Сергей МИРОНОВ: Реформировать - не значит разрушать!

Суворовцы, нахимовцы, кадеты… Полагаю, у любого нормального, патриотически настроенного человека эти мальчишки в военной форме могут вызывать только самые светлые и добрые чувства. Ведь это ребята особой судьбы, с ранних лет посвятившие себя служению Отечеству. Они обучаются и воспитываются в уникальной системе кадетского образования, которая за долгие годы своей истории принесла России очень много пользы. Когда видишь суворовцев или нахимовцев, невольно вспоминаешь, что кадетами были полководцы М. Кутузов, А. Брусилов, флотоводцы Ф. Ушаков, П. Нахимов, канцлер А. Горчаков, писатель А. Куприн, мореплаватель Ф. Крузенштерн, многие другие выдающиеся деятели, прославившие нашу Родину. Суворовские, нахимовские училища и кадетские корпуса - не просто учебные заведения. В них - частица нашей истории. У кого не подкатывает комок к горлу при виде суворовцев и нахимовцев, чеканящих шаг по брусчатке Красной площади на военных парадах? Эта традиция, заложенная в 1945-м на Параде Победы, продолжалась затем новыми и новыми поколениями воспитанников СВУ и НВМУ, свято сохранявшими дух кадетской чести, кадетского братства.


Тем горше и досаднее становится оттого, что сегодня кое-кто готов с легкостью распрощаться и с этой традицией, и с самой идеей суворовской (нахимовской) военной школы в том виде, каком она существовала на протяжении долгих лет. Те реформации, которые проводятся сегодня в системе суворовских училищ и кадетских корпусов Министерства обороны РФ, у многих вызывают недоуменные вопросы. В различные инстанции, в том числе в мой адрес, поступают тревожные письма и обращения по этому поводу от военнослужащих, ветеранов, родителей детей, обучающихся или желающих поступить в эти учебные заведения, от различных общественных организаций и т. д. Как человек, которому по поручению президента РФ доверено возглавлять Федеральный попечительский совет над кадетскими корпусами, суворовскими и нахимовскими училищами, считаю долгом высказать свою позицию.


Все мы понимаем, что военная реформа – дело очень сложное и что глубокие перемены в облике Вооруженных сил не могут проходить безболезненно. Если в армии вместо 355 тысяч офицерских должностей остается 150 тысяч, это автоматически отражается на масштабах кадрового заказа для системы военного образования, в том числе на количестве обучающихся в СВУ, НВМУ и кадетских корпусах. Поэтому, если бы речь шла именно об оптимизации структуры и соответствующих сокращениях, то, я полагаю, все бы это восприняли с пониманием. Но, к огромному сожалению, не в этом суть того, что происходит ныне по воле чиновников военного ведомства. Под прикрытием красивых слов о «гуманизации» суворовских училищ и кадетских корпусов дело фактически идет к выхолащиванию уникального духа национальной суворовской школы, к размыванию самой учебно-воспитательной модели и базовых принципов, на которых она изначально основывалась.


С декабря 2009 года должности военнослужащих в суворовских училищах заменены должностями гражданского персонала. Фигуру офицера-воспитателя, имеющего богатый армейский опыт, способного воспитывать личным примером, пытаются заменить обычными гражданскими педагогами и психологами. Старшин заменяют завхозами. Сокращаются часы на военную подготовку. Серьезно меняется уклад жизни суворовских училищ: вместо образовательного учреждения военного профиля мы, похоже, получаем то ли интернат, то ли пансионат с шестиразовым питанием, где необязательными становятся привычка к воинской дисциплине, уставному порядку, форме и даже обычной физзарядке. Но самое странное в том, что реформаторы зачем-то отказались от нацеленности ребят на военную карьеру, от обязательности продолжения своего жизненного пути в качестве офицера. Из уст чиновников слышатся фразы о том, что, дескать, в современных условиях у детей должна быть «свобода выбора». Но в жизни все выглядит иначе. В прошлом году просто взяли и отменили преимущественное право суворовцев на поступление в военные вузы. Причем это было сделано отнюдь не гуманным методом. Все выпускники СВУ после прохождения профотбора получили предписания Минобороны на поступление в конкретные военные училища, куда и поехали тоже, кстати, за счет Минобороны. И только потом вдруг выяснилось, что вместо многих суворовцев приемные комиссии вовсю зачисляют других абитуриентов из обычных гражданских школ. По сути, чиновники просто «кинули» ребят. И никто, похоже, не собирается нести ответственность ни за поломанные судьбы юношей, мечтавших о службе в армии и на флоте, ни за бюджетные средства, зря потраченные на их кадетское образование.


