Кадры для великих строек

Вектор экономического развития страны ускоренными темпами продолжает смещаться на Дальний Восток. Процесс этот острый, но естественный и необходимый. Это понимали и раньше. Фраза губернатора этого края Муравьева-Амурского: «Одними солдатами и пушками Дальний Восток не удержать, его необходимо осваивать» стала едва ли не афоризмом. Только освоение это задержалось надолго, как и заселение. Мощным толчком для ускорения этого процесса послужило решение царского правительства о сооружении Транссиба, что способствовало не только строительству новых населенных пунктов, промышленных предприятий, но и заселению этих мест. Ведь большинство крестьян, строивших магистраль, оставались в этих краях. Но дорога строилась вначале с чисто военными целями, да и всем строительством руководили военные. Курировало это глобальное, если говорить сегодняшним сленгом, предприятие Артиллерийское управление. А в нем служили в большинстве своем талантливые инженеры. Они же подбирали под стать себе и соответствующие кадры из гражданских технических учебных заведений. Короче говоря, Артиллерийское управление стало и кузницей технических кадров, из которых, в свою очередь, выросла целая плеяда инженеров, руководителей, организаторов. На трасе строительства выросли и поселки, и мощные города. Такой же кузницей кадров в советские времена стало строительство Комсомольска-на-Амуре, затем сооружение БАМа. Методика набора людей на эти стройки мало чем отличалась от принятой военными - мобилизационной, приправленной еще и идеологической подоплекой. Но все вместе в те времена это способствовало и освоению новых земель, и решению миграционных задач, и подготовке специалистов. Сейчас задачи те же самые, только решать их приходится другими методами. Самой сложной по-прежнему остается проблема кадров. Кадров для великих строек. Ведь только в Якутии всего за пару десятилетий предстоит построить десятки не то что промышленных предприятий, но целых городов. Достаточно сказать, что здесь предстоит соорудить каскад из восьми гидростанций, а первая из них по мощности сопоставима с Братской ГЭС. Добывающих, перерабатывающих предприятий, металлургических производств, газо-химических – тоже немало. К каждому надо проложить железные дороги, автотрассы с мостами и другими сооружениями. Через год железная дорога в северном направлении выйдет к берегу реки Лена. Дальше двинется к Магадану, к Чукотке. Кадров, которые умеют это делать, в достаточном количестве в стране нет. Федеральная служба по труду и занятости подсчитала, что шестьдесят процентов вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. Здесь стоит сказать, что слово «рабочий» сейчас означает не человека, который работает топором и лопатой. Это специалист, обслуживающий сложнейшие механизмы, в том числе и с компьютерным управлением. Сейчас, например, на трассе строительства железной дороги от БАМа до Якутска заняты несколько тысяч работников. Трасса проходит по малонаселенной местности. Руководителей строительства озадачивают: «Почему вы мало привлекаете местное население?» Привлекают. На рубку просек под трассы, например, на подсобные работы. Но дорогу-то строят сейчас специалисты: водители большегрузных самосвалов, экскаваторщики, бульдозеристы, путеукладчики, строители мостов и других путевых сооружений. Нужны электрики, связисты, классные механики, машинисты. Нужны подготовленные люди рабочих специальностей. Что уж говорить о руководителях среднего звена – мастерах, инженерах… Кстати, Байкало-Амурскую магистраль с помощью современной по тем временам, в том числе и иностранной, техники строили едва ли не дольше всего Транссиба, который поднимали лопатами и тачками. Стройка на север от БАМа останавливалась не раз в связи с известными событиями. Некоторые бамовцы остались продолжать строительство на север, некоторые перешли на обслуживание действующего участка дороги от Транссиба до Томмота. В Нерюнгри, Алдане, Томмоте среди обслуживающего железную дорогу персонала бамовцев можно встретить во всех подразделениях. Они же составили и костяк коллектива строителей на продолжении стройки до Якутска. Выросли целые династии бамовцев. На станции Нерюнгри-Грузовая можно встретить семьи железнодорожников и строителей железных дорог. То же самое – в Алдане. Надо признать, что руководство республики заблаговременно готовило кадры строителей из местных жителей. Молодых людей направляли на учебу в сибирские и центральные технические вузы и техникумы, заботились о них. Это дальневидение сыграло свою роль. Почти все они вернулись после учебы в родные края и работают. Но потом технические профессии стали менее популярными. Молодежь пошла в юристы, экономисты, психологи… И целое поколение технарей оказалось пропущенным. Теперь этот пропуск начали срочно пополнять. С этой точки зрения фундаментальным можно назвать