песню, обустроит семейный очаг, создаст уют в чуме. Более подходящей возможности, особенно для невест на выданье и женихов, показать, насколько ты готов к будущей семейной жизни, не придумать. Завязывались знакомства, появлялись новые семьи. При этом очень строго соблюдались обычаи, проводились обряды.


В Амурской области «Бакалдын» впервые был проведен, а вернее сказать, возрожден в 2002 году в селе Усть-Нюкжа Тындинского района, впервые за последние восемьдесят с лишним лет. Дело в том, что из-за насыщенности старинными традициями, во времена воинствующего атеизма, он попал под запрет. Не будем швырять камни в наше не столь далекое прошлое, отметим этот факт из истории, как данность. Суть в другом: праздник вернулся из временного небытия и каждый год радует сердца людей самых различных возрастов.


В последнее время к нему приобщаются и школьники. Для них он – прекрасная возможность вспомнить, а для учащихся младших классов – вообще открыть для себя богатейшее культурное наследие своих далеких предков.


Возле школы все было готово, чтобы соблюсти весь предусмотренный праздником ритуал. Перед бикитом – пришкольным парком, где и развернулось торжество – обязательное улгани – очищение дымом тлеющих веток лиственницы, можжевельника и болотного багульника. По поверьям, после этой процедуры все прегрешения и дурные помыслы человек оставляет позади.


Здесь же учитель эвенкийского языка Галина Иннокентьевна Макарова, вместе со своими питомцами проводит имты – обряд кормления Огня. И поясняет, что Огонь кормят по всевозможным случаям и почти ежедневно, потому что всю свою жизнь эвенки зависят от Огня. Обряд имты имеет очень широкий диапазон. Онвсеобъемлющ и охватывает все сферы жизни человека. По представлениям эвенков, Огонь – это посредник между людьми и высшим существом Буха и духами рангом пониже.


Все можно просить у Огня: зверя – значит сытую жизнь; благополучия для семьи – значит родители и дети будут здоровы, ибо ты поручаешь Огню заботу о них; счастья – он убережет тебя и твоих родных от несчаст-ных случаев.


Подвергнувшись обкуриванию, заходим в бикит. Место праздника по периметру обтянуто бечевой, на которой развешаны уики – продолговатые полоски разноцветной ткани. Нам объясняют, что, несмотря на улгани, у духов может появиться искушение ввергнуть кого-то из присутствующих в грех. Чтобы такого не случилось, уики должны отгонять прочь нечистую силу.


На нынешний, шестой по счету, школьный «Бакалдын» прибыло много гостей – представителей властных структур, шефствующих организаций, журналистов. Им и показали ребятишки знание обычаев, эвенкийского языка, национальной литературы, традиционные костюмы.


Много лет при школе работает фольклорно-хореографический ансамбль «Хеглэн», что в переводе с эвенкийского означает «Млечный путь». Участники его подготовительной группы выступили с танцевальной композициями «Наш край родной», «Пляски птиц и зверей». Затем в исполнении школьников прозвучали песни «Я лечу по тундре на оленях», «Мой отец – оленевод», «Друг ты мой, олень», стихи на эвенкийском языке.


– Меня восхищает, – делится впечатлениями научный сотрудник музея истории БАМа Ольга Анищенко, – что русские дети с удовольствием танцуют, поют песни и читают стихи на эвенкийском. Очень впечатляет фольклорная имитация обрядов.


Обряды (а их представляли команды всех классов) дети воспроизводили в высшей степени добросовестно. С интересом смотрелись «Кормление реки», «Рождение ребенка». А «Нимат» – обычай дарить подарки – вообще целая церемония, при исполнении которой школьники соблюли буквально каждую тонкость.


Прекрасно выступили команды «Гилючер» («Живущие вдоль реки Гилюй»), «Миварты» («Наши сердца»), «Дунэ орартын» («Оленья земля»), «Агидун авуды» («Земля эвенков»).


Работа на развитие


Неподалеку от концертной площадки экспонировалась выставка декоративно-прикладного искусства учащихся Первомайской школы. У стенда стояла пятиклассница Ира Акентьева. Она с гордостью показывала подругам выставленную там вышитую бисером манишку, которую она сделала своими руками. Работа интересная, выполнена изящно и с фантазией.


Ира, как и другие учащиеся, занимается в школьном УПТК. В учебно-производственном технологическом комплексе представлен весь комплекс национально-прикладного искусства и народных промыслов. Там есть цехи сувениров, художественной резьбы по дереву и кости, шитья национальных изделий, изготовления изделий из кожи и меха, моделирования национальной одежды для ансамбля «Хеглэн», токарный и заготовительный. Действуют кабинеты охотоведения и оленеводства, национальной кухни.


Приобретенные в УПТК навыки для многих выпускников школы определяют выбор на будущее. К примеру, Олег Соломонов и Эдуард Жуманиязов стали профессиональными оленеводами. Этой же работой занимаются в родовых общинах Александр Яковлев, Евгений Макаров, Сергей Сологон.


Семеро питомцев Первомайской школы обучаются сейчас в ДальГАУ, осваивают экономику природных ресурсов, лесного хозяйства. В политехническом техникуме приобретает профессию геолога Максим Мубаракшин. А Наташа Соловьева продолжает образование на отделении изобразительного творчества в Благовещенском педучилище. Игорь Шабарковский – мастер спорта по рукопашной борьбе, служит в десантных войсках. Срочную службу в Российской армии проходит и мастер спорта по боксу Владимир Мечтанов. 15 выпускников прошлых лет работают педагогами в школе-интернате.


