Андрей РАССОМАХИН: «Звезда» должна сиять»

Андрея Юрьевича Рассомахина отличают офицерская выправка и подтянутость. Сразу видно человека ответственного и серьезного. Понятно, ведь после окончания Ленинградского (Санкт-Петербург) высшего военно-морского училища радиоэлектроники имени А.С. Попова, он много лет выходил в мировой океан на атомном подводном ракетном крейсере стратегического назначения. Окончил службу в 1995 году старшим помощником командира АПЛ, капитаном второго ранга. Второе высшее образование получил в Дальневосточной государственной академии экономики и управления. Работал в финансовых структурах, возглавлял Союз предпринимателей города, был заместителем главы городской администрации ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) Большой Камень. Сегодня Андрей Рассомахин – генеральный директор Дальневосточного завода «Звезда». Того самого, где ремонтируют, перевооружают и готовят к боевой вахте на море надежный щит Родины – атомные субмарины. Кроме того, в течение последних 12 лет на заводе утилизируют вышедшие из состава ВМФ и отслужившие свой срок атомные подлодки. Я поинтересовалась состоянием дел, настроением в коллективе. Андрей Юрьевич начал неожиданно: – Подводники, пусть не обижаются представители других родов войск – элита вооруженных сил. Привык гордиться делом, которое исполняю. Считаю, что надо скрупулезно и честно выполнять свои обещания и обязательства, выстраивать новые трудовые, социальные отношения. Сейчас наметилось такое движение. Главное, не сбиться с курса. ЗАРПЛАТА РАСТЕТ, КОЛЛЕКТИВ МОЛОДЕЕТ – А как настроен коллектив? – По-разному. Сегодня уже лучше, чем вчера. Пока на самом деле престиж нашей профессии не самый высокий. А я мечтаю о времени, когда трудовая слава «Звезды» засияет вновь. Когда работающий на заводе человек будет с гордостью говорить: «Я работаю на «Звезде». А окружающие будут радоваться за него. Хочу отдать должное тем, кто вместе с предприятием пережил нелегкие времена, кто сохранил завод, ядро уникального коллектива. Это настоящий подвиг, который дорогого стоит. Ведь оборонный госзаказ сокращался много лет. Заработки падали, многие высококвалифицированные специалисты и рабочие вынуждены были покинуть предприятие. Как руководитель, я чувствую себяувереннее, чем мои предшественники: оборонный госзаказ стабильный, начали всерьез осваивать гражданское судостроение. Хорошую поддержку нам в этом деле оказал губернатор Сергей Михайлович Дарькин. Можно говорить о стабильности и хороших перспективах на будущее. Средняя зарплата производственного персонала на заводе за последний год выросла на 20 процентов. Средний возраст работников с 56 лет снизился до 42. Если раньше в абсолютном большинстве у нас были заняты ветераны, то теперь в отделе кадров в очередь становится молодежь. Еще недавно при приёме на работу у нас не было особого выбора – брали всех. Теперь же появились участки, сектора, где идет жёсткий отбор. Люди сами начинают заботиться о дисциплине, повышении качества и производительности труда, осваивают новые технологии. – С чем это связано? Ведь новые заказы, строительство современной верфи лишь планируются? – Во-первых, мы активно занимаемся ремонтом и перевооружением ракетных атомных субмарин. Во-вторых, завод приступает к ремонту и модернизации надводных кораблей I и II ранга. Практически мы остаемся одним из немногих предприятий, которые поддерживают и повышают боеспособность Тихоокеанского флота. На «Звезде» осуществляется модернизация действующих мощностей, сохраняется специализация предприятия, принадлежащего оборонному комплексу страны. В-третьих, завершается международная программа утилизации, в рамках которой утилизировано 40 вышедших из эксплуатации АПЛ, в том числе на средства Японии, Канады, США, других стран. Теперь перед нами стоит не менее ответственная задача - вывезти все отработавшее ядерное топливо на МП «Маяк». Важнейшая составляющая нашего производства состоит в том, что при утилизации атомных подводных лодок и кораблей с ядерной энергетической установкой на предприятии обеспечивается ядерная, радиационная, промышленная