Лицо тихоокеанской столицы

Проезжая по старой автомобильной трассе Владивосток - Артем, все приморцы поражаются, как быстро, широкомасштабно и смело развернулось здесь строительство абсолютно новой современной магистрали: сотни мощных самосвалов, кранов, бульдозеров, грейдеров ворочают глыбы камней, засыпая ими долины, срезая, словно ножом, скалистые бугры и повороты, утюжат «постель» будущего автобана, по которому буквально через пару лет можно будет добраться из центра города до аэродрома за 30 минут.

Однако полпред президента России в ДВФО Виктор Ишаев далеко не уверен, что также , как транспортное ведомство, все строительные предприятия развернули ответственные объекты саммита АТЭС, которые уже в первом полугодии 2012 года должны быть сданы, что называется, «под ключ». И он в очередной раз с ревизией прибыл на приморскую землю и в сопровождении губернатора Сергея Дарькина, а также министерских лиц, ответственных за сооружение, двинулся на самые горячие точки. Пожалуй, важнее чем воздушные ворота в столицу Тихоокеанского края нет. И потому, прежде всего, Виктор Иванович осмотрел реконструируемую взлетно-посадочную полосу. Как доложил генеральный подрядчик – ООО «Корпорация Инжтрансстрой», здесь в зимний период были завершены все земляные работы. И теперь, по теплу, началось бетонирование взлетно-посадочной полосы, которое должно завершиться к августу 2010 года. А к ноябрю авиаплощадка будет оборудована всем необходимым для посадки и взлета самолетов из стран АТР.

– Для того, чтобы ускорить процесс бетонирования полосы, заказан мощный современный бетоноукладчик, – убеждают высокого гостя подрядчики.

За три года им предстоит полностью реконструировать аэродромный комплекс, что позволит принимать широкофюзеляжные самолеты без ограничений. Параллельно строится новый международный пассажирский терминал с пропускной способностью в пик максимальной нагрузки 1360 пассажиров в час. Проектно-сметная документация на строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту получила положительное заключение.

Как подчеркнул губернатор Сергей Дарькин, новый современный аэропорт, отвечающий всем стандартам мировой практики, стимулирует развитие Приморья в целом. После реконструкции аэропорт Владивостока сможет успешно выполнять функции хаба для рейсов, связывающих Восточную Азию с азиатской частью России и северной частью США и Канады.

Из 80 объектов саммита первоочередными являются, разумеется, два уникальных моста - через бухту Золотой Рог и на остров Русский, Дальневосточный федеральный университет, очистные сооружения, новые системы тепло- и водоснабжения, которые должны переплести, как кровеносные сосуды, организм города. На них и было на сей раз обращено особое внимание инспектирующих. Несмотря на то, что гигантские мосты от берега к берегу тянутся «не по дням, а по часам», несмотря на то, что небывалыми темпами идет строительство Дальневосточного федерального университета, у полпреда сложилась критическая точка зрения на состояние островных объектов. Он откровенно и остро высказал свои комментарии на совещании, проведенном в Доме переговоров на Санаторной - на рабочей планерке «командующей верхушки» сооружения нового международного комплекса России, имеющего «архиважное значение для развития всего Дальнего Востока».

В итоговом совещании по результатам проверки принял участие довольно обширный круг подрядчиков. «О ходе строительства объектов для проведения саммита АТЭС-2012 в городе Владивостоке» доложил заместитель министра регионального развития РФ Роман Панов, с содокладами выступили руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Игорь Захаров, заместитель руководителя оперативного штаба Минэнерго России Николай Брусникин. Об общем ходе подготовки к саммиту доложил губернатор Приморского края Сергей Дарькин. Доклады и содоклады вызвали аналитические «перекрестные» дебаты. В частности, участники подняли очень больную проблему. Вся проектная документация строящихся объектов саммита АТЭС, уже должна быть готова. На руках у строителей должны находиться все необходимые экспертизы.

Полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев возмутился:

– В настоящий момент нет доброй половины документации. Говорить уверенно, что все нормально, язык не поворачивается!

Он пояснил, что всем задействованным в подготовке к международному форуму структурам необходимо иметь резерв во времени. Причем не столько финансовый (государство выделяет средства своевременно), сколько производственный. Согласно январским данным освоен совсем невысокий процент от общего количества средств, предусмотренных подпрограммой. По мнению полпреда, необходимо «поднапрячься», чтобы уложиться в выделенные сроки.

– Трудно будет осваивать по 45% средств в ближайшие два года, – сказал Виктор Иванович.

