Амурская область и республика Беларусь: совместный машиностроительный проект

– Сергей Игоревич, для чего нам выпускать белорусские комбайны, если их можно просто купить?

– Говоря прямо: покупать придется очень много, а если наладить сборку в Амурской области, то решится сразу комплекс проблем. Причем многие из них являются ключевыми в региональной экономике. Имея достаточно мощный АПК, мы не всегда можем вовремя выполнить многие задачи. Качество тоже страдает. Изношенность комбайно-тракторного парка в области достигла 85 - 90 процентов. Нагрузка на технику в таких районах, как Михайловский и Тамбовский, выше запредельной. Новые машины, конечно, закупаются, но в недостаточном количестве. Интенсивность обновления необходимо увеличить в два - три раза. Только тогда мы достигнем баланса.

В прошлом и позапрошлом годах амурчане получили достаточно хороший урожай. Но уборочная проходила буквально «на острие ножа», завершившись в критические сроки. Кроме того, старые технологии, используемые в большинстве хозяйств, не позволяют повысить рентабельность работ. Мы теряем по полтора - два центнера сои с гектара. А ведь это наша валютная культура.

Без новой техники мы не сможем накачать «мускулы», а именно – наладить достойную переработку. Предприятия испытывают недостаток продукции. У нас спрос опережает предложение. Год назад наша область получила чуть больше 400тысяч тонн сои. Один только «Агроцентр» готов перерабатывать половину этих объемов. Есть масса других предприятий с неплохими возможностями.

При этом часть урожая продается в другие регионы, хотя, как показывают расчеты, каждая тонна сои, переработанная в Приамурье, дает полторы тысячи рублей в виде налоговых отчислений. Мы должны сами ее получать и сами перерабатывать. Для этого мы сейчас прорабатываем несколько вариантов и в ближайшее время будем готовы их озвучить. По зерновым ситуация несколько иная – спрос на них меньше, да и цены оставляют желать лучшего. Но проблема может быть решена за счет адекватного развития животноводства.

В планах на этот год – увеличение посевов сои до 500 тысяч гектаров. Мы должны обеспечить получение не меньше 480 - 500 тысяч тонн при минимальной урожайности тонна с гектара. Планы очень амбициозные, и мы их не выполним, если не сделаем качественного прорыва в плане обновления техники.

То есть в сельском хозяйстве все взаимосвязано. Это еще и новые рабочие места, и другие аспекты.

Но и это не все. Сборка комбайнов для двух крупных амурских предприятий, а именно заводов «Кран-спецбурмаш» в Шимановске и «Бурея-кран» в Новобурейске, является значительным заказом. И амурские машиностроители, и население названных муниципальных образований от этого только выиграют.

– Если есть спрос, то почему сами сельхозпроизводители не заинтересованы в обновлении техники?

– Они очень заинтересованы, но в большинстве своем просто не могут себе позволить подобные приобретения. Должна быть адекватная государственная поддержка. Поэтому областной бюджет нынешнего года сформирован так, что чуть ли не половина средств, а именно до 500 миллионов рублей, будет потрачена на субсидирование части затрат на покупку техники.

При этом мы понимаем, что каждой сестре по серьгам не дать. Если попытаться помочь всем и по всем направлениям, это будет неэффективное использование государственных средств. Проанализировали: в чем наиболее сложная проблема. В Приамурье около 5 тысяч тракторов, и они пока работают. С комбайнами ситуация критическая. Их почти 2 тысячи единиц, многие – сплошное решето. Чтобы положениеперестало усугубляться, ежегодно требуется закупать до 200 зерноуборочных машин, а лучше больше. Поэтому сначала займемся комбайнами.

Опять же пытаемся учесть реальные потребности сельхозтоваропроизводителей. Белорусские комбайны, которые собираются в Приамурье, – достаточно энергонасыщенные модели. Однако не каждому требуется комбайн мощностью 300 с лишним лошадиных сил и рассчитанный на урожайность свыше 20 - 30 центнеров с гектара. Поэтому Шимановский завод проводит еще и крупноузловую сборку небольших китайских комбайнов. Это очень простые машины для малых посевных площадей. Общий производственный план по обоим типам машин как раз – 200 экземпляров в год.

Хочу подчеркнуть – имеется уже 190 заявок на покупку этой техники. Из них экспертизу Россельхозбанка прошли более 90 претендентов. С остальными работа продолжается. В любом случае первая партия комбайнов, а это около 40 машин, уже обрела своих будущих покупателей.

Что касается упомянутого субсидирования, то пришлось пойти на беспрецедентное удешевление. Будущим владельцам комбайны будут обходиться в половину стоимости.

За первую партию машинокомплектов Амурская область уже произвела предоплату. Дальше предстоит работать по банковской программе «10-90». Если конкретнее, то комбайны, собранные в Амурской области, будут приобретаться покупателями через банк. Первоначальный взнос – всего 10 процентов стоимости машины. Эти деньги владелец изыскивает сам. Остальные 90 процентов вносит банк. Мы прекрасно понимаем, что многие хозяйства лишены залоговой базы как таковой, поэтому в качестве залога будет выступатьновый комбайн. Как только платежные документы поступят в амурский Минсельхоз, областной бюджет вернет сельхозпроизводителю 50 процентов стоимости техники.

– С комбайнами все понятно. На какие еще меры поддержки смогут рассчитывать амурские крестьяне в ближайшем будущем?

– Да, комбайны – главное, но не единственное направление господдержки. Взять хотя бы кормоуборочные машины. В прошлом году сена было много, а убрать мы его не могли – дожди мешали. Есть технологии, позволяющие упаковывать свежескошенную траву сразу на месте уборки. Подобные комплексы нами уже второй год субсидируются, также в пределах 50 процентов. Сначала люди к ним настороженно относились, но сегодня интерес явно растет.

С прошлого года попытались удешевить строительство пунктов по переработке молока и по забою скота – так называемых мини-боен. Кстати, по молоку тоже меры беспрецедентные. Областной бюджет субсидирует 95 процентов стоимости таких пунктов. Связано это с тем, что у нас вся молочная переработка сосредоточена в областном центре. Жители удаленных территорий в этом плане серьезно ущемлены. Если говорить конкретно – то это населенные пункты в радиусе свыше 300 километров от Благовещенска. Берутся во внимание Архаринский, Шимановский, другие отдаленные районы. Недавно такие пункты появились в Зейском и Сковородинском районах. На очереди другие территории Приамурья.

Мы стремимся к удешевлению оборудования и транспорта - скотовозов и молоковозов. Будут субсидироваться 30 процентов их стоимости. Столько же планируется возмещать за оборудование по содержанию и переработке птицы. Все это начатые несколько лет назад действующие инвестиционные проекты. Сюда же можно отнести доильное оборудование и организацию семейных ферм.

Андрей АНОХИН.

Амурская область       



← Назад в раздел