и экологическая безопасность в соответствии с самыми современными нормами и требованиями. У нас создан специальный центр, который ведет ежедневный строжайший мониторинг окружающей среды. Завод не просто возрождается по своему основному профилю, но и получает новое развитие. Больше месяца назад мы приступили к закладке полупогружной буровой установки. Это уникальное изделие, которое уже потребовало привлечь к производству специалистов высокого класса. Вот его характеристики: буровая установка работает при глубине моря от 50 до 2 тысяч метров. Бурение, без учета глубины моря, может доходить до 7 тысяч метров. Персонал платформы – 160 человек, ее высота – 48 метров. На изделии будет установлена усиленная ледовая защита колонн и понтонов. Сейчас мы изготавливаем так называемые «юбки» – нижние опорные основания платформы. Я бы назвал это тонкой работой из грубого железа. Поэтому говорить, что завод живет только планами на будущее неверно – мы уже действуем. НАДО ЗАРАБАТЫВАТЬ – Когда будет построена верфь для крупнотоннажных судов? Кто на ней будет работать? – Руководством страны была поставлена задача: строить современные суда на отечественных предприятиях, а не переводить деньги за рубеж. Проект возник, когда на правительственном уровне было принято решение разрешить и развивать государственно-частное партнерство, в том числе и с иностранными компаниями. За полтора года проект прошел международную экспертизу, получил высокую оценку Морской коллегии при правительстве России. Заместитель председателя правительства Игорь Сечин поставил конкретные задачи, премьер Владимир Путин одобрил такое развитие. Большую роль в продвижении проекта сыграли генеральный директор Дальневосточного Центра судостроения и судоремонта Роман Троценко и губернатор Приморья Сергей Дарькин. В результате целый ряд предприятий, пройдя техническое перевооружение, начнут развивать крупнотоннажное судостроение. Сегодня по весьма напряженному графику уже ведутся инженерно-изыскательские и другие работы. Размещаются заказы на стройматериалы и комплектующие, осуществлен землеотвод под строительство. Подписаны намерения о совместных инвестициях с партнерами. В марте окончательно будет сформирована российско-корейская компания и начнется реальное строительство верфи. В 2012 году на воду будет спущен первый супертанкер. Наш коллектив увеличится на 4 тысячи человек. – Где же вы возьмете такое количество квалифицированных кадров? – Мы уже приступили к их подготовке. Отслеживаем ситуацию на других судостроительных и ремонтных заводах, приглашаем специалистов, которые по своему уровню отвечают требованиям создаваемого производства. Работаем в теснейшем контакте с Дальневосточным техническим государственным университетом. Пока есть проблема с молодыми специалистами. Идут к нам еще не очень охотно, предлагаемый заработок отстает от того, что может получить начинающий инженер во Владивостоке. Но у нас несравнимые перспективы роста. Некоторые выпускники ДВГТУ это поняли и оценили. У нас сформирована и принята программа кадровой политики. В планах – сооружение достойного служебного жилья для работников верфи, развитая инфраструктура, предусматривающая «шаговую доступность» к детскому саду, школе, магазинам. Корейские партнеры обещают провести реконструкцию Лицея № 15. Он должен превратиться в современный учебный центр по подготовке судостроителей. Добросовестный, квалифицированный работник сможет достойно содержать семью, обеспечит потребности в образовании детей, в отдыхе, сможет на свои доходы решить и транспортные проблемы. Перспектива открыта. А задача руководителей любого ранга не сбиться с намеченного курса. Эффективность работы руководителя измеряется только тем, насколько повышается уровень жизни, культурнее становится производство и среда, где обитают люди. «Нам здесь жить!» – сказал в начале своей политической карьеры губернатор Приморья. Мне нравится этот лозунг, ведь если следовать этимкурсом, то каждый на своем месте сможет сделать жизнь лучше, качественнее икомфортнее. Валентина ЧАРСКАЯ.    



← Назад в раздел