решение об учреждении и развитии Дальневосточного федерального университета на базе Якутского государственного университета, а в нем – Института транспорта. Создание такого учреждения напоминает организацию новосибирского Академгородка, сыгравшего ведущую роль в развитии науки, вообще подготовки кадров, в том числе и технических, для всей страны. На эту идею тотчас же откликнулись все транспортники Якутии, Транспортный союз республики, который возглавляет руководитель Корпорации «Трансстрой - Восток» Александр Дудников. «Мы готовы, – пишет он, – выступить в статусе стратегического партнера создаваемого института для взаимодействия производства с учебным процессом». Он тотчас же предоставил информацию о потребностях предприятий, работающих на строительстве железной дороги, в специалистах транспортного комплекса по разным специальностям на десять лет вперед. Александр Николаевич не понаслышке знаком с кадровой проблемой в транспортном строительстве. В 2002 году он, возглавляя первое в новейшей истории России акционерное общество на железнодорожном транспорте ОАО «АК «Железные дороги Якутии», всячески поддерживал работу с ДВГУПС и СГУПС в части подготовки выпускников школ по специальностям, востребованным в транспортном строительстве, с дальнейшим трудоустройством. Это были не просто мероприятия по выполнению Постановления Правительства РС (Я) «Об обеспечении и подготовке кадров для строительства железной дороги», а конкретная систематическая работа, которая продолжается и сегодня новым руководством компании. А в 2005 г. Александр Дудников инициировал открытие на базе Алданского политехникума отделения со специальностями «Строительство пути и путевое хозяйство» и «Техническая эксплуатация подвижного состава». Сегодня транспортные строители Якутии серьезно озадачены вопросом дефицита кадров на стройке. Корпорация «Трансстрой - Восток», выполняя функции управления строительством, взаимодействует с кадровыми службами подрядных и субподрядных организаций в вопросе трудоустройства выпускников вузов, обучающихся по линии Департамента РС (Я). Но гораздо острее стоит проблема по подготовке квалифицированных специалистов так называемого среднего звена. В связи с этим отдел управления персоналом Корпорации «Трансстрой - Восток» уже в прошлом году сделал попытку выхода на школы района с вопросами профориентации, а Александр Николаевич, являясь руководителем Попечительского совета Алданской гимназии, не раз встречался с выпускниками и обсуждал вопросы выбора профессии. В 2009 году в гимназии по инициативе восьмиклассников и их родителей стартовал проект «У твоей земли новая дорога». Проект проходит в рамках предпрофильного курса «Самоопределение», и его целью является определение будущими выпускниками и их родителями правильного направления в жизни и выбора профессии. Соавторами и непосредственными участниками проекта стали Корпорация «Трансстрой - Восток» и «Железные дороги Якутии». В школе № 9 п. Солнечного, где учатся внуки и дети транспортных строителей, работает музей БАМа и АЯМа, в котором систематически проходят профориентационные встречи школьников со специалистами в области транспортного строительства и ветеранами великих строек. – Энтузиазм, с которым мы получали результаты в строительстве раньше, достигался с помощью различного рода надбавок, коэффициентов, идеологических действий. Этот ресурс сейчас не работает. Надежда на то, что к нам поедет кто-то с образованием, – это вряд ли. Поэтому надо готовить людей на месте, из тех, кто живет здесь и не собирается уезжать. Причем делать это серьезнее, то есть давать качественное образование. Ведь дело это не временное, во всяком случае, развитие инфраструктуры в нашем регионе надо смело рассматривать вперед лет на 100 - 150. Конечно, это не значит, что регион сможет обойтись без привлечения людей и из других регионов, ведь населения у нас мало, а перспективы огромные. Значит, надо создавать такие условия, чтобы люди могли здесь и учиться, и работать в комфортных условиях. В будущем Институте транспорта планируется готовить руководителей-транспортников высшего звена. Определенный опыт в этом отношении уже накоплен. Примером может служить Алданский политехникум в части подготовки средних специалистов для нашей отрасли. Там и хорошие преподаватели, и своя довольно неплохая техническая база. Они проводят глубокую подготовку специалистов, как никакое другое учебное заведение такого уровня. Большую надежду мы возлагаем на специалистов техникума, который уже строится в Нижнем Бестяхе, на берегу Лены вблизи Якутска. Это крупный транспортный узел, в котором сходятся три федеральные автодороги – «Колыма», «Лена», «Вилюй» и наша железнодорожная магистраль. Так что есть где развернуться, где реализовать свой потенциал. И возможности для этого есть, и перспективы впечатляющие. Юрий Карпов.  



← Назад в раздел