«Прогресс»: стабильное развитие, социальная направленность и значимость

– Перед Великой Отечественной войной авиаремонтный завод в Арсеньеве с номером 116, который сейчас и есть «Прогресс», был перепрофилирован в авиастроительный с задачей быстрого освоения в производстве учебно-тренировочного самолета УТ-2, остро востребованного в учебных заведениях Военно-Воздушных сил СССР. Фактически этот самолет стал настоящей «воздушной партой», за которой многие тысячи пилотов учились воевать, а потом в небе войны сражались за долгожданную победу.


Конечно, при организации производства этого самолета коллектив авиационного завода столкнулся с целым рядом трудностей, которые решить могли только они сами – время было такое, на помощь рассчитывать особо не приходилось. Тем не менее заводчане под руководством Николая Новикова, бывшего в ту пору директором завода, с честью смогли преодолеть все трудности и так организовали производство самолета, что уже в 1944 году, в самый накал боев, когда Красная Армия выбила фашистов с территории СССР, завод сдавал заказчику по четыре самолета в сутки!

После войны на завод пришли работать более 450 ветеранов-фронтовиков, один из которых – Николай Иванович Сазыкин – впоследствии стал директором завода. Позже, в честь этого выдающегося человека, Героя Социалистического Труда, его именем назовут и наш завод. Если говорить о днях сегодняшних, то работа с нашими ветеранами не прекращается ни на минуту. Во многом это заслуга Совета ветеранов авиакомпании «Прогресс», руководит работой которого один из наших уважаемых ветеранов, бывший главный технолог завода Николай Тарасович Рыбак. В свои немалые годы это энергичный и организованный человек, который так строит работу с ветеранами, что никто из них не может сказать, что его забыли. Дни рождения, юбилеи – всегда от Совета ветеранов к имениннику придет делегация, поздравит. Если плохо, если нужна какая-то помощь – опять Совет ветеранов. Если говорить о вкладе самого предприятия, то в этом году, как и в прошлые, в санатории-профилактории ОАО ААК «Прогресс» были организованы лечебно-оздоровительные курсы для ветеранов, которые с удовольствием принимали различные медицинские процедуры. На эти цели администрацией предприятия было выделено 400 тысяч рублей. На сегодняшний день оздоровительные процедуры прошли более 100 человек. В День Победы мы так же будем чествовать наших героев.


– С какими результатами, Юрий Петрович, авиакомпания «Прогресс» прошла 2009 год?


– Если говорить о финансовых результатах, то они такие: объем товарной продукции в 2009 году составил 6 миллиардов 570 миллионов 765 тысяч рублей, что на 199 процентов больше, чем за прошлый год. Практически полностью нам зачтено выполнение государственного оборонного заказа по строительству боевых вертолетов. Чистая прибыль компании была13 миллионов 215 тысяч рублей. Если в 2008 году средняя заработная плата составляла 12 580 рублей, то в 2009 году она увеличилась до 14 178 рублей. Выработка на одного работника в 2009 году составила 1 миллион 378 тысяч рублей, что на 176 процентов превышает аналогичные показатели 2008 года. На первый квартал 2010 года среднесписочная численность персонала предприятия составила 4912 человек, а на 1 апреля 2010 года – 5055 человек.


– В этом году на предприятии прошло несколько заметных событий, одно из них всероссийского масштаба…


– В феврале на базе авиакомпании «Прогресс» состоялась межотраслевая конференция по качеству, в которой приняли участие представители серийного завода, разработчика и основных предприятий-поставщиков, участвующих в разработке и изготовлении боевого вертолета Ка-50 «Черная акула» и новейшего разведывательно-ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор». На встрече собрались делегаты буквально со всей России.