Можно твердо сказать: система общего и дополнительного обучения, приобщения детей к традиционным корням эвенков – грани реализации социальной политики по отношению к малочисленным народам Севера Приамурья.


«Нет малых народов. Есть народы, которыми нужно дорожить»


Безвременно ушедший из жизни классик эвенкийской литературы, поэт и прозаик, лауреат Государственной премии России Алитет Немтушкин приехал на первый «Бакалдын» из Красноярка. На заседании «круглого стола» «Права эвенков: иллюзии или реальность», действовавшего в рамках праздника, он говорил:


– У эвенка и оленя – общая душа. Трагедия народа в том, что, не научившись строить дома, мы сожгли свои чумы. Чтобы сохранить народ, не нужно давать нам деньги – мы их все равно пропьем. Верните возможность эвенку заниматься тем, что он делал испокон веков – разводить оленей, ловить рыбу, бить зверя в тайге. Тем самым вы сделаете аборигену самый дорогой подарок.


Тогда на дворе, повторюсь, на дворе был 2002 год. Страна только начинала оправляться после разрушительного лихолетья 90-х годов прошлого века, самым жестоким образом ударившего по эвенкам. В некогда благополучных хозяйствах (только в Тындинском районе было два совхоза и колхоз) ушли под нож оленьи стада, разграблены песцовые зверофермы, охотники остались без боеприпасов и снаряжения. Процветали туберкулез и алкоголизм, безжалостно «косившие» население. Народность оказалась на грани выживания.


Хотелось, чтобы к словам глубоко почитаемого эвенками деятеля культуры прислушались представители властных структур (а они присутствовали на празднике), и приняли радикальные меры. Но Амурскую область трясло от чиновной карусели. Сюда приходили и со скандалом исчезали в иные места губернаторы и члены их правительств. До эвенков ли было?


По-настоящему и серьезно проблемами аборигенов занялся нынешний руководитель субъекта Федерации. За год с небольшим Олег Кожемяко пять раз побывал на землях коренных народов Севера. И после каждой его поездки происходили перемены к лучшему.


Глава Тындинского района Тамара Лысакова особо подчеркнула ту заботу, что проявляет губернатор о возрождении и становлении национальных промыслов. По его указанию при Министерстве сельского хозяйства области создано управление традиционных отраслей северных территорий. Оно вплотную решает проблемы эвенков. И небезуспешно. Оленеводством сейчас занимаются родовые эвенкийские общины, которых по району насчитывается около полутора десятков. Для поддержки отрасли из областного бюджета на каждого оленя ежегодно выделяется до трех тысяч рублей субсидии.


Повсеместно возрождаются и охотничьи хозяйства. В селе Усть-Нюкжа бригады промысловиков действуют в колхозе «Нюкжа», возглавляет который опытный руководитель Виктор Крапивин. Он сообщил руководству района, что нынешний год выдался удачным на соболя. Сдано пушнины немало, и цены на аукционе в Санкт-Петербурге достойные.


Глава администрации села Первомайское Людмила Селезнева добавила, что нынче, в рамках областной программы «Охотникам и оленеводам», начато строительство двух двухквартирных домов.


Губернатор одобрил идею создания в селе Первомайском, в не столь отдаленной перспективе, буквально на следующий год, этно-туристического центра «Эвенкийская деревня» с гостиницей, чумом, охотничьим домиком, мастерской народных промыслов. Экзотика здешних мест привлекает туристов – и отечественных, и зарубежных. Они с удовольствием посещают таежные места, знакомятся с самобытным творчеством аборигенов, приобретают сувениры. В любом случае, наличие такого центра позволит и сохранить, и приумножить особенности самобытного искусства эвенков. Лучшие образцы его собраны в школьном этнографическом музее, руководит которым педагог Юрий Галузо.


На начало строительства (уже ведутся изыскательские работы) областной бюджет выделил 10 миллионов рублей.


Идея центра принадлежит директору эвенкийской школы-интерната, кандидату педагогических наук Александру Федоровичу Головину. Он излагал ее во властных структурах лет десять. И делал это до тех пор, пока не был услышан нынешним губернатором Олегом Кожемяко. Педагог-ученый очень признателен руководителю области не только за это. С гордостью он поведал мне, что с «благословения» руководителя Приамурья в текущем учебном году в детском саду, учебном и спальном корпусах установлено дополнительное электрическое отопление, заменена кабельная система освещения. Глубоко Олег Николаевич вник в суть профильного обучения эвенкийских детей. По его рекомендации осенью прошлого года было закуплено в Якутии за счет бюджета 46 оленей. Теперь в школе, впервые за всю ее 75-летнюю историю, появилось собственное стадо, где ребятишки будут получать навыки оленеводов. А чтобы им сподручнее было добираться к животным (пастбища располагаются вдоль реки Гилюй в 30-40 километрах от села), на приобретение нового вахтового автобуса, опять же из областного бюджета, выделено 1,800 тысяч рублей. В штате педагогов дополнительно появились два пастуха-оленевода.


О таком бережном и уважительном отношении к своему народу и мечтал Алитет Немтушкин.


Геннадий АСТАХОВ.


Амурская область

 



← Назад в раздел