Если на острове Русском, который он посетил перед совещанием, ход сооружения объектов не вызывает особой тревоги, то строители, занимающиеся возведением Дальневосточного федерального университета, у моря столкнулись с нехваткой пресной воды на технические нужды. Имеющиеся скважины не обеспечивают всей потребности. Об этом рассказал полпреду президент группы компаний ЗАО «Крокус Интернэшнл» Арас Агаларов:

– Воду добываем и морскую опресняем, планируем даже собирать дождевую для использования в технических целях.

– Ну, вы бы еще слезы собирать попробовали, – пошутил Виктор Ишаев и поинтересовался у главы Владивостока: в чем тут суть проблемы?

– Проект организации строительства ДВФУ предусматривает обеспечение всех участников строительства на острове Русском объемом воды 3,5 тысячи кубометров в сутки, которые должны доставляться танкерами, – прокомментировал ситуацию генеральный директор ФГУ «Дальневосточная дирекция Минрегиона» Евгений Рогоза. – Для этого необходимо выполнить несколько условий: иметь в наличии емкости и оборудовать причалы.

Тогда в чем проблема? В распорядительности! Можно было завозить воду морем и с помощью аккумуляторов пускать ее по временному водоводу в необходимые точки...

Что касается энергообеспечения островных объектов, то для них на острове организовано бесперебойное снабжение от трех независимых источников. По итогам совещания решено обратить в будущем особое внимание на энергетическое обеспечение. С этой целью будут построены центральная ТЭЦ и распределительные сети, что позволит вести стройку в бесперебойном режиме.

Остров в связи с подготовкой к саммиту должен получить всестороннюю экологическую защиту: в планах предусмотрено создание здесь особой экономической зоны, что придаст импульс развитию туризма на Дальнем Востоке. 

– Создается особая экономическая зона двух типов – туристического и рекреационного характера. Это позволит значительно расширить возможности предоставляемых услуг дальневосточникам. Далеко не все наши земляки имеют возможность и желание отдыхать за рубежом и в других регионах России. Это и далеко, и дорого, и другие часовые пояса. Уверен, многие дальневосточники захотят отдыхать и лечиться, не выезжая за пределы Дальнего Востока, если для этого будут созданы все условия на острове Русском во Владивостоке.

Экология – особая забота! Не случайно во время своего визита полномочный представитель президента посетил строительство очистных сооружений Центрального, Южного и Восточного планировочных районов Владивостока.

– Строительство очистных сооружений – один из важных инфраструктурных проектов в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 года. Это позволит нам прекратить сброс неочищенных стоков в море, а значит, улучшить санитарное состояние прибрежной акватории экологическую ситуацию в целом, – отметил губернатор Сергей Дарькин. – Реализация этого проекта будет способствовать укреплению имиджа Владивостока как современного и комфортного города XXI века.

На совещании строителей, проведенном Виктором Ишаевым во Владивостоке, немало говорилось об оптимизации строительства объектов саммита и экономии здесь бюджетных средств. Задача ясна: ведь незадолго до этого мероприятия состоялась видеоконференция, проводимая помощником президента - начальником Контрольного управления президента Российской Федерации Константином Чуйченко. На ней Сергей Дарькин представил доклад, в котором отметил, что администрация края провела большую работу по оптимизации расходования бюджетных средств при строительстве объектов саммита АТЭС. «Всего благодаря принятым мерам оптимизация бюджетных средств составила 70 миллиардов рублей. Экономия произведена за счет применения территориальных единичных расценок, которые на 11 процентов ниже федеральных, проведения тендеров, оптимизации логистических схем, применения материалов российского производства и современных технических решений», – отметил губернатор.

Администрация Приморского края выступает заказчиком по 16 объектам общей стоимостью 85 миллиардов рублей. По словам губернатора, созданные в администрации края схемы оптимизации расходов рекомендуются всем подрядным организациям, занятым на подготовке к саммиту. Например, на острове Русском разработан карьер, и теперь щебень добывается рядом с местом строительства федерального университета, а не завозится морским транспортом. В итоге стоимость щебня уменьшилась в несколько раз. А таких примеров поиска рациональных путей использования местных ресурсов немало.

На рабочей летучке полпреда президента России в ДВФО Виктора Ишаева говорилось о сохраняющихся проблемах со сносом жилья, попадающего в поле строительства «саммитовских объектов», об улучшении фасада города, а также о строительстве новых жилых микрорайонов тихоокеанской столицы, имеющей особое значение накануне своего юбилея для контактов России со странами АТР.

Николай РУСС.   



← Назад в раздел