Спрашивается, кого вообще можно подготовить в СВУ, если из них вытравят военное начало и превратят в нечто вроде «пансионов для благородных девиц»? Очередных безликих менеджеров, непонятно для кого и для чего предназначенных? Но ведь таковые и без того плодятся с избытком. С какой стати этим заниматься и Минобороны? А если юноше, в которого изначально никто не закладывает восприятие военной службы как жизненного предназначения, а прививают лишь психологию «менеджера», все-таки придется встать в армейский строй? Будут ли им двигать идеи служения, долга, чести, патриотизма? Или все ограничится сугубо материальным интересом? Боюсь, что скорее второе.


Вызывает сожаление, что подобные перемены в системе суворовских училищ и кадетских корпусов должностные лица Минобороны готовят и проводят кулуарно, избегая открытых обсуждений своих планов с общественностью. Явно не складывается у реформаторов диалог с ветеранскими организациями и прежде всего – с кадетскими общественными объединениями, которые категорически не приемлют затеянных преобразований, что, в частности, ярко показали недавние слушания в Общественной палате. Но если нет нормального взаимодействия с ветеранами, если их, по сути, отсекают от участия в жизни кадетских учреждений и воспитания нового поколения, то как же без этого закладывать воспитанникам уважение к традициям?


Особое возмущение ветеранов вызывает решение о том, что суворовцы и нахимовцы отныне не будут участвовать в военных парадах 9 Мая. Вот такой «сюрприз» к 65-летию Великой Победы! Официальные объяснения скупы и невнятны: «прекращение участия суворовских училищ в парадах в первую очередь направлено на повышение качества учебы». Не буду говорить об историческом беспамятстве тех, кто сподобился до такого додуматься. Сугубо казенное и технократическое отношение к святым вещам -вообще повод для отдельного разговора. Но как можно не понимать, что традиционное участие воспитанников СВУ и НВМУ в военных парадах всегда играло, помимо прочего, огромную роль именно в учебно-воспитательном процессе?! Ведь право пройти в парадном расчете надо было заслужить. И это была отнюдь не тупая шагистика, не потеря времени, как представляется некоторым, а важнейший духовно-нравственный рубеж в становлении личности будущего защитника Родины. Был дух соперничества, была эмоциональная заряженность, был эффективный стимул для хорошей учебы. Убедительный пример привел как-то на этот счет дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт В. Джанибеков. Во время учебы в Ташкентском СВУ он не раз участвовал в парадах. И это не помешало ему и еще 17 его товарищам из группы в 29 человек окончить училище с золотыми медалями. А пятеро из этой группы потом доросли до генеральских должностей.


Возникает ощущение, что люди, которые взялись за реформирование суворовских училищ, не вполне понимают, что, собственно, они реформируют. Так, руководитель департамента военного образования и науки МО РФ Т. Фральцова в одном из публичных выступлений заявила, что нынешние новации, оказывается, нужны, чтобы преодолеть "однобокость" образования, которая, по ее мнению, была присуща системе суворовских и нахимовских училищ. Но позвольте! Откуда подобные представления? Хорошо известно, что выпускники СВУ и НВМУ в большинстве своем могли дать фору сверстникам, обучавшимся в обычных школах, и по уровню усвоения школьной программы, и по разносторонности развития личности. Помимо школьных предметов и военной подготовки их учили правилам этикета, танцам, им создавали все условия для развития культурного кругозора, занятий различными видами спорта. Причем учили их высококвалифицированные педагоги на прекрасной учебной базе. Зачем наводить тень на плетень, если есть убедительные результаты, доказывающие эффективность суворовской школы? Кого подготовят в суворовских училищах по новым правилам, пока неведомо, а вот, что дала стране традиционная система обучения и воспитания в СВУ и НВМУ, известно очень хорошо. Эта кузница элитных кадров за 65 лет своего существования взрастила 68 Героев Советского Союза и России, восемь командующих округами и 20 командующих армией, более тысячи генералов, около 150 тысяч кадровых офицеров. Среди прошедших школу кадетства – 500(!) докторов наук, министры, академики, космонавты, прославленные спортсмены, народные артисты… Это что, плоды «однобокости»? Отнюдь! Это убедительные показатели исторической успешности системы, отказываться от которой просто преступно.