Ситуация по вертолетам такова: мы выпустили и передали в ОАО «Камов» опытную партию вертолетов Ка-52. Эти машины участвуют в государственных совместных испытаниях, по их результатам предпринимаются соответствующие улучшения и доводки. Сейчас на предприятии изготавливается установочная серия, она будет подключена к проведению испытаний. К концу текущего года авиакомпания приступит к выпуску уже серийных машин, которые начнут поступать в войска. Но при этом, естественно, мы сталкиваемся с целым рядом технических и организационных трудностей.

Сегодня у нас три основные проблемы: качество – это точность изготовления деталей, узлов и агрегатов, кадры – уровень подготовки специалистов всех направлений и количество – технологическая готовность предприятия к массовому производству вертолетов типа Ка-52. Что-то из перечисленного находится в нашей компетенции, и мы поэтапно решаем возникшие проблемы, но что-то нам не подвластно – допустим, можно говорить о том, что какой-либо завод не готов предоставить необходимое количество оборудования. Или какой-то поставщик необоснованно затягивает сроки поставки того или иного прибора. И поэтому мы решили собрать наших основных поставщиков и все вместе разобраться в причинах сбоев и разработать шаги по их разрешению. Сейчас я могу сказать, что задачи, поставленные перед конференцией, были выполнены. Мы планируем проводить подобные встречи не реже раза в год.


– Каковы перспективы работы предприятия на ближайшие годы?


– Скажу так: предприятие имеет твердый объем государственного заказа, который может измениться только в сторону увеличения. Это касается в первую очередь вертолетов типа Ка-52 «Аллигатор». Увеличение объемов производства может быть обусловлено несколькими факторами: известно, что к Ка-52 проявили интерес ряд иностранных государств, с некоторыми из них уже есть принципиальная договоренность, что говорит о возможности организации производства экспортного варианта вертолета. Так же известно: в России появилось политическое решение о приобретении во Франции десантных вертолетоносцев типа «Мистраль». В печати сообщалось, что вслед за политическим решением грядет и экономическое – собственно само приобретение. На таких кораблях будут базироваться вертолеты российского производства, в том числе морской вариант нашего Ка-52. Разработчик вертолета ОАО «Камов» понимает, какие конструктивные изменения должны быть выполнены на «сухопутном» варианте, чтобы он мог использоваться для полетов над морем и боевого применения в соответствующих условиях. В случае постановки кораблей типа «Мистраль» на вооружение российского военно-морского флота перед нашим предприятием будет стоять задача изготовить несколько десятков «морских» «Аллигаторов».


Что касается гражданской темы, то перед нами поставлена задача восстановления производства легкого вертолета типа Ми-34, который впоследствиибудем производить в более совершенных вариантах. Сейчас совместно с разработчиком ведем работы по переводу чертежей этого вертолета в электронный формат – что будет в полной мере соответствовать той идеологии, котораязакладывается на нашем предприятии.


Еще одна машина рождается на нашем предприятии, – вертолет типа Ка-60/62. Это новая машина находится в нише вертолетов с массой 6 - 6,5 тонны. Вертолет транспортный, рассчитан на перевозку пассажиров в количестве примерно 14 человек. У него две разновидности, одна из которых, Ка-60 «Касатка», является боевой машиной для перевозки воздушного десанта, может оснащаться локальным бронированием и вооружением, а другая, Ка-62, является машиной общего назначения, в конструкции которой применяются ограничения, принятые для гражданской техники. До последнего времени оставался нерешенным вопрос относительно двигателя. Он должен быть установлен на этом типе вертолетов. Это сильно сдерживало работы по организации серийного производства. Сейчас он решен – оба вертолета до появления российского двигателя РД-600 будут оснащены французскими двигателями типа Ardiden. В настоящее время решается вопрос финансирования проекта. Но еще до окончательного решения, за счет собственных средств мы уже многое сделали для организации их серийного производства.


