Второе дыхание «Бурея-крана»

Приятное удивление

В Амурской области не так много предприятий, которые достойно пережили перестройку и череду финансовых и экономических кризисов. «Бурея-кран» появился на карте страны в 1943 году. Завод быстро стал одной из опорных точек развития региональной экономики. Правда, изначально его продукцией интересовались в основном железнодорожники, мостовики, строители и представители других отраслей, чья деятельность так или иначе связана с подъемом и транспортировкой грузов. В настоящее время все теснее узы взаимодействия с сельским хозяйством. Направление новое, а потому несет надежды на долгосрочные перспективы.

То, что случилось в начале апреля, кроме как историческим событием не назовешь. На заводе началась отгрузка машинокомплектов современных, энергоемких комбайнов «КЗС - 12-18». После сборки они обретут российскую прописку и новое имя – «Амур - Полессе». Это будет уже отечественная техника, которая попадает под действие программ господдержки сельского хозяйства. Благодаря этому комбайны, собранные в Амурской области, обойдутся местным крестьянам, фермерам и колхозникам в половину стоимости. Остальное оплатит областной бюджет. Заводчане тоже видят в происходящем поводы для оптимизма – «Бурея-кран» получит дополнительное дыхание.

– Правительство Амурской области сделало мудрое решение по освоению производства комбайнов, – подчеркивает генеральный директор ОАО «Бурея-кран» Николай Силантьев. – Конечно, это позволит обновить парк уборочной техники в наших хозяйствах, который просто устарел. Что касается нас, то завод получил субсидии. Я сам с Урала, работал на предприятиях в Челябинской и Свердловской областях. Таких решений я не встречал, и подобная политика региональных властей стала приятным удивлением.

Это позволит уже в нынешнем году резко увеличить объемы реализации и выпуска товарной продукции. Сегодня здесь трудятся 370 человек. Выпуск комбайнов вкупе с другими основными направлениями работы позволит избежать увольнений, сокращений, которые мог повлечь недавний финансовый кризис. В 2011 году программу сотрудничества с белорусской стороной ждет новый этап – часть изделий мы будем изготавливать сами. Это позволит еще более увеличить занятость наших работников. 

Под белорусским контролем

В качестве поставщика машинокомплектов выступает Гомельский машиностроительный завод. Договоренность о подобном сотрудничестве была достигнута в феврале, когда белорусские машиностроители посетили Приамурье и встретились с руководством регионального правительства. Уже в конце апреля около 45 комбайнов покинут заводские цеха. К началу уборочной их количество достигнет 180.

– Как в любом новом деле, возникают различные нюансы, но в нашем случае основные затруднения вызывала отнюдь не техническая, сколько организационная часть, – делится заместитель генерального директора по производству Александр Чигаревский. – Сегодня проблем нет. Все работы проводятся под неусыпным контролем команды гомельских специалистов. И помогают, и подсказывают.

– Все, что здесь происходит, называется предпродажной подготовкой. Пока комбайны приходят практически в собранном виде. Остается поставить их на колеса, оснастить электрооборудованием, проверить гидравлику и другие узлы и параметры. Далее – первый запуск двигателя и проверка хода, – углубляется в подробности водитель-испытатель завода «Гомсельмаш» Виктор Казанник. – Техника серьезная, оснащена компьютером. Есть функция, позволяющая отслеживать работу и производительность машины через системы спутникового контроля.

Наглядно видно, насколько быстро заполняется зерном бункер, а если поломка, то всегда можно определить, на каком этапе, в каком месте двигатель перешел на аварийный режим, сколько времени все это продолжалось и какова вина механизатора. То есть любой сбой, недочет всегда можно выявить на начальном этапе. Есть возможность обучения персонала того или иного колхоза, который станет покупателем.

Творческий подход

Как отмечают в региональном Минсельхозе, белорусские машиностроители подошли к сотрудничеству творчески. Изначально их новые «КЗСы» выпускаются для работы на зерновых посевах. Амурская область в этом плане довольно специфична - значительную часть пашни занимает соя. Гомельские конструкторы учли данный фактор и усовершенствовали конструкцию главного рабочего инструмента – новая жатка, как говорят специалисты, теперь «заточена» под уборку сои.

– Также с учетом обводненности амурских земель мы предложили гомельским производителям оснастить комбайны нижним листом защиты. В случае чего застрявшую машину всегда можно вытащить на сухое место, – добавляет главный инженер «Бурея-крана» Евгений Логинов. – Кроме того, буквально вчера была делегация белорусского завода. Достигнута договоренность, что кооперацию расширим. Некоторые комплектующие будем делать сами. Жатку, подборщик, наклонные шнеки, даже бункер и другие сегменты. Наши мощности и оборудование позволяют все это выполнять.

