Мелодия японской души

  Вот как их комментируют преподаватели вузов: иероглифы – это кусочки природы, отображенные на бумаге, но современная жизнь наложила свой отпечаток на письменность. В письме и разговорной речи все больше иностранных слов – язык молчания уходит в прошлое. Современному японцу все труднее понимать человека по взгляду, походке, поступкам. Нет, в японский словарь не проникли выражения, обозначающие брань или проклятия, но школьника или студента стали оценивать по уровню благосостояния родителей, по числу рекомендаций уважаемых людей, по количеству зачетных баллов в аттестате, что никак не стыкуется с древними обычаями. «Первый визит в Японию 25 лет назад совпал для меня с юбилеем советско-японской дружбы, – писал как-то один из туристов. – Экскурсия в дошкольное учреждение оставила неизгладимое впечатление. Вокруг детской площадки не было забора, и это не могло не удивлять. Опасно малышам гулять в нескольких метрах от проезжей части – уверяли советские педагоги, но их японские коллеги были удивлены не меньше: зачем строить забор, если детям объяснили, что подходить к дороге нельзя? Трудно понять, почему этот факт врезался в память, но говорит он о совсем иной системе воспитания, с которой берет начало образование в Японии». Путешественники из России поражались: посещение начальной японской школы оставляет трепет в душе. Когда мы зашли в одну из них в Осаке, нам послышалась музыка, напоминающая и трель птиц, и журчание ручья. В голову не могло прийти, что это звонок на перемену. Директор объяснил, что сигналам в тревожном стиле не место в школах. До сих пор вой сирен напоминает японцам воздушный налет во время войны, поэтому по заданию правительства один из композиторов учел пожелание нации и написал мелодии школьных звонков, которые звучат до сих пор. Каким же должно быть образование в Японии, если в нем имеет значение мелодия школьного звонка? Система образования строга и консервативна. Программы обучения меняются крайне редко, а вот управление в вузах и школах – часто. Слишком стремительно развивается наука и техника, а вместе с ней - ученики и студенты. У молодежи меняются нравственные принципы. Недавно исследователи обратили внимание на ухудшающуюся успеваемость учащихся и пришли к выводу: загруженность учебного процесса на пределе. Педагоги уменьшили число уроков, провели повторное изучение и получили еще более удручающую картину. Оказалось, что проблема кроется в быстром росте благосостояния родителей и нежелании молодежи учиться. Специалисты пошли по пути сокращения времени урока и увеличения числа предметов. Японии нужны не узкие специалисты, а разносторонне подготовленные граждане – так называемые профессионалы широкого профиля. В этом образовательные программы в наших странах похожи. Тот, кто думает, что, имея достаточно средств, учиться в японской школе легко, ошибается. При поступлении в школу и вуз требования к кандидату самые высокие в мире. Один из российских студентов вспоминал сложную систему тестирования при собеседовании. Он не сомневался, что ответил правильно на все вопросы, но заключение педагогического совета было отрицательным: к обучению в японской школе не пригоден. После второго собеседования, когда речь шла о его практических способностях, преподаватели все же дали добро на поступление с формулировкой: присутствует европейский талант, отсутствует японская душа, но сердечная доброта и отзывчивость позволяют надеяться на успех. Вспоминает один из русских студентов университета Хоккайдо: «Поражаюсь японцам. Легко воспринимают любые сложные темы, но не понимают простого юмора. Когда русский смеется, японец даже не улыбается. Для старшекурсников не существует понятие «домашнее задание», и при этом они жалуются на высокую нагрузку. Идут на экзамен, совершенно неподготовленные, но на голову надевают повязки с надписью «обязательно сдам!» Живут в суперсовременных небоскребах, но с маленькими комнатами в национальном стиле. Конфликт поколений налицо, при этом среди японцев существуют так называемые мосты в прошлое и будущее. Родители их бьют палкой, чтобы заставить учиться, а они их благодарят, добавляя, что так бы поступить со своими детьми не смогли». Ни одна школа в Японии не похожа на другую. Главный принцип – имидж превыше всего. Педагоги скрывают от полиции даже воровство ради сохранения престижа школы. Практически все студенты оканчивают вузы, 75 % – университеты, а 10% – аспирантуры, но ни один человек в этой стране не поручится за то, что выпускник найдет себе работу по специальности. Япония – единственная страна в мире, где число вакантных рабочих мест для молодежи в 1,5 раза больше, чем специалистов-выпускников, при этом существует серьезный уровень безработицы. Молодежь берут на работу охотнее, чем пожилых людей, – им можно меньше платить. Желание получить хорошее образование столь велико, что родители идут на любые расходы. Нередко в престижных университетах уроки естествознания проходят за границей. Преподавателей и студентов из Японии частенько видят в музее живописи Лувра в Париже. У них нет проблем с информацией – на сайте для всех открыта единая научная библиотека. Невозможно, чтобы учащиеся первого и десятого класса учились в одном здании школы. На образование родители начинают копить с момента рождения ребенка, потому что 75 % вузов частные. Стоимость обучения в год – более 10 тысяч долларов, и, если первокласснику нужен школьный ранец, а он в Японии не дешевле 250 долларов, родители с радостью идут на такие траты. Что касается русских в японской школе, это «белые вороны», которые не перестают удивлять. Не стоит забывать, что интерес к русским начинался с народных песен типа «Ямщик» и «Барыня». Внешность русского - это возможность подработать во внеурочное время, в частности в рекламе. Однако следует учитывать, что если для крупного университета российский студент – экзотика, то для более мелких вузов, особенно в сельской местности, это проблема. Она связана со Второй мировой войной и имиджем русского туриста в Японии. Сейчас в Японии учатся около 1200 студентов из США, около 300 из России. Поступившие в вуз иностранцы получают подъемные выплаты, общежитие и стипендию 350 долларов в месяц. Им предоставляется право бесплатно пройти курсы изучения японского языка. Молодежь из России всегда на дотации правительства Японии. Студенты-исследователи получают ежемесячный грант 1700 долларов. Кроме начальной, средней и средней специализированной школы в систему образования включены магистратура и докторантура. Хотите получить престижное образование? На это уйдут 15 лет и миллионы иен. Само поступление в вуз называют церемонией мужества. Учебный год начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Делится на три семестра. Сейчас в университетах минимум по 10 факультетов. Обучение на медицинском факультете на два года дольше. Говорят, что самая высокооплачиваемая профессия в Японии – стоматолог. Он получает около миллиона двухсот тысяч иен в месяц – 10 тысяч долларов. Каникулы для студентов - время подработки. Ей занимаются 90 процентов студентов. Часто на фермерских полях, кому не повезло – продавцами в магазинах. Реформы в образовании потребовались в связи с ростом насилия, самоубийств и детской преступности. Преступность невелика, но наносит существенный ущерб имиджу страны и министерству просвещения, культуры, спорта, науки и техники. Бороться с насилием в школе там не научились, открыта лишь горячая телефонная линия, ведь меры физического воздействия на учащихся запрещены законом. Уважение и почитание, и не только по отношению к старшему поколению, – главный предмет в школах и вузах. Возвращающихся из Японии студентов провожают плакатом: «Очень просим извинить за плохую погоду, которая могла стать помехой развитию мира и добрососедства между нашими странами». Сердца отъезжающих и провожающих соединяют цветными бумажными лентами, а на лицах ставших навсегда друзьями видны слезы расставания – следы японского языка молчания. Андрей СМИРНОВ.    



← Назад в раздел