– В прошедшем году предприятие вкладывало значительные средства в переоснащение основного производства…


– В 2009 году мы запустили в эксплуатацию термостабилизированный цех программной обработки деталей, где сосредоточили большую часть нового оборудования, закупаемого в основном за рубежом. Токарно-фрезерные обрабатывающие центры DMU-125, токарные станки CTX, контрольно-измерительные машины – все это позволяет нам выйти на качественно новый уровень производства как по скорости, так и по качеству изготовления деталей. Не без трудностей, конечно. Раньше у нас никогда не было подобного оборудования, сейчас мы сами учимся на нем работать, учатся и операторы этих станков, и молодые руководители.


Многое сделано по организации нового литейного производства. В настоящее время из Италии получен новый литейный комплекс, который собираемся запустить в текущем году – от него в значительной мере зависит планируемое увеличение объемов производства. Еще я могу сказать, что текущий год на «Прогрессе» объявлен годом информационных технологий. В этом направлении нам предстоит сделать очень много, так как отставание в этой области российской авиапромышленности от западной весьма заметно, и мы, если собираемся конкурировать с известными западными авиакомпаниями, должны выйти на должный технологический, организационный и информационный уровень.


Еще одно немаловажное направление – кадры. Производство остро нуждается в квалифицированных специалистах, но современная система образования не всегда готова предоставить нам требуемые профессии. На западе страны инженерно-технические вузы готовят нужных нам специалистов, но очень сложно этих выпускников вытащить сюда, на Дальний Восток. В поисках квалифицированных кадров специалисты нашей кадровой службы, без преувеличения можно сказать, объехали всю страну. И кстати, в целом по авиастроительной отрасли средняя заработная плата на предприятиях ниже, чем у нас. Тем не менее мы разрабатываем целый ряд мотиваций, чтобы специалисты ехали сюда работать.


– Какая проводится на предприятии общественная работа?


– Неплохо по результатам своей деятельности за 2009 год поработало Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России: мы заняли третье место из более чем шестидесяти других региональных отделений. В этом заслуга не только аппарата регионального отделения, но и первичных отделений Союзмаша. Их на «Прогрессе» создано и активно работает четыре, и, по всей видимости, это не последняя цифра – ведь только из числа работников авиакомпании более девятисот человек являются членами Союза машиностроителей России.


В конце апреля на «Прогрессе» прошло весьма значимое для производства мероприятие – после тщательной проработки и консультаций состоялась учредительная конференция Совета мастеров, на которой были подняты вопросы работы мастерского состава. По мнению выступавших, производственных мастеров можно сравнить с командирами взводов – именно они непосредственно на поле боя решают те задачи, которые ставит им высшее командование. Иначе говоря, ни без мастеров, ни без командиров взводов никакие, пусть даже самые гениальные задачи выполнены не будут. Своевременность проведения конференции была очевидна – накопленные проблемы не решались длительное время, но сейчас для мастеров мы создаем условия, при которых они смогут более качественно организовать свой труд и труд вверенного им производственного участка. В будущем мы проведем встречу, на которой учредим Совет молодежи предприятия. Целью его создания является содействие профессиональному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодых рабочих и специалистов. Здесь же и содействие в адаптации молодых специалистов в трудовом коллективе, помощь в решении социальных проблем, профилактика негативных проявлений в данной возрастной среде - что вполне результативно можно проводить в малых трудовых коллективах, в которых буквально все члены на виду у остальных, опять же при содействии Совета мастеров. Разумеется, здесь нужно говорить и о значении воспитательной работы в духе патриотизма, уважения к предприятию, на котором работают молодые люди.


Еще одно событие, о котором следует упомянуть, – 26 апреляОАО ААК «Прогресс» вручена ежегодная краевая бизнес-премия «Компания года в Приморском крае-2009». Чтобы стать лауреатом этой престижной премии, компания должна стабильно развиваться, иметь выраженную социальную направленность и значимость. Авиакомпания «Прогресс» полностью отвечает этим требованиям. Примечательно: и в прошлом году мы были его лауреатами в номинации «Социально-ответственный бизнес» в числе еще трех приморских предприятий.


Алексей СУКОНКИН.


г. Арсеньев

   



← Назад в раздел