Как известно, стоимость комбайнов, выпускаемых на «Бурея-кране», будет достигать примерно 5,8 миллиона рублей. С учетом политики пятидесятипроцентного удешевления такие машины окажутся привлекательными для абсолютного большинства амурских сельхозпроизводителей. Интерес к ним заметен уже сегодня. За первой партией, как шутят в местных цехах, «очередь не занимать» – все уже раскуплено.

Процесс поставки машинокомплектов не прекращается. Под «Амур-Полесcе» пришлось освободить добрую часть территории производственных помещений. Готовые варианты выстраиваются на открытых площадках. Рядом то и дело «паркуются» железнодорожные платформы. Рабочие отгружают очередную партию машинокомплектов, которые тут же занимают освободившееся место на сборочной площадке. Руководство предприятия не исключает - в случае наращивания темпов комбайностроения возможен переход на работу в несколько смен и даже на круглосуточный режим.

Сохранить и приумножить

Начало выпуска комбайнов на «Бурея-кране» рассматривают как добрый знак. За годы экономических потрясений завод и его люди пережили всякое, но при этом не переставали работать. В копилке предприятия – награды и дипломы за победы на всероссийских и международных выставках в Москве, Мадриде, Брюсселе… 2010-й ознаменовался вхождением в «Топ-100 крупнейших предприятий» страны. За всем этим - профессионализм коллектива и преданность рабочим традициям.

А начиналось все в 1943 году, с выпуска небольших по современным меркам кранов грузоподъемностью до 12,5 тонны. Многие из них до сих пор работают на предприятиях самых разных отраслей и форм собственности. За последние полтора года удалось пересмотреть взгляды на требования, предъявляемые к сложным подъемным механизмам. Сегодня грузоподъемность отдельных «бурейских» кранов может достигать 50 тонн.

– Краны были мостовые, козловые, рассчитанные на работу в самых разнообразных условиях, – напоминает об истории предприятия генеральный директор Николай Силантьев. – Настал момент, когда рынок оказался насыщен подобной продукцией, ведь завод функционирует в условиях жесткой конкуренции. Поэтому, когда в 2007 году сменился собственник, «Бурея-кран» приступил к освоению новых направлений деятельности. В частности, было налажено производство металлоконструкций. Такой шаг оказался дальновидным: с наступлением финансового кризиса в прошлом году спрос на краны упал до минимума. Металлоконструкции позволили не просто выжить – сохранить потенциал для последующего развития.

– Большое количество зданий нефтяного терминала «ВСТО» в приморском порту Козьмино построено на наших металлоконструкциях, – добавляет главный инженер предприятия Евгений Логинов. – В общей сложности туда направлено более 1000 тонн изделий, ставших основанием для эстакад топливных, сливных, кабельных, мостов, других зданий. В настоящее время ведутся переговоры об изготовлении еще 200 - 400 тонн металлических изделий в рамках подготовки к грядущему саммиту на острове Русском. Там возводятся объекты инфраструктуры. «Бурея-кран» напрямую участвует в подготовке этого важного мероприятия.

Пережив сложные экономические времена, заводчане отмечают: помимо металлоконструкций вновь растет интерес к кранам. Если за весь прошлый год «Бурея-кран» изготовил и отправил потребителям пять кранов, то за первый квартал 2010-го выпущено уже 10 подъемных механизмов.

Сейчас в цехах завода собираются два крана, которые так же примут непосредственное участие в строительстве моста на остров Русский. Это сложные механизмы грузоподъемностью до 35 тонн. В качестве заказчика выступает хабаровское предприятие «Дальмостстрой».

– До перестройки завод выпускал 100 кранов в месяц. Козловых, мостовых, несколько портовых, – продолжает Евгений Петрович. – Собрано несколько штыревых кранов для алюминиевой промышленности. Это уникальные сложнейшие механизмы, которые до перестройки делались при совместном участии Венгрии, Югославии, Польши. Они до сих пор работают на алюминиево-плавильных заводах в агрессивных средах, при высоких температурах. 

Недавно выиграли серьезный тендер на заказ для компании «Сибур». Необходимо сделать уникальный кран контейнерного типа с электронным управлением. Ничего подобного в России еще нет. Думаю, с подобным отношением к работе, качеству и ответственности уже в ближайшие годы производительность «Бурея-крана» значительно поднимется.

Андрей Анохин.     



← Назад в раздел