Хочу особо подчеркнуть: если взять не только Вооруженные силы, а Россию в целом, мы сегодня можем говорить о настоящем феномене востребованности кадетского образования. Помимо 17 кадетских учреждений, подведомственных Минобороны, в стране их уже многие десятки самого разного профиля. В МВД, к примеру, создают суворовские училища одно за другим. И тут что-то не слышно разговоров о выращивании кадров куда-то на сторону, говорят о целенаправленной подготовке профессионалов именно для милицейской службы. Свои кадетские учебные заведения созданы в ФСБ, МЧС, ряде других федеральных ведомств. Кадетские корпуса стремятся иметь регионы, кадетские школы и классы возникают в некоторых муниципалитетах. В этом процессе есть, прямо скажем, известная доля бессистемности и даже стихийности, но это другой вопрос. Главное же, что в самой модели кадетского образования люди видят эффективный способ подготовки элитных кадров под конкретные профили, для определенных сфер деятельности, государственных и муниципальных учреждений и т. д.


Задачи по модернизации страны, поставленные президентом России Д.А. Медведевым, резко поднимают цену профессионализма. И понятно, что чем раньше в человеке просыпается призвание, чем раньше умные педагоги и воспитатели начинают развивать соответствующие способности и задатки, тем выше шансы воспитать настоящего профессионала. Это в полной мере относится и к военной сфере. Вот почему мы вправе требовать от Минобороны, чтобы в тех же суворовских училищах и кадетских корпусах решались именно те вопросы, которые, кроме этого ведомства, решать некому. Мы вправе требовать, чтобы бюджетные деньги шли не просто на обучение хороших и образованных людей и тем более не на взращивание «благородных» барчуков, а на воспитание настоящей военной элиты. Той, которую, как говорили в старину, надо еще в детстве «вскармливать с копья», которой со спокойной душой можно доверить самое современное оружие, технику и защиту рубежей нашей Родины.


Должен признать, что в сложившейся ситуации есть большая доля ответственности законодателей. Не дело, что в Федеральном законе «Об образовании» до сих пор нет норм, определяющих, что такое кадетское образование, каковы его задачи и особенности. Надо четко определяться со структурой, статусом кадетских учебных заведений, с образовательными стандартами. Согласен с теми, кто ставит вопрос о том, что для суворовских училищ должен быть разработан особый образовательный стандарт. Логично было бы закрепить за ними статус учреждений начального военного образования, выпускники которых должны в обязательном порядке продолжать службу на офицерских должностях в Вооруженных силах.


Надо не отказываться от богатейшего опыта и традиций, а, наоборот, развивать и приумножать их, применяя к сегодняшним задачам и проблемам. Вспомним, в частности, ради чего в тяжелейшем 1943 году были открыты суворовские училища. Одной из главных целей было решение проблем военного сиротства и детской беспризорности. Это был способ дать возможность реализовать себя в жизни детям погибших фронтовиков, партизан, сыновьям полков и т. д. Тогда эту задачу решили весьма эффективно. А что сегодня? Серьезнейшие вызовы опять встают перед обществом: детская преступность и беспризорность, наркомания и рост количества подростковых экстремистских группировок… Надо срочно искать адекватные ответы на все это. Именно Минобороны, используя ту же модель суворовских училищ, могло бы внести весомый вклад в решение острейших социальных проблем. Не витать в эмпиреях, а спасать детские души и жизни! Вот на чем надо бы сосредоточиться реформаторам, вот за что бы им сказали спасибо.


Полагаю, что назрела необходимость рассмотреть проблемы суворовских училищ и кадетских корпусов на парламентских слушаниях. Совет Федерации возьмется за это дело. Пора, наконец, собрать и выслушать всех заинтересованных лиц: и тех, кто ответственен за нынешние реформации, и тех, кто оппонирует им. Пора открыто и честно проанализировать, что происходит. Пока ясно одно: то, что делается с СВУ и кадетскими корпусами, делается в основном явочным порядком и вызывает мощное отторжение у общественности. И вовсе не потому, что какие-то консерваторы сопротивляются чему-то новому, креативному. Никто не спорит: модернизация нужна и самим суворовским училищам. Тут, как и везде, необходимо внедрять новое, современное оборудование, инновационные технологии, развивать инфраструктуру. Но при этом важно не терять главную цель - подготовку военных профессионалов. Если теряется суть, если разрывается нить преемственности кадетских традиций, это обессмысливает любые эксперименты и новации. Это уже никакая не модернизация, а чистая профанация. Ведь реформировать - не значит разрушать.

   



← Назад в раздел