Россия и Япония: работа над ошибками

Недавняя поездка полпреда президента РФ в ДВФО в Японию придала импульс кооперации двух стран в области энергоэффективности.


Состоявшийся в Хабаровске форум подсказал новые направления развития отношений, в том числе и с префектурой Ниигата. Как известно город Ниигата в последнее время стал крупным в Японии транспортным узлом в распределении нефтегазовых ресурсов, поступающих с территории России. Однако вопрос на форуме поставлен в другом ключе. Эпоха поставок сырья уходит, пришел век производства и продажи высокоэффективных и экологически чистых ресурсов, другими словами, продукции нефтегазохимии.


По признанию губернатора префектуры Ниигата Хирохико Идзумида, потребление энергоресурсов в Японии снижается, однако зависимость от поставок нефти и газа из России усиливается. Потому японский бизнес рад появлению на рынке сжиженного газа Сахалина, который стал конкурировать с такой же продукцией из Индонезии.


Появление нефти из трубопровода ВСТО стало альтернативой продукции из Саудовской Аравии класса «Азия-премиум». Что касается сотрудничества с регионами Дальнего Востока, то на 80 процентов в торговом обороте по-прежнему сырая нефть, хотя японцы готовы приобретать бензин и дизельное топливо высокого качества.


Кроме того, наступила эра новых видов топлива, на которые переходят автомобили, такие как диметиловый эфир и биоэтанол. Их транспортировка не требует высоких затрат на производство танкеров по перевозке сжиженного газа, они более эффективные и дешевые.


Япония готова предоставить свои технологии по сжижению каменного угля. Легкие фракции каменного угля – новое направление сотрудничества, потому японский бизнес хотел бы уже сейчас знать возможности поставок угля из Хабаровского края и Саха (Якутия), а так же схему распределения среди стран СВА нефти из системы ВСТО, объемы экспорта природного газа из газопровода Сахалин - Владивосток.


Правда, по признанию японцев, для успешного сотрудничества России нужно обратить внимание на транспортную инфраструктуру. Здесь много говорится, но мало делается. Важно повысить эффективность Транссибирской магистрали и активизировать разведку новых месторождений нефти и газа в Сибири.


Кстати, впервые на одном из месторождений Иркутской области недавно взмыл в небо японский флаг.


Крайне перспективно сотрудничество в сфере электроэнергетики. Россия наращивает экспорт электроэнергии в Китай, а значит, можно реализовать такой же проект поставок с Сахалина на Хоккайдо. Японцы ждут запуска новых проектов «Сахалин» под номерами 3, 4, 5. Особенно начало строительства НПЗ в Находке. Они считают, что снижение затрат энергоресурсов на единицу продукции высвобождает в России часть ресурсов, которую с радостью импортирует Япония. Кстати, эта часть не так уж и мала – 40 процентов объема добычи сырья, а с учетом энергоэффективности производства в РФ, которая ниже чем в Японии в 16 раз, то и больше.


По данным ученых, наша страна обладает 5 процентами мировых запасов электроэнергии, 7 процентами – нефти, 27 процентами – природного газа. Поставки на экспорт электроэнергии составляют пока 5 миллиардов, а потенциал составляет 21 миллиард киловатт часов. Экспорт нефти из России в страны СВА вообще исчисляется всего одним процентом объема мировых поставок.


Почему же при высоком потенциале сотрудничество невелико?Во-первых, отсутствием достаточных инвестиций для разведки новых месторождений. Во-вторых, низким уровнем технологического оснащения производства. В-третьих, отсутствием современных технологий по производству гелия из Сибирских месторождений газа. Наконец, высокой энергоемкостью и затратами. Японцы подсказывают, что необходимо сделать, чтобы выйти на новый уровень сотрудничества. Проявить политическую волю и согласовать федеральную политику в энергетической сфере с регионами СВА, рассчитать экономические риски, скорректировать правовую базу, задействовать механизм кооперации. Необходимо выполнять мастер-план от 1993 года, подписанный на межправительственном уровне еще президентом РФ Путиным и премьером Японии Коидзуми в 2003 году. Но самое главное, России не нарушать принцип свободной торговли. Ведь ограничения, введенные по импорту японских автомобилей и экспорту круглого леса, вернули объемы сотрудничества на уровень 10-летней давности.


Губернатор префектуры Ниигата добавляет – важно и не снижать обмен на всех уровнях, в том числе и культурном. Один авиарейс в неделю между Хабаровском и Ниигатой неудобен. После банкротства авиакомпании «Дальавиа» необходимо реализовать новые предложения, например, о создании совместной российско-японской авиакомпании, как альтернативного международного перевозчика.


Уж если существует российско-германское агентство по сотрудничеству в сфере энергетики, то можно создать такое же с японской стороной. Нужно протянуть друг другу руку и отбросить политические разногласия, создав российско-японский проект. Ведь привлекательность сферы энергетики в будущем будет расти.


Встреча губернатора Хабаровского края с губернатором префектуры Ниигата придала импульс развития отношений в сфере гражданской авиации. И уж если в обеих странах реализуются проекты строительства самолетов типа «Суперджет», то почему бы не войти в кооперацию и не запустить в Хабаровске завод по производству газотурбинного оборудования.


В общем, предложений на форуме прозвучало много, что подтверждает – российско-японскому сотрудничеству жить и развиваться.


Андрей СМИРНОВ.

   



← Назад в раздел